Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 11.10.14


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 11.10.14: 1 книга/1 фильм

+ссылки: фото, арт, культурологическое, благотворительность

Ричард Старк
«Расплата»

The Hunter
перевод с англ.: И. Мансуров
Центрполиграф, 2002 г.
Серия: Blockbuster. Экранизированный роман
240 стр.

Аннотация от издателя: «Профессионалу-одиночке, любителю поживиться за чужой счет Паркеру однажды крупно не повезло. Не с полицией – с подельником. Тот не только увел у Паркера жену, но и лишил его большого куша. Предатели-любовники быстро расправились с остальными участниками ограбления. Они думали, что избавились и от Паркера, но он чудом уцелел. И в один прекрасный день вернулся. Чтобы мстить...»

Аннотация перевирает фабулу. Подельник, конечно, был тот еще фрукт, но уж никак не «увел жену», и уж точно не «предатели-любовники». Подраматичнее, посложнее.

«Расплата» (точнее, все-таки, «Преследователь», но из коммерческих соображений связали название с фильмом 1999 года с Мелом Гибсоном) – хороший, крепкий боевик. Жесткий, жестокий, динамичный, с большим количеством трупов, часто случайных, что – удивительный, все-таки, феномен художественный литературы – почему-то не уменьшает расположение к герою. Паркер – убийца, прожженный циник, часто просто в тупую настаивает на своем, но вот все равно почему-то считаешь его если и не положительным героем, то тем, за кого болеешь, переживаешь. Вот «как баран», честное слово, а, наверно, черта, которая вызывает уважение.
Вероятно, психологически феномен «симпатии» объясняется и тем, что противостоят ему, как бы невинно пострадавшему, такие же бандиты, которые еще хуже из-за того, что, в отличие от героя-одиночки, объединены в мафию, к тому же из-за слишком вольготной жизни "потеряли хватку".
И еще удивительный момент. Вроде прекрасно знаешь, насколько придуманы все эти физические супер-способности, удивительная проницательность, вроде сам только недавно прочитал книгу об основах личной безопасности, в которой опровергаются многочисленные стереотипы, и вроде не такой наивный, чтоб не понимать, насколько сказочны все эти совпадения, которые всегда в пользу Паркера, а вот почему-то не влияет это на отношение к прочитанному. Как будто отключаются какие-то аналитические способности, и весь погружен и доверяешь вымышленному миру.

Ричард Старк – один из псевдонимов Дональда Уэстлейка (р.1933) – плодовитого американского писателя и киносценариста, писавшего детективы, фантастику и юмористическую прозу. «Расплата» была им написана в 1962 году. Попробую еще чего-нибудь его почитать.

«Расплата»
Payback
Режиссер: Брайан Хелгеленд
Сценарий: Брайан Хелгеленд, Терри Хэйес
По книге Дональда Э. Уэстлейк
В ролях: Мэл Гибсон, Грегг Генри, Мария Бело, Дэвид Пэймер, Люси Лью, Крис Кристофферсон и др.
США, 1999

Аннотация с кинопоиск.ру: «Член преступного могущественного синдиката должен заплатить своим боссам 130 тыс. долларов. Поэтому он приглашает Портера на дело. Вместе с ним и его женой они грабят автомобиль, в котором азиаты перевозят «грязные» деньги.

Но жене Портера подлый мафиози подсовывает фотографию мужа в объятиях проститутки, и супруга всаживает в благоверного пулю за пулей. Сочтя его мертвым, они забирают деньги и уезжают. Однако Портер не умер и через пять месяцев вернулся, чтобы расплатиться – вернуть свои деньги и отомстить».

По следам книги решил посмотреть фильм. Как понял, в свое время он либо прошел мимо меня, либо я его совершенно не запомнил.
Сразу – запоминать и нечего.

Все кино, по всей видимости, держится только на участии в нем Мела Гибсона, который в те времена был еще очень популярен. Я никогда не был его поклонником, к тому же в этом фильме он уже не такой молодой и харизматичный.

Сценарий основан на книге, но убраны некоторые сюжетные линии, из-за чего возникают вопросы, и появились новые интонации, которых совсем нет в книге. Так как те интонации, которые в книге, мне понравились, то отношение к фильму было негативным: такое, знаете, – зачем было портить хорошее?.. Но исходя из представлений о целевой аудитории будущего фильма его создатели, наверно, решили упростить, хм.

Из новых интонаций, которых совсем нет в книге, – странный юмор, вообще, и, в частности, связанный с темой сексуального садомазохизма (для любителей «гы-гы-гы!»). Любопытно, но не совсем приятно было увидеть в носительнице этой линии молодую Люси Лью (Лиу).

Главный герой сильно отличается от образа, который создал Ричард Старк. В книге Паркер цельный, а тут – смесь жестоких черт, из книги, и амплуа Мела Гибсона, уж никак не тянущего на «питекантропа».

Еще из неприятных впечатлений. Насколько все-таки быстро устаревают фильмы голливудского  мейнстрима. Вроде снято-то всего 15 лет назад, а ощущение какого-то старого архивного кино, ретро.
Получается, проверка временем – один из инструментов определения, насколько кино чего-то стоит. С другой стороны, иногда и фаст-фуд очень в тему. (философское) Всему свое время.

И да, некорректная аннотация к книге объясняется, по всей видимости, так: ее автор книгу не читал, а посмотрел кино.

Есть еще фильм 1967 года – «Выстрел в упор», режиссера Джона Бурмена. Считается классикой американского нуара, и, как пишется, этот фильм повлиял на творчество многих известных американских кинорежиссеров. Надо попробовать посмотреть.

ссылки
Полёт над Россией: аэрофотографии Сергея Фомина


Психоделические образы турецкого фотохудожника


Сумасшедшие фотоколлажи в ретро-стиле от Matthieu Bourel


Благотворительное сообщество Билет Домой - помощь попавшим в беду людям в Санкт-Петербурге


Приглашаю посетить страничку студии юных журналистов, которой руковожу: http://vo-gazeta-spb.narod.ru
Каждую неделю новые материалы про то, чем живут современные подростки.

В избранное