Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.02.18: про три фильма (с наградами)


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 25.02.18


Про три фильма, получившие  множество наград (и у двух первых будут, наверно, еще "Оскары")

+ ссылки: арт, история

1 фильм

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури»
Three Billboards Outside Ebbing, Missouri
режиссер, автор сценария: Мартин МакДона
В главных ролях: Фрэнсис МакДорманд, Вуди Харрельсон, Сэм Рокуэлл, Джон Хоукс, Питер Динклэйдж
Великобритания, США, 2017

Сюжет по Википедии: «Мать-одиночка Милдред Хейз вступает в противоборство с полицией родного города, считая, что «служители закона» не особо стараются раскрыть убийство её дочери-подростка Анджелы, которую за семь месяцев до этого изнасиловали и убили. Для этого она арендует три рекламных билборда, расположенных на подъезде к городу, и вывешивает там три плаката с краткими надписями, напоминающими об убийстве Анджелы и бездействии шерифа Билла Уиллоуби. В то время как у Уиллоуби нет ни единой зацепки, жители города очень скептически относятся к поступку Милдред».

До этого фильма считал МакДону (МакДонаха?) любимым режиссером и драматургом. Очень люблю его «Залечь на дно в Брюгге», ходил на несколько спектаклей по его пьесам.
«Семь психопатов» понравились, но уже не так: не хватило нерва, надрыва. Проходной фильм, по сравнению с «…Брюгге».

«Три билборда…» разочаровали.
Да, хорошее, такое правильное, злое, беспощадное, как бы анти-массовозрительское кино. Но вот с этим «как бы», по ощущениям, перебор.
Как в анекдоте, вроде те же шарики, а не радуют.

Восхищаются игрой Фрээнсис Макдорманд, но мне показалось, что она здесь как деревянная кукла. Не играла.

У Сэма Рокуэлла, да, сильная роль, но очень много вопросов к его персонажу: непонятная линия с мамой, поведение полицейского – в современной(!) Америке – как какого-то капризного бандита с психическими проблемами, неубедительная трансформация в финале.

И главная претензия к сценарию-режиссуре – ощущение, что МакДона постоянно манипулирует зрительскими ожиданиями – типа, все не так, как вы думаете.
По идее, такая манипуляция – это неплохо, такое как раз любим, но доведено, по ощущениям, до автоматизма, до приема ради приема, до бессмысленной игры.

Про актрису в роли жены шерифа, про какую-то даже стыдную своей нелепостью сцену поджога полицейского участка (когда человек долгое время не чувствует сильного огня сзади, не видит ни одного отблеска?!) и говорить не хочется.

1 фильм
«Форма воды»
The Shape of Water
Режиссёр: Гильермо дель Торо
Сценарий: Гильермо дель Торо, Ванесса Тейлор
В главных ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Октавия Спенсер
, Даг Джонс
Композитор: Александр Деспла
Жанр: мелодрама, драма, триллер, фэнтези
США, 2017

Сюжет по Википедии: «Действие картины происходит примерно в 1962 году, на фоне противостояния СССР и США в холодной войне. Элайза — уборщица в секретной военной лаборатории в Балтиморе, незаметная женщина со скучной и однообразной жизнью. Из-за травмы, перенесённой в детстве, она осталась немой. В лабораторию привозят некий новый «объект» изучения. Элайза и её коллега Зельда узнают, что это существо — амфибия, по облику — гуманоид. Элайза начинает наблюдать за существом и постепенно между ними возникает своеобразная связь. Когда Элайза узнаёт, что предмет её привязанности собираются убить и препарировать, она организует операцию по спасению существа».

Не нравятся фильмы этого режиссера. Несколько раз пробовал – не идут.
Но в этом снимается любимая за «Беззаботную» Салли Хокинс (к сожалению, больше нигде не видел ее в такой же изумительной роли) и любимый Майкл Шеннон.
Да еще, как обещали, сюжет с перепевами с «Человеком-амфибией».

