Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.03.17: про роман 'Манарага' Владимира Сорокина


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 19.03.17: 1 книга

Владимир Сорокин
«Манарага»

АСТ, 2017
256 стр.

Аннотация от издателя: «Какой будет судьба бумажной книги в мире умных блох и голограмм, живородящего меха и золотых рыбок, после Нового Средневековья и Второй исламской революции? В романе "Манарага" Владимир Сорокин задает неожиданный вектор размышлениям об отношениях человечества с печатным словом. Необычная профессия главного героя – подпольщика, романтика, профессионала своего дела, – заставляет нас по-новому взглянуть на книгу. Роман Сорокина можно прочесть как эпитафию бумажной литературе – и как гимн ее вечной жизни».

Считаю себя поклонником литературного творчества Владимира Сорокина. Читал всю его прозу.
Не все его романы и повести нравятся. Среди них теперь и «Манарага».

Откровенно говоря, не пойми что. Сильное разочарование, если даже не раздражение.

Интересен главный образ книги – приготовление пищи на огне, тепле, энергии сжигаемых раритетных книг – book'n'grill. (А главный герой, соответственно, повар. Специализируется на русской литературе. Работает по заказам богатых гурманов.) Много смыслов, ассоциаций. Но все это настолько в духе Сорокина (кстати, использование курсива по-прежнему среди его любимых литературных инструментов), что воспринимается как уже понятное. Скучно.

К тому же писателю изменяет чувство меры. Произведение небольшое, а идет и идет тиражирование главного образа (например, галерея – затянутых – портретов поваров) – пролистываешь.
В начале главный герой приводит свое определение «литературной пошлости», но вот именно это пошлость и есть. А если ссылаться – по сюжету – на принципы Кухни, то получается, что сам Сорокин, по аналогии, из разряда второразрядных поваров.

Есть еще неплохие образы (на мой взгляд, отличная небольшая, тонкая реплика про Петербург), но они не складываются. Что автор сказать-то хотел? Что мне во взглядах, мыслях, информации главного героя? Одна болтовня. Пытающаяся быть остроумной вторичность, общее место. Обо всем – ни о чем. Мимолетно касаясь актуальных тем современной политики, как бы задается поле для многозначительных раздумий – умоляю!..
И никакая это не «эпитафия бумажной литературе». Мир в книге слишком придуманный, литературный, метафорический, чтобы претендовать на описание актуальной реальности.

Жанр/вид произведения сложный – тут и и пьеса, и дневник, и письма, и страницы художественных произведений, и стихи, но ощущение каши, сырой эклектики. Попытка жонглирования разными предметами. Демонстрация приемов, но не более того.
И, опять же, все это у Сорокина уже было.

И, конечно, тип повествования. От классика, писателя с богатой фантазией ждешь какого-то нестандартного хода, а тут дневник(?) в манере литературы XIX века, хотя действие происходит в середине XXI-го. Кто уже сейчас-то пишет дневники?!..
И зачем главный герой его пишет, для кого? Кому он описывает то, что в его реальности известно всем?!.. Нет, понятно, литературная условность, но не до абсурда же!..

В общем, в топку (но не для book'n'grill;0)

*****
С другой стороны, в последнее время стал осторожно относиться к сильно эмоциональным откликам, таким, как вот этот мой на «Манарагу». За повышенной эмоциональностью могут стоять причины, не связанные с конкретной книгой или фильмом. А с чем связанные, сразу не разберешься. Э-хе-хе...

В избранное