Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.09.18: про роман, рассказы, телесериал


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 21.09.18

про недочитанный роман, несколько рассказов и кино

+ссылки: арт, новые кино-технологии

1 недочитанный роман
Шери Лапенья
«Супруги по соседству»

The couple next door
Перевод с англ.: Дарья Берёзко
АСТ, 2018
Серия: Новый мировой триллер
384 стр.

Аннотация на ozon.ru: «На первый взгляд может показаться, что семья Конти живет обычной счастливой жизнью. Энн и Марко любят друг друга, у них красивый дом и очаровательный ребенок, вдобавок им хватает времени на веселые вечеринки с соседями. Однако они совершают непростительную ошибку: отправляются в гости, оставив полугодовалую Кору спать в кроватке. Казалось бы, что может случиться, если они находятся в соседнем доме, каждые полчаса проверяют дочь, да к тому же установили видеоняню? Тем не менее, вернувшись домой, они обнаруживают, что Кору похитили. Эта трагедия обнажает язвы внешне благополучной семьи – депрессию Энн, финансовые проблемы Марко, двоякую роль Ричарда, отца Энн… Только узнав все до конца, мы поймем, кто смог решиться на такое чудовищное преступление».

Не дочитал.

Начиналось все неплохо. Особенно понравилась линия следователя – такого немного уставшего, но спокойного, дотошного, терпеливого, неспешного. Что там говорят родители, его не особенно не волнует – важны только факты, надо продолжать копать… Хорошо переданы напряжение и паника в первые часы после исчезновения ребенка…
А вот потом, когда автор начал вытаскивать подробности, о которых почему-то не рассказывал вначале, просто зло взяло – настолько грубо водить читателя за нос.
Например, рассказывается в режиме реального времени о том, что чувствовали родители, когда обнаружили отсутствие ребенка. Можно не верить писателю, который пишет о героях в третьем лице? И не представить, что автор что-то недоговаривает (это же не какой-то свидетель, у которого какой-то злой умысел). Однако позже выясняется, что рассказано было  не все – например, один из родителей знал и чувствовал если не совсем другое, то много больше, чем сообщил автор… И смысл читать дальше? Чтобы узнать, что то, о чем читаешь сейчас, это лишь часть того, что было на самом деле?.. что логики и не надо искать, а довольствоваться только «остротой сюжета»?..
Да ну!..
«Новый мировой триллер», хм…

И, по-моему, само преступление какое-то абсолютно надуманное. Книжное.

В тему поделюсь. Сейчас досматриваю 2 сезон сериала «Озарк». 1-ый был хороший, а вот второй… Почти как в «Супругах…», неожиданно всплывают детали, факты, которые нужны, только чтобы обострить сюжет, «удивить зрителя»…
Например, сцена в предпоследней серии. Муж и жена на кухне, собираются попить кофе. Муж, уставший от неадекватного поведения жены, предлагает прогуляться, пряча в кармане нож (ого, неужели собирается убить ее?). И вот когда они далеко углубились в лес, он, стремительно приближаясь к ней (сейчас вытащит нож и?..), вдруг чувствует себя плохо, падает и умирает… Оказывается, жена отравила его, всыпав яд в кофе…
Вообще, что за бред идти на долгую прогулку с чашкой (не с закрытым стаканчиком) кофе в руке?!..
Почему показали, как он прячет нож, но не показали, как она засыпает яд?..
Не удивился, если бы использовали такой прием, что она ждет, что ему станет плохо, а на самом деле плохо становится ей, так как он… успел подменить чашки (про что нам, конечно, не показали, когда они собирались, но потом создатели ввернули флэш-бэк)…
Не могу из-за таких сценарных «находок» сериалы смотреть…
Конечно, неудовольствие не только из-за этого – в «Озарке» 2 сезона еще и актерская игра слабая, никакая.
несколько хороших рассказов

Джек Шефер
Несколько рассказов
– из того немногого этого писателя, что переведено на русский помимо романа «Шейн», о котором писал в «КМ» недавно.

Небольшие «Ку длинного копья», «Джейкоб», «Пятый» и довольно пространный, почти повесть, «Каньон».

Короткие рассказы понравились. Все они про мудрых, благородных, качеств какого-то эпического размаха, индейцев. Про Величие Духа, Простую Правду, Космос над головой, шум ветра, тишину ночи, бескрайние просторы и одиночество человека…(о как меня заразила стилистика Шефера!)
В некоторые моменты до мурашек.

«Каньон» понравился меньше. В коротких рассказах тоже встречается многословность, затейливый стиль со сложными метафорами и витиеватыми эпитетами, а в «Каньоне» какой-то перебор всего этого, начинает подавлять фабулу, что теряешь смысл, о чем вообще?!..

Дочитав «Пятый», представил, какое замечательное кино могло получиться! И сразу вспомнил Гарри Дин Стэнтона в его последнем фильме «Счастливчик» (писал о нем в КМ). Просто просится, чтобы он сыграл, но уже не сыграет...

Как не сыграет новых ролей и Берт Рейнольдс, про «Последнюю кинозвезду» с которым тоже недавно писал.
Тот выпуск КМ вышел, когда он еще был жив, планировал сняться в 2019 году…

ссылки

Кадры, которые могут получиться, если у вас есть картон, ножницы и закатный свет


Новая технология киносъемки: фильм, снятый в формате 96 кадров в секунду


В избранное