В кинозале (правда, на первом утреннем сеансе) был один:0)
За 140р такая роскошь!..

Фильм очень понравился. Только в жанры фильма я бы еще добавил: комикс (за исторические вольности, некоторую шаблонность персонажей, фантастические идеи) и мюзикл (герои вдруг начинают петь:0)
Жанровое ассорти, конечно, в несомненные достоинства фильма.

И Хокинс и Шеннон, в принципе, в своем амплуа, но так как по этому соскучился, то прошло на ура.
Потрясающая партнерша у Хокинс – Октавия Спенсер. Огонь!

Вообще, не понятно, почему Элайза (Хокинс) влюбилась в амфибию, но так как в фильме очень многое построено на метафорах, то, когда нравится, объяснение простое – «ну вот так».
(К разговору, почему одним нравится, а другим то же самое нет. Если чем-то очарован, то проблема «убедительно или неубедительно» не стоит; а если не попал, то как раз видишь все огрехи. Например, у моих знакомых, которым как раз нравятся «Три билборда…», нет вопросов, возникших у меня и которые я считаю признаками слабости фильма.)

«Форма воды» насыщен смыслами, аллюзиями  – даже небольшая деталь может отослать к чему-то значительному, волнующему. Это привлекает зрителей, которым нравится, чтобы постоянно была пища для головы.

1 фильм

«Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов»
Режиссёр: Александр Хант
Автор сценария: Алексей Бородачёв
В главных ролях: Алексей Серебряков, Евгений Ткачук
, Ольга Лапшина, Алина Насибуллина, Георгий Кудренко
Жанр: криминальная драма, роуд-муви
Россия, 2017

Сюжет по Википедии: «Картина о 27-летнем Витьке Чесноке, парне с детдомовским прошлым, который мечтает сбежать от «мешающих» ему жить жены и сына. Недолюбленный в детстве и очерствевший сердцем Витька Чеснок встречает своего отца-уголовника, а теперь ещё и калеку. Витька решает отвезти отца в дом инвалидов, не подозревая, какие приключения и опасности ждут их по дороге».

Очень понравился фильм.

Просто супер играет Евгений Ткачук. (Я-то, к своему стыду, посчитал, что «какой прекрасный молодой актер»… а-ха-ха!.. Выяснил потом, что у него фильмография насчитывает около 30 фильмов, среди которых известные отечественные сериалы. Вот что значит не смотреть телевидение!)
Алексея Серебрякова не люблю, но здесь он в тему, вот попал в точку.
Но в кино часто хорошая игра актеров – большая заслуга режиссера.

Замечательный саундтрек – хотя эта та музыка, от которой воротит, но изумительно легла и даже трогает. (Возможно, кстати, добавляет нужных красок к актерской игре. Подтверждение того, что кино синтез искусств и что-то вычленять не всегда корректно.)

Отличный сценарий, отличный монтаж – фильм получился динамичный, с драйвом, смешной, страшный, трогательный, с тайнами-недосказанностями, с таким мощным катарсисом в финале, от которых уже отвык, а тут разрыдаться только…

Интонация у фильма интересная: вроде много гротеска, а в итоге все по-настоящему.

Фильм не понравится тем, кто не любит чернуху, так сказать, смакование грязи (худших сторон провинциальной России). Но тогда и не испытать на контрасте силу человеческого.

ссылки


Работы современного художника Итана Мёрроу
Его работы – смесь реализма, сюрреализма, драмы, абсурда, приключений, опасности и неизведанности, таящей в себе сотню непредсказуемых поворотов в сюжетной линии, так похожей на кинематограф


Юрий Бродский
Соловки: монастырская тюрьма и советский концлагерь, ч. 1
в программе "Цена революции" ("Эхо Москвы")
Слушать

ч. 2
Слушать

Мой большой фото-проект "В тени"
фото-серии (по месяцам)




В избранное