Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.16.10.16: про 3 фильма с кинофестиваля Северных стран


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 16.10.14

С 7 по 9 октября 2016 в Петербурге проходил фестиваль кино Северных стран. Посмотрел три фильма из программы.


В прошлом выпуске про роман Эммы Донохью «Падшая женщина» допустил досадную опечатку.
«Кстати, в оригинале роман называется Slammerkin – вычитал, что это термин, обозначающий и свободную женщину, и женщину свободных нравов. (Слава нашим переводчикам!) Тема одежды, да, важная в книге, но образности одежды как метафоры характера я не уловил.» – имелось в виду, все-таки, «…и свободную одежду, и женщину свободных нравов».
Прошу прощения.


+ссылка: фото

3 фильма
«Моя земля»
Under sandet
Режиссер, автор сценария: Мартин Зандвлиет
В ролях: Роланд Мюллер, Луис Хофманн, Йоэль Басман, Миккель Боэ Фёльсгор
Дания, Германия, 2015

Путаница с русскоязычным названием. «Моя земля» как бы перевод с «Land of Mine», но mine – это, все-таки, мина. Да и речь в фильме про разминирование. Датский, оригинальный, вариант переводится как «Под песком», что многозначно – и мины под песком, и какие-то чувства главного героя, которые раскрываются к финалу, тоже поначалу спрятаны на глубине.

По сюжету, в мае 1945-го, когда закончились военные действия в Европе, группу пленных немецких солдат, совсем юных, отправляют на разминирование побережья Дании. Руководит ими датский сержант. Я в форме и нашивках не разбираюсь – возможно, он из какого-то датского соединения войск союзников.
Сержант очень зол на немцев – в начале фильма показывают, как он, остановившись около проходящей колонны военнопленных, избивает одного из них. В чем причина такого личного отношения, не понятно, но понятно, что режиссеру надо показать, что никаких симпатий к немцам у него нет.
Поначалу так и происходит. Жесток, суров и бескомпромиссен по отношению к своим подчиненным, которым приходится жить в спартанских условиях, без питания (то есть пленных не жалко, да, но, по идее, надо было просчитать, что голодный человек не самый лучший сапер) и заниматься очень опасной работой.
Надо отметить, что портрет союзников, в фильме очень жестоких к немецким солдатам (выглядящим, наоборот, как невинные овечки), показался странным, но ладно.
Постепенно ледяное сердце сержанта тает, и он начинает сочувствовать, а потом и помогать своим подчиненным. А в финале и вообще… но раскрывать не буду.
По драматургии, фильм простой, с линейным сюжетом, но играют хорошо, работа сапера не может не вызывать напряжения у зрителя – в общем, смотреть не скучно и местами получается трогательно. А финальный пафос «в любой ситуации нужно оставаться человеком» придает всей истории позитивную интонацию.


«Бараны»
Hrútar
Режиссер, автор сценария:,Гримур Хаконарсон
В главных ролях: Сигюрдюр Сигюрйоунссон, Теодор Юлиуссон, Шарлотта Бювинг, Гуннар Йонссон, Свеинн Олафур Гуннарссон, Ингрид Йонсдоттир, Йорундур Рагнарссон
Исландия, Дания, Норвегия, Польша, 2015

Сюжет по кинопоиск.ру: «В одинокой долине Исландии живут два брата, вот уже сорок лет они не разговаривают друг с другом. Но им придется нарушить молчание и снова стать одним кланом, чтобы спасти самое дорогое, что у них есть — их баранов».

Немного тягучее, минималистичное, молчаливое…
Инопланетные, суровые пейзажи Исландии. Поэтические, визуально яркие.
Суровые люди.
Критическое отношение к глобализации и в частности к ЕС, который обвиняют в стирании границ, нивелировании этнической самобытности и экономической перестройке, заставляющей бросать занятия, которыми веками занимались предки.
Олицетворений страхов и грядущих катастроф становятся жители исландских ферм, персонажи фильма, которые вынуждены или уехать в Большой Город, или умереть, не оставив продолжателей своего экономически невыгодного ремесла или вообще не оставив наследников, как главные герои… И что тогда останется? И для кого тогда все?
В этой атмосфере и происходит борьба за сохранение редкой породы овец, которая должна быть уничтожена из-за угрозы эпидемии… За сохранение себя самих, какие есть…
Заканчивается фильм на сильной трагической ноте.

