Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.09.04.18: про 'Номаха' Игоря Малышева


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 09.04.18: 1 книга

Игорь Малышев
«Номах»

544 стр.
Лимбус Пресс, 2018

Описание с ozon.ru: «Это очень страшная книга о Гражданской войне. И оттого, что она блестяще написана, становится еще страшнее.
Главный герой романа – Номах – вышел из "Страны негодяев" Есенина, другого героя повествования, однако исторически точно и достоверно повторяет жизненный путь Нестора Махно, идейного анархиста, противостоящего столь же идейным и столь же нечеловечески жестоким белым, красным и петлюровцам.
"Искры большого пожара" освещают злодеяния всех участников этой войны.
Здесь нет правых – виноват каждый».

Сразу скажу, я читал журнальную – укороченную – версию.

Книга для тех, кому нравится образ Нестора Махно, идеи анархизма, народной демократии.
Для тех, кому близка романтика борьбы за справедливость, болезненная романтика ярости и жестокости войны между уверенными только в своей правоте, кому близко принятие слепой ненависти к врагам, для тех, кто очарован сильными, большими, бескомпромиссными чувствами, будь то любовь или садизм.

Это не историческая проза, хотя есть и факты и привязка к реальным событиям, а скорее эпос.
Линейного сюжета нет, это сборник небольших рассказов. Паззлы. Мозаика.

Язык у Малышева интересный, поэтический – в стиле сказания (сразу и про недостатки: в некоторых местах встречается вода и слишком простые образы – пролистывал). И Номах тут не столько копия Махно, а скорее такая легендарная фигура – былинный герой, воплощающий в себе многие противоречия Гражданской войны.
Фигура Номаха неоднозначная – с одной стороны, не объясненная, какая-то патологическая жестокость шокирует (но это ко всей истории того периода, да и не только того, относится: откуда у вроде бы такого богобоязненного народа, терпеливого, спокойного, доброжелательного, такая жестокость, причем именно к соотечественникам?!..) С другой – главный герой все равно получается харизматичным (художественные приемы;0)

Но я, похоже, читал не в то время. (Был бы помоложе и будь в России сегодня другая политическая ситуация, наверно, по-другому бы отнесся.)
Автор внушает симпатию к герою. Во всем описанном много красивого, типа «Вот это было время!»…
Но как раз сопровождающая это величие, эту красоту бесчеловечность, отсутствие сочувствия к жизни любого, кто с тобой не согласен, не позволяет симпатизировать и относиться к  тому времени как героическому. Склоняешься скорее к тому, что то время было стыдным и позорным. Трагедия, болезнь и мрак. Как будто людям дали возможность превратиться в диких зверей...
Малышев показывает и слабости человеческие главного героя – тот мучается, переживает. Это передается через яркие и многозначительные сны, но все равно это только подчеркивает то, насколько он не такой, как простые…. после этого вообще хочется закрыть книгу и забыть. Эстетство какое-то.

С восприятием названия книги у меня случился конфуз. Плохо знаю творчество Есенина, никогда не читал его «Страну негодяев» – ассоциаций почти никаких. А если бы, то это избавило бы меня от одного из главных вопросов к книге.
А вопрос этот: почему автор превратил Махно в Номаха, но при этом оставил другим исторических деятелям – приближенным Махно – свои реальные имена, в чем тут словесная игра «махно – номах»?
И оказалось (Википедия), что так звали героя поэмы Есенина (написанной в 1922-1923 годах), которому поэт придал некоторые черты Махно. Немного пробежался по поэме – стало понятнее про название и идею книги Малышева.

Вообще, стиль Малышева понравился, попробую еще его книги почитать. Может, на другом материале между «что» и «как» будет меньше противоречий.

В избранное