Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.18.02,18: про две книги Джаннетт Уоллс


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 18.02.18: 2 книги

+ссылки: фото-арт, культурологическое, наука

Джаннетт Уоллс
«Замок из стекла. Что скрывает прошлое»

The Glass Castle: A Memoir
Перевод с англ.: Алексей Андреев
416 стр.
Эксмо, 2017
Серия    Проект TRUE STORY. Книги, которые вдохновляют

Описание с ozon.ru: «Всего за несколько недель эта книга превратила молодую журналистку Джаннетт Уоллс в одного из самых популярных авторов Америки. Престижные премии и приглашения на телевидение, первые строчки в книжных рейтингах и продажи миллионов экземпляров, желание Дженнифер Лоуренс исполнить главную роль в экранизации - "Замок из стекла" по праву можно назвать сенсацией в современной литературе. В этой книге Уоллс рассказывает о своем детстве и взрослении в многодетной и необычной семье, в которой практиковались весьма шокирующие методы воспитания. Многие годы Джаннетт скрывала свое прошлое, пока не поняла, что только освободившись от тайн и чувства стыда, она сможет принять себя и двигаться дальше».

Уточню, «…практиковались весьма шокирующие методы воспитания» – скорее стоит говорить не о методах воспитания, а об особом – диком (в смысле, природном) – отношении родителей к детям. Когда родители, например, считают, что воспитание должно быть суровым, потому что детей надо готовить к суровой жизни или потому что жить дети будут не в обществе, а в Природе, что ли. Впрочем я немного романтизирую. На самом деле отношение родителей… Но неоднозначно, да…

Джаннетт Уоллс
«Дикие лошади. У любой истории есть начало»

Half Broke Horses
Перевод с англ.: Алексей Андреев
384 стр.
Эксмо, 2015
Серия Проект TRUE STORY. Книги, которые вдохновляют

Описание от издателя: «"Коровы раньше нас почувствовали приближение опасности". Так начинается история Лили Кейси, женщины, которая всегда ладила с животными лучше, чем с людьми. В своей семье Лили даже в детском возрасте была самым трезвомыслящим человеком. Когда во время наводнения она вычерпывала воду и спасала младших детей, все остальные молились Богу.
В юности Лили решила выучиться на учителя, но ей пришлось покинуть школу, потому что отец потратил деньги, отложенные на ее образование, на породистых щенков.
Судьба никогда не щадила Лили: она пережила торнадо, наводнения, засуху и Великую депрессию, но сложнее всего оказалось пережить страшное предательство близких.
За годы жизни Лили объездила десятки и сотни диких лошадей, но так и не смогла укротить свою непокорную дочь».

ОТЗЫВЫ О КНИГЕ
«Три поколения женщин: Лили, Розмари, Джаннетт. Первая укрощала мустангов. Вторая рисовала картины. Третья расплачивалась за их ошибки»
- CHICAGO TRIBUNE –
«Если вы прочитали «Замок из стекла» и были шокированы поведением мамы Джаннет - Розмари, в «Диких лошадях» вы узнаете, почему она стала таким человеком и такой матерью».
– ENTERTAINMENT WEEKLY –


Две книги, прочитанные подряд. Запоем. Очень понравились. Обе. (Но за третью книгу Дж.Уоллс, переведенную на русский и уже художественную, браться не стал.)

Тот яркий пример, когда главное удовольствие – от стиля.
При этом описать этот стиль, да так, чтобы стало ясно, что «это моё», или невозможно или надо писать большую литературоведческую работу (после которой все равно будет не понятно:0)

Авторский стиль – вещь, в которую надо попасть. Отзывы о «Замке…» читал разные, и по негативным ясно, что люди просто не попали.
Такое попадание в резонанс автора и читателя – одно из тех неуловимых качеств, которые делают искусство непостижимым по возможности понять, из чего получается красота.
Я сам долгое время не брался за описание своих впечатлений от Дж.Уоллс, потому что не знал, как их описать.
Тот, кто не попадает, – не ловит эффекта, не понимает. И это не предугадаешь.

Из содержательных характеристик – обе книги по материалу тягостные, часто крайне мрачные, основаны на личных воспоминаниях живых людей, с тяжелой – физически, душевно, морально – жизнью, с острым чувством отчаяния, несправедливости, жестокости, но при этом с невероятными жаждой жизни и чувством свободы и твердой верой в себя, в свой выбор… (Сам не люблю такие пафосные описания, но других слов не подобрать.)
И, конечно, есть очень интересные, поражающие факты, особенно в «Диких лошадях…», про жизнь в довоенной Америке, про быт провинциальной, сельской Америки. Про фактуру жизни настоящих ковбоев и т.п. Сурово, Брутально. Впечатляюще. Для тех, кто любит вестерны и т.п.

Как понимаю, сначала на русском вышли «Дикие лошади…», а «Замок из стекла» потом, но я как раз прочитал наоборот (и у Уоллс тот же прядок написания был: «Дикие лошади… это такой приквел «Замка…», похоже, на волне его успеха).
«Замок…» решил прочесть по принципу «если по книге сняли фильм, даже такой, который не понравился, на книгу стоит обратить внимание». (В фильме, кстати, снялась Наоми Уоттс вместо Дженифер Лоуренс. А отца сыграл Вуди Харрельсон.)
И принцип сработал.
Но у этого принципа есть недостаток, который уже не раз отмечал: сюжет уже примерно известен, и актеры не могут не влиять на книжные образы.

В фильме вообще утеряно литературное очарование книги. Передана только фабула, и игра актеров, режиссура не передает характера героев, писательского ритма, стиля.
ссылки
 Издательский рынок: Впервые за пять лет выросли совокупные тиражи, второй год подряд растут объемы продаж. Основные драйверы - электронная и детская книга


Победитель фото-премии Hasselblad Masters 2018 года. Категория «Пейзаж». Бенджамин Эверетт, Лопез Айланд, США


Проблема сознания и мозга
Нейробиолог Константин Анохин о коре головного мозга, изучении нервных коррелятов сознания и коматозных состояниях
видео-лекция, 13 мин.


В избранное