Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.18.09.16: про три фильма


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 18.09.16

Так получилось, что за последние две недели посмотрел несколько фильмов
«неведущих кинематографических держав» (не румынское и не иранское;0)
Но, правда, все они – для меня это совпадение обнаружилось
уже при поиске информации про фильмы, – совместное с Францией производство.
Все фильмы также объединяет преступление в основе сюжета и небольшой бюджет.

+ссылка: анимация

3 фильма
«После Люсии»
Después de Lucía
Режиссер, автор сценария: Мишель Франко
В главных ролях: Тесса Иа, Эрнан Мендоса, Гонсало Вега мл., Тамара Язбек, Франсиско Руэда
Мексика, Франция, 2012

Информация с «кинопоиск.ру»: «15-летняя Алехандра переезжает с отцом в большой город, Мехико, где идет в новую школу. Далее начинается ее долгое и болезненное путешествие в мир подростков, полный жестокости, несправедливости, трусости и комплексов. О чем молчат подростки и что на самом деле происходит в их, внешне благополучной, среде?»

Фильм получил приз на Каннском МКФ.
Мне не понравился. Скучный, местами просто выматывающее затянутый. По сюжету часто предсказуемый. С многозначительными статическими сценами (формирующими настроение, но предсказуемое). С недоговоренностями, которые зрителю надо разгадать (кто такая Люсия? что случилось с героями, из-за чего они переезжают? В чем причина депрессии отца?), – прием-то неплохой, но одно из главных событий фильма, ставшее катализатором драмы, а потом и трагедии, как раз показано довольно подробно.
Какая-то показушная, театральная (потому что на контрасте с первоначальным дружелюбием новых одноклассников – довольно грубый сценаристско-режиссерский прием) подростковая жестокость. И в погоне за шоком («Вот, смотрите, обыватели, какая она, настоящая жизнь!», ага) забыто на самым деле про жизненность, психологическую достоверность.
Финальная тема – одна жестокость, сделанная по детской глупости, запускает другую жестокость, сделанную по причине взрослой депрессии и приводящую уже к убийству. Серьезная тема. Но «не верю».
Ни одного знакомого лица на экране. Правда, никто из актеров и не запомнился. Подростки слабо играют.
Но, возможно, я не расшифровал сюжетную задумку Мишеля Франко, так как между темой, которая в заглавии (случившейся в недавнем прошлом трагедии), и основной фабулой не увидел художественной логики.

«Довод самого слабого» (Право слабейшего)
La raison du plus faible
Режиссер, автор сценария: Люка Бельво
В главных ролях: Эрик Каравака, Люка Бельво, Claude Semal, Патрик Декам, Наташа Ренье, Эли Белвокс
Бельгия, Франция, 2006

Информация с «кинопоиск.ру»: «Льеж. Тихий бельгийский городок. Компания приятелей собирается каждый день в кафе, расположенном возле металлургического комбината, чьи славные деньки давно ушли в прошлое. Они общаются, играют в карты и с трудом пытаются скрыть своё отчаяние и безысходность собственного существования.
Патрик никак не может найти работу, Робер и Жан-Пьер попали под сокращение, и всё что им остаётся — коротать время в баре за карточной игрой. В один прекрасный день у их столика появляется Марк, недавно вышедший из тюрьмы и пытающийся как-то организовать свою жизнь. После общения с ним Роберу приходит в голову одна очень интересная мысль…»

Фильм поразил неожиданным не сюжетом, а интонациями.
Вроде сначала все выглядит как социальная драма, которую смотришь с некоторой тревогой, так как боишься, что вот сейчас все сведут к пошлой криминальной комедии. (Про режиссера ничего не знал.) А потом все постепенно разворачивается, разворачивается и там не только нет никакой комедии, но рождается жуткая, по глупому стечению обстоятельств трагедия. Глупому, да. Но вот так и бывает. И кому-то придется отвечать…
В фильме есть одна из моих любимых тем – как понять, стоит за что-то браться, если есть серьезный риск, что ничего не получится и станет еще хуже, но и продолжать жить так, как жил, уже тоже нет сил…

Хорошие актерские работы.
Большое мастерство режиссера, сумевшего нагнать напряжения, раскрыть сложные чувства героев.

Обязательно еще посмотрю фильмы Люка Бельво.

«Убить человека»
Matar a un hombre
Режиссер, автор сценария: Алехандро Фернандес Альмендрас
В главных ролях: Даниэль Кандиа, Алехандра Яньес, Дэниэл Антивило, Ариэль Мателуна
Чили, Франция, 2014

Информация с «кинопоиск.ру»: «Район, где живет добропорядочный семьянин, представитель среднего класса Хорхе, оказывается во власти уличных хулиганов. Однажды ночью, возвращаясь с работы, герой подвергается нападению. Сын Хорхе пытается защитить отца, но получает огнестрельное ранение. Вместе с супругой Мартой Хорхе ищет поддержку у правоохранительных органов, но сталкивается с беззаконием и бесконечной чередой бюрократических процедур. Беззащитные перед бандитами, герои фильма мучаются от страха и унижений, пока Хорхе, оказавшийся загнанным в угол, не осознает, что должен взять ситуацию в свои руки».

Главный герой сначала унижается, унижается, хотя вот и показано, что в другой ситуации он далеко не трус. Потом «берет ситуацию в свои руки», после чего начинается #dostoevsky – мучения от совершенного.

Фильм не понравился темпом – мне показался очень затянутым. Объяснение этому достаточно простое – тем, кто много смотрит кино, достаточно показать несколько деталей, чтобы общая картина была понятна, но режиссер Алехандро Фернандес Альмендрас «умножает сущность» – продолжает убеждать в том, что и так понятно. Но для зрителя без достаточного опыта такая разжеванность может быть важна.
Скуку вызывал главный злодей – уж слишком картонный, на мой взгляд.
Работы неизвестных актеров не тронули.
ссылка

«Почему Банан Огрызается»
анимация, 10 мин.
реж. Светлана Разгуляева
Студия Шар, Россия, 2015


В избранное