Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.10.09.17: про Нелюбовь Андрея Звягинцева


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 10.09.17: 1 фильм

+ссылки: фото, арт

«Нелюбовь»
режиссер: Андрей Звягинцев

сценарий: Олег Негин, Андрей Звягинцев
оператор: Михаил Кричман
композитор: Евгений Гальперин
В главных ролях: Марьяна Спивак, Алексей Розин, Матвей Новиков, Марина Васильева, Андрис Кейшс, Алексей Фатеев
Россия, 2017

Аннотация с кинопоиск.ру: «Фильм рассказывает о современной московской семье, переживающей тяжелый, мучительный развод. Главные герои (Женя и Борис) — ещё супруги, но каждый из них уже фактически начал новую главу жизни, и потому им не терпится покончить с формальностями и развестись. В череде конфликтов и бесконечных взаимных претензий Женя и Борис пренебрегают своим единственным ребенком, 12-летним Алёшей, который чувствует абсолютную ненужность обоим родителям. Неожиданно, после их очередной ссоры, Алёша исчезает…»

Очень подробно про сюжет и подробности съемок (Википедия)

Фильм не понравился.

Красиво снято (зачаруешься, когда снята природа), интересная сюжетная линия с подключением к поиску мальчика поисково-спасательного отряда (смотрится как документальное кино), но и всё.

Главное недоумение – «А что хотел сказать художник?»…
Звягинцев любит создавать многозначительные образы, но в данном случае как-то в лоб, по-моему. Особенно учитывая контекст из цитат про Апокалипсис, новостей про оппозицию, Украину, типа едкой сатиры на гаджеты. В смысле, люди разучились любить?.. (Кстати, вопрос: а умели?..)
Если фильм ставит Приговор современности (мальчик – это та Россия-которую-мы-потеряли), то не слишком ли автор сгущает?.. Бывали и похуже времена.
От Большого Художника хочется откровения, а не алармистской публицистики…
(Искусство, да, должно постоянно ставить вечные вопросы. Приходят новые поколения, новое время требует нового языка, нового антуража и т.п. Но а если зритель не из нового поколения и не нуждается в напоминании и хочет чего-то свежего, более глубокого?..)

Не понравилось, как играют актеры. Когда смотришь и легко представляешь, как это снимали, то где магия кино?.. Вроде того, что «Снято! – Может, еще дубль? – А зачем? И так сойдет»…
И характеры персонажей плохо прописаны – они все одинаковые. По поведению, по стилю общений, по лексике, в конце концов.

Неубедительно выглядит изначальная установка сюжета – типа, родители тяготятся ребенком и чуть ли не всегда тяготились. Но смотришь – мальчик-то ухоженный, тонкий, ранимый, переживающий – значит, есть из-за чего?.. Не скажешь, что воспитывался в атмосфере бездушия и пр.

И такой вопрос: насколько корректно делать символ из отношений бывших супругов в острой фазе развода? Можно ли делать из этого Вывод об отношениях и на этом строить образ? Ну да, о чем-то такие ненависть и презрение говорят, но это же временное обострение, которое пройдет, нет?

Используется много шаблонов, затертых образов. Скучно.

Стерильность мест действия (когда сцены происходят в помещениях) – общая беда современного российского кино. Все режиссеры снимают так, как будто люди живут в квартирах из рекламных проспектов, гламурных журналов – без деталей, показывающих, что здесь живут живые люди. «Нелюбовь» не исключение.

Откровенные постельные цены, взятые как будто из другого фильма, вызывают ощущение неловкости за автора: он что, хотел удивить такой откровенностью?.. Хотел показать, что любовь заменена сексом, страстью?.. Банальность какая-то, еще и затянутая.

Слышал разговоры про уместность или неуместность мата в фильме. Абсолютно спокойно отношусь к использованию мата в художественных произведениях.
В «Нелюбви», на мой взгляд, мат использован для эпатажа и как грубый прием достижения экспрессивности.

Фильм идет больше двух часов, и многие сцены сильно затянуты. Понятно, что это может быть приемом – надо погрузиться (и только время поможет), но это если бы работало. А так, хочется промотать.
Фильм закончился. Одно недоумение и вопросы остались...
ссылки
Как сделать рай на земле: за 25 лет пара превратила пустыню в джунгли


Магия долгой выдержки: 20 чудесных снимков, которые выглядят как спецэффекты из фильма


Финалисты фотоконкурса Comedy Wildlife Photography Awards 2016

В избранное