Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.04.16: о книге Георгия Данелии 'Кот ушел...'


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 19.04.16: 1 книга

+ссылки: культурологическое, арт

Георгий Данелия
«Кот ушел, а улыбка осталась»

Эксмо, 2015 г.
416 стр.

Аннотация от издательства: «Георгий Данелия постановщик таких, как теперь говорят, «культовых», фильмов, как «Сережа», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Не горюй», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон», ««Кин-дза-дза» — всех не перечислить, написал третью книгу — продолжение книг «Безбилетный пассажир» и «Тостуемый пьет до дна» — в которой продолжает повествование о фильмах «Паспорт», «Настя», «Орел и решка», «Фортуна».
Он рассказывает нам маленькие истории-воспоминания, то очень смешные, то с тенью грусти, — так похожие на его фильмы».

Я читал все книги Георгия Данелии.
«Безбилетного пассажира» в «Культурном минимуме» хвалил
«Тостуемый пьет до дна» тоже понравился

«Кота…», к сожалению, советовать не буду. Книга не понравилась.
Связано ли это с тем, что со времени первых двух прошло 4 года и что-то «сломалось» в литературном мастерстве, не знаю. Читать большую часть новой книги было скучно.
Юмор показался каким-то вымученным, много пустых подробностей. Предположение, сделанное в отзывах на первые две книги, что Данелия многое из того, что с ним происходило в жизни, приукрашивает (чтобы было похоже на «как в кино»), еще более усилилось.

Нет обаяния стилем – и вот уже начинаешь всматриваться, цепляться к каким-то фактам биографии, жизненной позиции, то есть позволяешь относиться критично.

В отношении к воспоминаниям Данелии в этот раз наверняка сыграло то обстоятельство, что из четырех фильмов, о съемках которых идет речь, мне нравится только один – «Орел и решка». Вот когда читал про то, как снимался этот фильм, да, было интересно многое. Жаль, мало написано. А про остальные иногда пролистывал.

Думаю, что если провести параллели с тем, как, например, подбирали актеров, искали натуру, выбивали деньги, то реакция на то же самое зависит от того, нравится фильм или нет. Какая разница, например, что было сыграно по сценарию, а что было придумано прямо на съемочной площадке, если фильм мне не нравится?!.. Что еще раз подтверждает, что в рецепте успеха художественного произведения у конкретного читателя/зрителя/слушателя обязательно должна присутствовать актуальность материала, что-то задевающее за живое, что-то связанное с сильными личными эмоциями: эпоха, события, герои, драматические коллизии.

Конечно, Данелия – интересный режиссер, с точки зрения стабильности, а точнее, нестабильности. Большинство режиссеров, как правило, все самое лучшее снимают в начале карьеры, а потом фильмы у них все хуже и хуже. И на таких уже можно спокойно поставить крест – не интересоваться, что они сняли очередное. А вот Данелия из плеяды тех, от кого «всего можно ожидать».
Кстати, ему самому все свои фильмы нравятся.
ссылки
Любопытные воспоминания о работе на съемках «Сталкера»

мой концептуальный стрит-арт-проект «Завязочки»

В избранное