Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.12.19: про книгу Дни Савелия


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]

выпуск 21.12.19: 1 книга

+ссылка: культурологическое

Служитель Григорий Михайлович
«Дни Савелия»

АСТ, 2019
384 стр.

Информация от издательства

Аннотация
Григорий Служитель родился в 1983 г. в Москве. Закончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Сергея Женовача), актер Студии театрального искусства, солист группы O'Casey. "Дни Савелия" — его первая книга, роман вошел в лонг-лист премии "НОС". А нашел эту рукопись Евгений Водолазкин и написал предисловие. "Коты в литературе – тема не новая. Не буду перечислять всех, кто писал об этих священных животных, – от Кота Мурра Эрнста Теодора Гофмана и до Мури Ильи Бояшова. И вот теперь Савелий. Мы-то понимаем, что за котами всякий раз просвечивают человеки. Герои Служителя – кто бы они ни были, коты или люди – настоящие. Одинокие и страдающие, смеющиеся и любящие. Любовь в этом романе заслуживает особых слов. Она – так уж сложилось – платоническая. Самая высокая из всех любовей". Евгений Водолазкин

Кому стоит прочесть:

Любителям современной российской прозы. И котиков. По признанию автора, «Дни Савелия» – это «признание в любви родному городу и дань памяти дорогим для меня кошачьим существам». Роман «Дни Савелия» – о котах и людях: и те, и другие играют чью-то жизнь.

Почему стоит прочесть:

Вот как пишет Евгений Водолазкин о персонажах книги: «Их имена не овеяны славой, таких не берут в космонавты. За них не пьют стоя, и не их песням рукоплещет Ла Скала. Это – герои блистательного романа Григория Служителя «Дни Савелия». Неброские, способные показаться серыми, они не рядятся в тоги и не встают на котурны. Несмотря на их малый рост, миссия их высока: они делают нас человечнее. Литературная котовиана продолжается».

Специально привел побольше информации, чтобы дать представление о другой точке зрения.


Вот честно, я в сильном недоумении.
Не читал художественную литературу уже несколько месяцев, так теперь еще столько же не буду, наверно.

Решил ознакомиться с чем-нибудь выдающимся, так как давно ничего художественного не читал, и уже перед собой неудобно: надо же быть в курсе, что происходит в литературном мире.
Недавно прошла новость, что эта книга взяла одну из премий «Большой книги».
Необычное имя автора.
Попался отзыв с обязательный рекомендацией прочитать, не пропустить.
Сейчас вот познакомился с огромным количеством положительных, восхищенных отзывов.

Ничего не понимаю.

Вот это современная российская литература?!

Впрочем, по унынию, многословию (мое оценочное суждение) похоже на Водолазкина. Еще вспомнил Иличевского. Ну да, другой литературы у нас нет, похоже.

Главный герой – как бы кот. От его лица идет повествование.
При этом у этого персонажа только образ жизни кота (хотя особого зрительного ракурса, демонстрации животных качеств слуха и обоняния, «девяти жизней» нет), а мысли, знания, как у прожившего в Москве интеллигента возрастом не меньше 30 лет. Стиль мышления, поэтическая образность, энциклопедические знания. Страсть к измененным состояниям. Географическая компетентность, как у хорошего таксиста. Глубокое понимание социальных проблем и политической повестки дня. Супер-проницательность (правда, в какие-то моменты вдруг раз! и наивность). Знание, что такое привязанность, а что такое любовь. И пр. приметы хорошо образованного, рефлексирующего человека.
При этом он, напомню, кот. Выдает себя за кота. И описывает свою жизнь как кошачью. Как ее может описывать умный человек.
При этом хочется отметить странное упущение автора. Вивальди его герой может напевать, а про Муму не знает. И Бояшова как-то пропустил. Похоже, Савелий не знаком с художественной литературой, описывающей происходящее с точки зрения всезнающих животных.

Использованный художественный прием с всезнающими животными даже банальным не назовешь. Подобная неоригинальность, на мой взгляд, просто за пределами добра и зла.

Сюжет линейный – несколько лет от рождения до смерти (последняя в стиле какого-нибудь жестокого романса «умерла моя любимая, нет мне жизни без нее»). Никакой динамики (развития самого Савелия как личности: его сознание, как появилось в момент рождения, таким и осталось на до момента смерти) и неожиданных – убедительных! – поворотов сюжета. Жизнь в виде перехода от одного хозяина к другому, между которыми «глотки свободы» – необъясняемые (а интеллигент все-таки, мог бы попробовать) порывы изменить устоявшееся положение вещей.
Подробное, очень подробное, выматывающее подробное описание портретов и жизни своих хозяев (портреты, портреты, портреты – зачем? Эти персонажи не сыграют в романе никакой роли, кроме портрета), встречающихся собак и кошек, с которыми Савелий говорит на русском языке. Но может понимать и казахский. А чего? Это в истории, когда его от смерти спасла компания трудовых мигрантов. Вот про них тоже: и откуда они приехали в Москву и почему, и как они попали в какую-то коррупционную схему полицейского начальника, и  как засыпались, и как и почему полетела их «крыша»... Откуда кот все это знает? Откуда человеко-кот, ведь он же главный герой книги и рассказчик, это все знает, о чем не знают даже эти самые казахи? Ну да, вот такая художественная условность.

Но главное: зачем все это рассказывается? Для чего?

Не книга, а ой.

Люблю ли я котов? А кто их не любит?
Но, извините, Савелий – не кот. Коты такого городить не будут.

ссылка
Яндекс-Дзен канал Гон про кино: статьи (много статей) про разные аспекты восприятия кино

В избранное