Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.20.01.18: про два фильма


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 20.01.18

2 фильма
фильмы совсем разные – объединяет только то, что действие происходит в 1940 году, связаны со Второй мировой и
то, что просмотрены примерно в одно время

+ссылка: культурологическое

1 фильм
«Университет смеха»
Warai no daigaku
режиссер: Мамору Хоси
сценарий: Коки Митани
В главных ролях: Кодзи Якусё, Горо Инагаки
Япония, 2004

Описание с кинопоиск.ру: «Япония. 1940 год. Молодой драматург идет на прием к суровому цензору, чтобы получить разрешение на постановку новой пьесы «Джулио и Ромьетта». Цензор, человек, переведенный на эту должность недавно, никогда в своей жизни не смеялся и не понимает, зачем Японии в тяжелое время нужен смех».

Суровые времена Второй мировой войны. Цензура свирепствует – не до смеха, тем более если юмор попахивает крамолой (особенно, когда страх и профессиональная бдительность, что она может быть везде).
Но против жесткого цензора неутомимый, готовый к любым компромиссам драматург, не желающий слышать отказ в постановке комедийной пьесы - пародии.
В реальности ему бы, предполагаю, быстро показали его место, но в данном случае – для театральности – разыгрывается драматичное противостояние.

Фильм камерный, почти все действие происходит в одном кабинете. В общем, площадка для демонстрации актерского мастерства. (Недавно видел, что эта пьеса идет или шла в каком-то российском театре.)
Так что если вам нравится кино, основанное на диалогах, если хотите поразмышлять вместе с героями о роли искусства в жизни, а более узко – юмора (и об особых составляющих, которые делают юмор смешным:0), то можно попробовать.
1 фильм

«Дюнкерк»
Dunkirk
режиссер, автор сценария: Кристофер Нолан
В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Анайрин Барнард, Джеймс Д’Арси, Барри Кеоган, Кеннет Брана, Киллиан Мёрфи, Марк Райлэнс, Том Харди
Великобритания, Нидерланды, Франция, США, 2017

Описание с Википедии: «... военная драма режиссёра Кристофера Нолана. Фильм основан на событиях Дюнкеркской операции — эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы в 1940 году.
Действие фильма разворачивается в 1940 году во Франции. Фильм рассказывает о спасении 338 226 английских, бельгийских и французских солдат в ходе Дюнкеркской операции, имевшей место в начале Второй мировой войны. События начинаются со сцен окружения сотен тысяч британских и союзных войск силами противника. Пойманные в ловушку на пляже и находясь спиной к морю, они сталкиваются лицом к лицу с неразрешимой ситуацией, тем временем тиски противника сжимаются всё сильнее и сильнее».

На мой взгляд, перехваленное кино. Не знаю, не знаю.
Некоторые сцены, конечно, мощно сняты, сюжетная задумка – несколько параллельных сюжетных линий без главного героя, но складывающихся в неперсонифицированный образ Выжить-Чтобы-Бороться – хороша (показалось, не доведена до ума, к сожалению).
Но все сильно портит пафос (на уровне российского псевдо-патриотизма), некоторые сцены очень затянуты, с переразжеванным смыслом.
Мне еще мешало недостаточно хорошее знание этой истории. В общем-то знал, но без нюансов.

Некоторые массовые и боевые сцены поражают какой-то малобюджетностью, что ли. Десяток маломерных судов, как показано в фильме, спасли 300 тысяч человек?!

С самолетом вот в конце не понял – зачем было сажать, сжигать, самому летчику сдаваться в плен, если можно было затопить и самому выброситься с парашютом в зоне своих...

ссылка

Имплицитное научение
Психолог Иван Иванчей о механизмах бессознательной памяти, экспериментах Артура Ребера и роли грамматики в процессах запоминания
видео, 14 мин.
(если кратко, то про то, чему человек учится, не осознавая это, и возможно ли чему-то специально учить, обходя сознание)


В избранное