Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.05.19: про два российских фильма


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 25.05.19


2 фильма: "Юморист" и "Амбивалентность"

1 фильм

«Юморист»
режиссер: Михаил Идов
сценарий: Михаил Идов, Лили Идова
В главных ролях: Алексей Агранович, Юрий Колокольников, Алиса Хазанова, Павел Ильин, Артем Волобуев, Полина Ауг
Россия, Латвия, Чехия, 2018

Аннотация на кинопоиск.ру: «У эстрадного юмориста Бориса Аркадьева в жизни все хорошо: счастливая семья, обожание миллионов, очередь поклонниц и благосклонность властей. Но комику не дает покоя несвобода и внешняя, и внутренняя: чем громче его успех на сцене, тем сильнее в нем назревает протест. И вот уже самый смешной становится слишком опасным».

Не сказано, что действие происходит в последние годы советской эпохи. То есть застой, боязнь лишиться работы из-за политики в юморе, при этом фиги в кармане.

У Михаила Идова – уже, получается, опытного режиссера – ничего до этого не смотрел.

«Юморист» напомнил «откровенность» перестроечного кино. Когда еще нельзя было сказать всю правду, но уже можно было позволить себе чуть открыть форточку.
30 лет назад это выглядело остро, актуально, свежо, а теперь зачем?! Что, кому, зачем хотели сказать авторы фильма?..

Довольно банальная фабула: популярный, востребованный юморист преуспевает, отлично все понимает, что можно, что нельзя, знает, как вести себя правильно, но вот в какой-то момент (довольно грубая сценарная «находка», что сломало главного героя) не выдерживает…
Все это уже было – может, не про юмористов.
Главная претензия – не получается ощущения, что главный герой больше не может сдерживаться. Психологически неубедительно.

А еще главный герой – а как же без этой банальной приметы всех «лишних людей» – сильно пьет.

Серьезная проблема многих фильмов про творческих людей – демонстрация их мастерства. Тем более если речь идет о юморе. Чтобы испытывать симпатию, сопереживать главному герою, нужно понимать, умеет ли он быть смешным. Понятно, что трудно смеяться над тем, что было смешно 30-40 лет назад, но раз уж взялись показать то время… А то, что показано в фильме, – лишь обрывки чего-то. Популярность показана, а юмор – нет. А что показано – на мой взгляд, пошлость какая-то, демонстрация высокомерного, циничного отношения к поклонникам (например, немолодая женщина-поклонница просит подписать его книгу, а он там рисует… член).

Финал, в котором главного героя показывают выступающим в полном зале в наше время (это после того, как советские спецслужбы решили с ним разобраться после его выходки), вообще убил: что этим хотели сказать?..

Фильм, наверно, стоит посмотреть, только если есть ностальгия по тому времени: много деталей 80-х.
Но ради этого тратить полтора часа – не знаю, не знаю...


1 фильм

«Амбивалентность»
режиссер: Антон Бильжо
сценарий: Сергей Тарамаев, Любовь Львова
В главных ролях: Данил Стеклов, Егор Морозов, Ольга Цирсен, Валентина Куваева, Валентин Самохин
Россия, 2018

Аннотация на кинопоиск.ру: «Два друга, два молодых психиатра, очень по-разному воспринимают жизнь. Один хочет поступать правильно. Второй — ставить эксперименты. Один — прилежный ученик. Второй — нарушитель спокойствия. Но выдержит ли их дружба испытание страстью к одной женщине? Это интригующая история о необычном любовном треугольнике и о том, что безумие ближе, чем кажется».

На самом деле не психиатры, а только ординаторы.
В свободное время один («правильный») занимается стрельбой из лука, второй («экспериментатор») – барабанщик в металлической группе.

Никакого любовного треугольника нет (или есть, но нетрадиционный). Тот, который барабанщик, неожиданно, при очень странных обстоятельствах – оказавшись с мамой друга в застрявшем лифте, где у нее случается приступ клаустрофобии (в фильме много таких нелепых сюжетных поворотов), – после спонтанного секса с ней влюбляется в нее, та в него. Обоюдная страсть... (Выглядит мама достаточно молодо, чтобы влюбиться в нее, но ее возраст кажется странным при таком взрослом – 25 лет – сыне… Посмотрел реальный возраст актрисы, еще больше все запуталось…)
Через какое-то время сын замечает странности в их поведении, следит, с ужасом узнает, сначала испытывает ревность, потом ненависть к другу (тот, типа, рушит его картину мира), выводит всех к трагическому финалу (если в начале фильма появляется лук, то…).

У истории есть параллельная тема, связанная с психиатрией, что как бы должно придать психологическую глубину конфликту. И как бы создать образ «безумности человеческих отношений». Кстати, заглавный психологический термин притянут ради красного словца.

Смотрел и, признаюсь, проматывал. Метания героев, поиски себя, преодоление комплексов, «посмотреться в зеркало, чтобы увидеть страшное» в «Амбивалентности» смотрятся натужно, абстрактно многозначительно. Ни о чем. Видно, что авторы с большими претензиями, но…

В эпилоге зрителю совершенно неожиданно показывают все так, что – ага, надо же, кто бы мог подумать, – все не такое, каким кажется... или что жизнь – это бред сумасшедшего. Согласен, бред:)

Актерская игра средняя. Картинка незапоминающаяся.
Бездарно потратил полтора часа своего времени.

*****
Вроде и не массовое кино, чтобы ныть о падении уровня отечественного кино, а вот…



В избранное