Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.11.12.16: 'Полуночная жара' - фильм и книга


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 11.12.16

1 фильм/1 книга

+ссылка: художник

1 фильм
Джон Болл
«Душной ночью в Каролине»

In the Heat of the Night
Перевод с англ.: В. Шацков
Вагриус, 2000
Серия: XX век. Классика детектива

Аннотация от издателя: «Джон Болл (1911-1988) – уроженец штата Нью-Йорк, долгие годы служил летчиком, автор 16 романов. Роман «Душной ночью в Каролине» (1966), получивший премию Эдгара По как лучший дебют года, открыл сериал с участием чернокожего детектива Вирджила Тиббса. Тиббса норовят подмять блюстители порядка, те, что постарше чином, только потому, что у него `другой` цвет кожи и он намного талантливей их. Но его опасная кропотливая работа помогает раскрыть преступление и найти убийцу.»

«Полуночная жара»
In the Heat of the Night
режиссер: Норман Джуисон
сценарий: Стёрлинг Силлифант
В главных ролях: Сидни Пуатье, Род Стайгер
США, 1967

Из Википедии: “Ныне считается классикой детективного кино, вскоре после смерти Стайгера (2002) был включён в Национальный реестр фильмов США, обладая «культурным, историческим или эстетическим» значением. Пять лет спустя Американским институтом киноискусства был признан одним из величайших кинофильмов в истории. Семь номинаций на премию «Оскар», пять из которых оказались победными, в том числе в номинации «Лучший фильм года».
Огромный успех картины привёл к двум её сиквелам, в которых Пуатье повторил роль Тиббса — «Меня зовут мистер Тиббс!» и «Организация».”

Фильм Нормана Джуисона – один из любимых. Смотрел несколько раз. Пересмотрел и недавно, после того, как прочитал роман, по которому он был снят.

Среди любимых фильмов есть такие, обаяние которых уходит со временем, но «Полуночная жара», получается, не из таких. Отличная актерская игра Сиднея Пуатье и Рода Стайгера, усиленный (или, скажем так, переакцентированный) драматический конфликт между их персонажами в сценарии, по сравнению с книгой, производят эффект на уровне «мурашек». Невероятно, фильм 1967 года, а смотрел на днях – совершенно это не чувствуется!

Книгу прочитал на днях, в первый раз.
Фильм сохраняет основную сюжетную линию романа Джона Болла. Время действия – 60-е. Темнокожий детектив, случайно оказавшийся в небольшом городке одного из южных штатов, где до сих пор существует расовая сегрегация, сначала принимается за подозреваемого в убийстве, а потом привлекается к расследованию этого преступления, при этом от местных полицейских, среди которых одни белые, потомки конфедератов, ждать помощи не приходится…

В книге ключевая мысль не проговаривается, но в фильме она произносится словами: чернокожий детектив должен утереть нос местным расистам – доказать, что он умнее и профессиональнее их. Таким образом фильм получает дополнительную драматическую линию, придающую детективу социальную остроту.

По деталям, иногда значительным, книга и фильм различаются, и в этом очень умный ход создателей фильма: те, кто прочитал и вроде знают сюжет, все равно вынуждены следить за его развитием. И наоборот, тому, кто раньше посмотрел фильм, интересно будет читать книгу, так как в ней многое не совсем так.

И фильм, и книга замечательные.

От романа Джона Болла получал то редкое в последнее время удовольствие, когда с радостью предвкушаешь, что вот сейчас ехать в метро, где можно будет почитать, но только вот надо следить за остановками, чтобы не проехать:0)

Из минусов.
Конечно, есть некоторый перекос в сторону случайностей, которые усиливают остроту действия, но вроде как за это и любим читать детективы:0)
И Болл, и Джуисон пристрастны к белым персонажам, манипулируя читательскими/зрительскими симпатиями: все зло в их произведениях – только от белых.

Попробую почитать еще Болла – вышел сборник сразу с четырьмя романами про Тиббса. И фильмы-сиквелы попробую посмотреть.
ссылка

Художник из моего детства: Евгений Мигунов


В избранное