Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.17.06.18: про 'Плешивого мальчика' Евгения Попова


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 17.06.18: 1 книга

Евгений Попов
«Плешивый мальчик. Проза P.S.»

Эксмо, 2015
Серия «Самый веселый анархист российской словесности - Евгений Попов»
288 стр.

Аннотация от издательства: «Мало кто знает, что по небу полуночи летает голый мальчик, теряющий золотые стрелы. Они падают в человеческие сердца. Мальчик не разбирает, в чье сердце угодил. Вот ему подвернулось сердце слесаря Епрева, вот пенсионера-коммуниста Фетисова, вот есениноподобного бича Парамота. И грубые эти люди вдруг чувствуют непонятную тоску, которую поэтические натуры называют любовью.
"Плешивый мальчик. Проза Р.S." – уникальная книга. В ней собраны рассказы, созданные Евгением Поповым в самом начале писательской карьеры. Уже тогда они получили высокую оценку. "Как точен в диалоге, как по-хорошему скуп в выявлении искреннего чувства..." - писал об их авторе В.Шукшин. Рассказы 60-х годов снабжены комментариями Попова сегодняшнего. Время, люди, их сердца, таким образом, даны через двойной прицел – прицел голого плешивого мальчика, в глазах которого застыла слеза».

Евгений Попов – кумир моей литературной молодости. Зачитывался им. Более того, когда сам пробовал писать, то явно копировал его стиль. Читая его рассказы из «Плешивого мальчика», почувствовал это очень остро. Прослезился;0)

«уникальная», «получили высокую оценку» – хм…

По идее, все книги уникальные: всегда – легко или придется поломать голову – найдется причина, по которой произведение искусства можно отметить как особенное.
Что делает литературно особенной эту книгу Попова? Как раз вот эти P.S.-комментарии, написанные через много лет. Таким образом читатель оказывается сразу в двух реальностях – рассказа из 60-х и отношения к нему, к издательской судьбе этого рассказа автора из того времени, когда он уже известный писатель (впрочем кажется, что сегодня точно «в узких кругах»).
Такая вот перекличка времен – интересный и очень выигрышный драматический ход. Как в сюжетах, когда кто-то к кому-то несправедливо отнесся, а типа Время доказало, кто был прав.
С другой стороны, в этом есть и трагедия. Всему свое время: какой толк, что Время что-то доказало, если писалось тогда, для читателей того времени?! Зачем читателей того времени лишили удовольствия? Кто это возместит? Что бы мог написать Попов, если бы его начали печатать? Зачем мучили талантливого человека, не только не давая печататься, но еще и категорически негативно оценивая?.. Э-хе-хе… Такой вот уникальный квази-литературный прием.

Кстати, про «высокую оценку» – в той, 60-х годов, реальности, как и пишет в своих P.S.-комментариях сам Попов, было как раз наоборот: его произведения очень долгое время отвергались в советских журналах и издательствах.

Насколько его рассказы могут быть интересны современному читателю, не могу сказать. В них много той эпохи. Кстати приводится отзыв Шукшина – у Попова многие герои похожи на шукшинских «чудиков».
С литературно-исторической точки зрения, безусловно, да, интересно: можно увидеть, как зарождался пост-модернизм в русской литературе. И Евгений Попов привлекателен тем, что он как бы простой, читать легко, много юмора, очень много иронии, есть и глумление, но иногда хоба так – и неожиданная авторская саморефлексия вылезла. На фоне классического «соцреализма» и даже «городской прозы» это выглядит новаторски, свежо.
Тем, кто интересуется историей современного искусства, в рассказах услышатся переклички с соц-артом, как визуальным, так и литературным: я вот почувствовал интонации, которые были у Пригова.

Впрочем что-то из той реальности осталось и без изменений, актуально и сегодня.

Не все рассказы из сборника понравились. Но, в целом, почитал с удовольствием.


В избранное