Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.24.08.19: про два отечественных фильма


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 24.08.19

"Два билета домой" Месхиева и "Братство" Лунгина

1 фильм

«Два билета домой»
режиссер: Дмитрий Месхиев

сценарий: Сергей Гармаш, Дмитрий Месхиев, Мария Ошмянская
В главных ролях: Мария Скуратова, Сергей Гармаш
Россия, 2018

Аннотация на кинопоиск.ру: «Люба Васнецова живет в провинциальном интернате, мечтает поскорее его закончить, уехать в Санкт-Петербург и стать стюардессой. Будущее кажется прекрасным — после окончания интерната ей вручают ключи от квартиры, впереди новая жизнь. Но в день своего выпускного она узнает, что она не круглая сирота — ее отец жив, а не погиб, как рассказывали ей раньше. Потрясенная девушка решает его найти…»

У Месхиева – правда, давно это было –  очень понравилась «Механическая сюита». Какой там Хабенский!
«Свои» – неплохое кино.
Потом что-то вот какие-то простые мелодрамы пошли (недавно смотрел «Человек из окна» с Юрием Стояновым – совсем уж как-то тривиально, на мой вкус).
Но решил еще рискнуть. Тем более в отзывах похвалили игру Гармаша.

Гармаш, он, конечно, везде Гармаш. Фактурный, надрывный, харизматичный. Мастер резких интонаций. Если видеть его редко, то и не будешь говорить, что по большому счету везде одинаковый.

Но что за нелепый, сырой сценарий!
Роли, ситуации, повороты сюжета – кто все это придумывал?! Смотришь – и единственное желание – поскорей бы развидеть всю эту халтуру.
Мало того, что штампы-штампы (с полочки «криминальная мелодрама»), так еще и отсутствие логики, противоречивость, сшитые грубыми нитками.
Даже себе Гармаш не мог нормально роль прописать. То изображает из себя матерого уголовника, то запутавшегося мужика, то мягкого, заботливого, терпеливого отца… Можно представить, что и из этого хороший персонаж мог получиться, но в этом фильме, на мой взгляд, очень грубые, неубедительные  переходы. Как говорится, не парились, когда писали сценарий.

Мария Скуратова неплохо сыграла, в том числе «подростковые закидоны», но сколько же придумано-напридумано про способности выпускницы провинциальной школы-интерната для сирот!.. И то она умеет, и это, и ничего не боится, и денег у нее на все хватает (откуда они у нее вообще?!), и времени навалом…

Вкратце сюжет. (Далее спойлеры.) Отца она находит: тот сидит за убийство ее матери. Приезжает в колонию, где он находится, а он – ну надо же! – как раз через три дня освобождается. Встречает его, но не признается, кто она. Потом начинает его преследовать, он не понимает, что она хочет, считает ее проституткой(?), хочет с ней переспать... Потом она ищет возможности отомстить за смерть матери (что она про нее помнит? ей было три года, когда ее не стало, прошло 15 лет) – хочет его убить (у нее пистолет, который она утащила у своего воздыхателя из интерната, тот его купил у «черного копателя»), отец не против своей смерти от ее рук (чувствует вину), но она не может нажать на курок, потом случайно стреляет, тяжело ранит, вместе выбрасываются из поезда на полном ходу, бредут по ночным полям… далее она спасает его в сельской больнице, оттуда они сбегают (сразу после операции – им советует сбежать врач больницы, которая вызвала полицию, так как огнестрел), далее у них очередной откровенный разговор – он признается, что не помнит, как убил ее мать (за что сидел), только помнит, что застукал ее с другим мужиком, и она призналась ему, что дочь не от него (или со злости соврала?), потом дочь и отец расстаются, девушка остается одна на сельской автобусной остановке, мимо проезжают на мопеде два молодых мужика, которые, увидев ее, захотели поразвлечься, затащили девушку в пустой ангар неподалеку… до этого уехавший на машине отец вдруг пешком возвращается, как-то понимает, что она с остановки никуда не уехала, а, конечно, стряслась беда, быстро находит и – напомню, после тяжелого ранения – легко расправляется с насильниками…  Дочь и отец вместе возвращаются в свой город. Выйдя из вагона, расходятся. Девушка на перроне кричит в спину уходящему Гармашу: «Папа!»… Все рыдают…

Немного интереса к фильму было в том, что снимали его в хорошо мне знакомом Пскове, который назван зачем-то Которском. Снимали в то время, когда Месхиев там был крупным чиновником по культуре, а еще, такое воспоминание, на автобусной остановке из города на дачу висел рекламный плакат о творческом вечере Гармаша (вот почему он, значит, тогда оказался в Пскове)…


1 фильм

«Братство»
режиссер: Павел Лунгин

сценарий: Павел Лунгин, Александр Лунгин
В главных ролях: Кирилл Пирогов, Ян Цапник, Виталий Кищенко, Федор Лавров, Олег Васильков, Антон Момот, Михаил Кремер
Россия, 2019

Аннотация на кинопоиск.ру: «1988 год, канун вывода советских войск из Афганистана. Командование 108-й мотострелковой дивизии планирует отход через перевал Саланг, подконтрольный группировке моджахедов Инженера Хошема. Разведка пытается договориться о перемирии с душманами, но дело осложняется тем, что в плен к Хошему попадает советский военный пилот. Начинается сложная игра, в которой переплетаются противоположные интересы множества самых разных людей: штабистов, исламистов, спецназа, разведки, чиновников из афганского правительства, сотрудников советских спецслужб, таджиков и пуштунов. А в самом центре этого водоворота оказываются солдаты разведроты, для которых важнее любых политических соображений остается правило — не бросать своих...»

Та же проблема со сценарием. Не знаю, как все было в реальности, но столько случайных совпадений ради драматургического, яркого эффекта, что только руками разводить – вроде взрослые люди, а такие сказки придумывают. И это в то время, когда про войну в Афганистане и без того достаточно мифов.
И опять штампы – уже с полочки «фильмы о войне». Романтизация «настоящих солдат». Калька с голливудских образцов многолетней давности, типа «Взвода» и пр.
И прямо-в-лоб-простота портретов и поступков героев... Ощущение, что фильм снимался для «простых мужиков», «смелых и честных», «храбрых и выносливых», «не терпящих фальшь и предательство»…

Во время выхода «Братства» был скандал, что как-то не так все изображено, а режиссер настаивал, что именно так все и было; что фильм хотели чуть ли не запретить к показу из-за его идеологической вредности: типа, «искажает». Одним не нравилось, что советские воины не показаны идеальными, другие хотели показать, какими были живые герои… Честно говоря, и первые и вторые вызывают печаль. Первым не веришь уже давно, вторым – из-за того, чем они хотят заменить «правду», и из-за уверенности, что именно они правы…

И сам сюжет фильма – как-то все в кашу. Много параллельных линий без доминирования той, которая должна их скреплять в целое. Нет интриги, ради которой бы смотрел...

Есть пара динамичных, напряженных, с драйвом снятых боевых стычек, но фильм это не спасает.

Почему фильм так называется, я не понял. Если это про воинское братство, то разве оно показано?

И, к сожалению, одинаковый везде Пирогов начинает раздражать.


В избранное