Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.22.03.15


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 22.03.15

2 фильма

+ссылки: культурологическое

2 фильма

«Левиафан»
Режиссер: Андрей Звягинцев

Оператор: Михаил Кричман
В главных ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов.
Россия, 2014

Очень подробно про фильм на «Википедии»

К моему приятному удивлению, смотреть было интересно. Все оказалось динамично. Я-то судил по прошлым фильмам Звягинцева (правда, не смотрел «Елену») и ожидал затяжных статичных, как бы многозначительных пейзажей и т.п., а тут ни одного «провисания». В общем, интересно рассказанная история.
И красиво снятая. Безжизненные, мрачно-серые пейзажи северной России – глаз не оторвать!

Но вот «алкогольная тема» уже за гранью моего понимания. Зачем это? Зачем так много? Ведь нереалистично же! И как-то бессмысленно, что ли…
Мат вроде бы живой, ухо не режет, но все равно немного утрированный – не верю, что так много его употребляют.
Вообще, все это похоже на представления городского интеллигента о «настоящей русской жизни».

Интересно рассказанная история. А вот сама история показалась очень странной. Когда нет «многозначительной атмосферности», когда рассказано просто, то неувязки, нестыковки, отсутствие логики, непонятная мотивация героев – все на поверхности. Поэтому количество вопросов зашкаливает.
Линия жены («загадочной русской женщины»?) вот просто поставила в тупик. В частности, как она связана с заглавной темой?..

Встреча у магазина с «простым православным батюшкой» – умоляю! Просто какой-то «Остров» Лунгина!..

Нельзя сказать, что уж все плохо – есть актуальные темы, есть тонко подмеченные детали и портретные черты героев, но и в то же время от других ощущение «клюквы».

Переоценили фильм, на мой взгляд, но на безрыбье и Левиафан хорошо;0)

Со многими знакомыми обсуждал феномен «Левиафана», почему он так громко прозвучал, привлек такое внимание, вызвал такие ожесточенные дискуссии: например, очень любопытно, какую роль в успехе фильма сыграл талант продюсера фильма Александра Роднянского?.. Особенно интересно это анализировать, сравнивая «Левиафан» с «Дураком» Юрия Быкова, тоже вышедшим на экраны в 2014 году, но которого практически никто не заметил. При этом переклички с персонажами, темами, ситуациями, мизансценами иногда просто зеркальные…

«Дурак»
Режиссер, автор сценария: Юрий Быков

В главных ролях: Артем Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров, Кирилл Полухин, Александр Коршунов, Ольга Самошина, Дарья Мороз, Сергей Арцибашев, Елена Панова
Россия, 2014

Аннотация на кинопоиск.ру: «Жизни 800 человек общежития висят буквально на волоске из-за безразличия местных властей. В любую секунду здание может рухнуть. И кто бы мог подумать, что судьбы людей окажутся в руках простого сантехника. Но удастся ли ему что-то изменить и предотвратить катастрофу?..»

Ну да, история не такая эпохальная, без ветхозаветных образов (то есть без глубины), но до них массовому зрителю, как представляется, и дела нет. Нет величественных пейзажей, все действие загнано в малометражные, перенаселенные квартирки, но зато герои-то самые что ни на есть народные – взятые из гущи. По идее, очень понятные. И тема совести, справедливости, вроде такая популярная в русской культуре, раскрыта намного ярче, чем в «Левиафане». А вокруг «Дурака» как будто заговор молчания. Обидно. Фильм-то заслуживает. Или у сегодняшнего общества такой лимит на внимание и обсуждение серьезного кино, что одного фильма в год достаточно? (И тут, конечно», «Дурак» проигрывает более статусному «Левиафану», который в Россию пришел с высоким западным признанием, что так важно для нашего, с заниженной самооценкой, зрителя.)

У «Дурака» есть, конечно, недостатки в виде излишней театральности реплик героев, скомканным показался финал (как будто авторы не знали, как закончить). Еще очень раздражала неестественно нанесенная татуировка на одном из героев второго плана:0) Возможно, кого-то будет раздражать «чернуха» (особенно если сравнивать чуть ли не с гламурными декорациями «Левиафана»). Но все равно – фильм явно заслуживает большего.

У Юрия Быкова я смотрел «Жить» и «Майор». Второй понравился, хотя не без не.

ссылки

20 самых необычных живых существ, обнаруженных за последние 20 лет


Про китайскую традицию деформации ступней (слабонервным не смотреть)

еще фото


В избранное