Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.23.08.16: про фильм 'Голый остров' Канэто Синдо, 1960


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 23.08.16

1 фильм

+ссылка: анимация

1 фильм

«Голый остров»
Hadaka no shima
режиссер, автор сценария: Канэто Синдо
В главных ролях: Нобуко Отова, Таидзи Тонояма, Синдзи Танака, Масанори Хоримото
Япония, 1960

Черно-белое, без разговорных диалогов (поэтому не нуждается в переводе), на стыке художественного и документального (я сначала так и подумал, что это нечто в духе фильмов Роберта Флаэрти, классика документального кино; прочитал в интернете, что не я один купился), как бы без актерской игры. Большое Кино.

Формально оригинальный, поначалу кажущийся немного затянутым, но с «нарастанием градуса драматизма» и с всё окупающим финалом фильм.

Я под очень большим впечатлением.

Какое-то даже не искусство, которое смотришь для развлечения, «попереживать», а что-то вроде Слова Учителя, который задает установку восприятия жизни, формирует отношение к жизни. (Ох, пафос-пафос, но просто других слов не подобрать.)

А ведь ничего не слышал про этот фильм и этого режиссера (прожившего 100 лет), оказавшегося классиком японского кино и снявшего почти 50 фильмов.

В «Голом острове», если рассматривать с точки зрения фабулы, показана жизнь бедной японской семьи, живущей на небольшом скалистом острове, где их дом и огороды на редких кусочках земли. Главная проблема – отсутствие пресной воды, и поэтому мужчина и женщина вынуждены на лодке несколько раз в день плыть на Большую землю, наполнять по два ведра и плыть обратно. Потом с этими тяжелыми ведрами подниматься на верх острова, чтобы поливать засеянные участки…

(Потом, правда, задаешься вопросами: а почему они в лодку не могут взять больше ведер или придумать и установить большую емкость? почему никак не заботятся о сохранении дождевой воды? почему мужчина заставляет женщину таскать ведра, рискуя, что она их уронит, потеряв драгоценную влагу?.. Условность, конечно, сильная. Но без нее не было бы фильма. Да и пока смотришь, об этом не думаешь.)

И так день за днем, год за годом – каждодневная рутина борьбы за жизнь на своем острове, на своей планете… Очень сильный образ, который можно трактовать как воплощение любой человеческой деятельности, связанной с преодолением трудностей, одна из которых ощущение бесконечности жизненных тягот – ощущение, доводящее до отчаяния… Если вам трудно, но верите, что иного пути нет, то рекомендую обязательно посмотреть «Голый остров».

Канэто Синдо, конечно, сгущает, педалируя тему жизненных трудностей героев, – помимо сезонов, когда почва нуждается в поливе, есть сезоны-передышки, и про то, как семья живет в это время, нам не показывают. Да, в жизни героев есть небольшие праздники и маленькие радости, но для режиссера это, как я понял, возможность показать, что при всем мраке жизни люди сохраняют способность радоваться. Тут, конечно, вопрос вопросов: а что мы выбираем из происходящего с нами, чтобы судить о жизни?.. Но своим видением Синдо заражает.

Какой, с одной стороны, трагичный; но с другой – воодушевляющий финал!

А какая сцена с участием детей в похоронах!.. А поступок матери, решившей положить к гробу умершего сына игрушечный самурайский меч! (Интересно, как в Японии – через 15 лет после поражения во Второй Мировой – трактовали эту деталь…)

*****

А вот фильм «Люди» не понравился.
«Люди»
Ningen
режиссер, автор сценария: Канэто Синдо
В главных ролях: Таидзи Тонояма, Нобуко Отова, Кэй Сато, Кеи Ямамото
Япония, 1962

По сюжету, четверо человек оказываются на небольшом судне, потерявшем ход и отнесенном в ту часть Тихого океана, где не пролегают маршруты судов и никто их не ищет. Заканчивается пресная вода и еда. От голода люди теряют человеческий облик… И вот это и является главным драматическим конфликтом. Испытание на человечность проходят на все, и совесть потом не позволяет спокойно жить… В общем, любителям Достоевского.
Фильм показался затянутым, с плохой актерской игрой, с большим количеством странных художественных условностей (почему-то не пытаются ловить рыбу, нет рации, нет разговоров про то, должен ли кто-то их искать), не реалистичным, а идеологически притянутым к тому, что как бы хотел доказать автор.

ссылка

«Обида»
реж.Анна Буданова
анимация, 9 мин.
2013


В избранное