К сожалению, смотреть было скучновато – особого настроения у фильма не почувствовал, чтобы его смаковать, а действие кажется затянутым.
С другой стороны, неожиданно, оказалось, что фильм приятно вспоминать.


«Фехтовальщик»
Miekkailija
В главной роли – Мярт Аванди
(В эпизодической роли снялся Лембит Ульфсак, которого я не узнал.)
Финляндия, Эстония, Германия, 2015

Информация о фильме из Википедии: «…фильм финского кинорежиссёра Клауса Хярё об эстонском фехтовальщике Энделе Нелисе. Совместное производство Финляндии, Эстонии и Германии.

В 2015 году фильм был номинировал на премию "Золотой глобус" как лучший фильм на иностранном языке. Кроме того, "Фехтовальщик" был включён в предварительный список иностранных фильмов, претендующих на премию "Оскар", но в финальную номинацию не прошёл. В 2016 году фильм удостоен финской национальной кинопремии «Юсси» как лучший фильм 2015 года.

Сюжет
Место действия фильма — «Эстония, оккупированная Советским Союзом». Главный герой Эндель Нелис воевал на стороне фашистской Германии, а в конце войны дезертировал и сменил фамилию. Им интересуются специальные службы КГБ, в связи с чем он прячется в маленьком городке на периферии СССР (Хаапсалу). В этом городке детям, почти поголовно оставшимся без отцов (погибших на войне), он преподает фехтование.

Дети хотят поехать на чемпионат по фехтованию для юниоров в Ленинград, и Эндель Нелис встаёт перед выбором: везти учеников в Советскую Россию и рискнуть своей свободой или разочаровать их и остаться в безопасности.

Историческая достоверность
Фильм частично основан на биографии эстонского фехтовальщика и тренера Энделя Нелиса. Отличие от реальной биографии состоит в том числе в том, что нет оснований утверждать о преследовании Нелиса со стороны КГБ. Тем не менее, по словам режиссёра Клауса Хярё, настоящий Нелис также имел определённые проблемы с советской властью.

Режиссёр фильма и ряд критиков отмечали, что фехтование в фильме – своего рода метафора отношений эстонско-российских отношений во времена советской оккупации».

И интересно посмотреть, как современные эстонские художники, интеллигенция видят советское прошлое; и в то же время такой взгляд мне показался некорректным, не аутентичным, во всяком случае, сильно упрощенным, мягко говоря, и уж точно пристрастным, политически мотивированным.

Фильм по сюжету простой, без особых психологических перипетий.. Снято без наворотов, без бюджета, но за счет актерской игры и благородной красоты данного вида спорта смотреть было интересно.

Один из главных драматических конфликтов – ехать или не ехать в Ленинград с детьми – показался недодуманным. Главный герой опасается, что его там могут опознать, но при этом зритель понимает (донос-то на Энделя Нелиса написан), что его теперь и в Хаапсалу найдут. Тем более показано, что, «черный ворон» знает дорогу в этот город (приезжал за персонажем Лембита Ульфсака).
В общем, какая-то мутная линия.
И почему его надо было арестовывать именно в Ленинграде?.. Выглядит все это театральной натяжкой, сценой для эффекта.
И история с его службой на стороне фашистской Германии тоже непонятная: в фильме он рассказывает, что только был записан в войска, но не воевал, а бежал при первом же удобном случае… Но после этого придумал затеряться в "маленьком городке" Ленинграде?.. Странно.

Но если не обращать на это внимания, то история душещипательная, можно поболеть за
юных эстонских фехтовальщиков и прослезиться.
ссылка

20 потрясающих снимков из кабины самолета от голландского пилота
Фото.


В избранное