Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.20.06.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 20.06.09

1 книга
Роман Сенчин
«Московские тени»

1 фильм
«Горячие новости»
Россия, 2009

1 фильм
«Испытание»
США, 2007

+арт-ссылка

1 книга
Роман Сенчин
«Московские тени»

Серия: Проза жизни. Лучшие современные авторы
М.: Эксмо, 2009.
416 стр.

Из аннотации: «Роман Сенчин пришел в литературу после «поминок по советской прозе». И доказал, что русская литература жива.
Новая книга Сенчина «Московские тени» – это хроника жизни москвичей, чьи судьбы переплетаются самым странным и причудливым образом. Это рассказ о тех, кто никогда не возьмет кредит, не поедет за границу, не купит «Бентли», не проверит, что бриться «Жилетом» лучше, чем обычной бритвой.
Эти люди – лишь «тени» в мире богатых и успешных. Их миллионы, но только миллионы и могут стать портретом современности. Такой, какая она есть, – без прикрас и гламура, но с верой в кухонные посиделки и футбол».

За творчеством Романа Сенчина я слежу давно, с первых его публикаций. Раньше не пропускал ни одного его рассказа и повести в «толстых» журналах, теперь ни одной книги. Признаюсь, для меня он один из, если не единственный современный русский писатель-реалист, который видит и может описать, извините за пафос, суть жизни. (Конечно, что такое «суть жизни», каждый из нас понимает по разному: для кого-то и «телевизионное мыло» это «как в жизни», а кто-то и вообще сюрреализм считает самым надежным способом отражения действительности.)

И вот что удивительно, пишет Сенчин все время практически одинаково и об одном и том же, только календарь обновляется (в «Московских тенях» в последней части он описывает уже 2007 год), да социально-бытовой антураж дополняется новыми деталями, а герои все те же самые. Но не надоедает. И не могу сказать, как часто делаю в подобных случаях, что исписался там или «ну сколько можно?!».
Может, нашел ту больную точку – еще одну «вечную тему»?..
Бывали у него произведения, когда он пытался выйти «за рамки». Но потом все равно возвращался к прежней теме – к «разбитому корыту»: жизнь, по Сенчину (в моей, разумеется, интерпретации), это какая-то сплошная череда крушения иллюзий. И тут не могу не сознаться, что вот такое мировосприятие мне очень близко. И, безусловно, тем, кто считает, что разочарование, уныние, отчаяние – чувства недостойные, низшего порядка, им советовать читать Сенчина, конечно, не буду. У него, если кто не читал, все мрачно.

Мрачно не на уровне криминала, коррупции, жестокостей и пр., а на личностном – не могут герои Сенчина (на самом деле это все один и тот же тип, а иногда и один и тот же человек), в молодости жившие мечтами, Большими Надеждами, окунувшись во взрослую рутину, достичь не то что какого-то подобия счастья, но даже с удовольствиями и радостями-то беда. И если составлять т.н. «тэги» текстов Сенчина, то получилось бы следующее: пошлость, грубость, эгоизм, неделикатность, грязь, замкнутость, одиночество, отсутствие взаимопонимания, закомлексованность, тупость условностей, и т.д.

Но вот что, как мне кажется, важно для понимания творчества этого писателя, для понимания того, почему читаешь и не оторваться, почему снова читаешь его произведения – есть в его литературе, прошу прощения за высокий слог, величие Трагедии. Вроде «чего-то копошатся маленькие людишки», а за всем этим Экзистенциальный Ужас Человека.

И это хороший русский язык: живой, простой и без художественно-интеллектуальных наворотов.

(На всякий случай пару слов в заключение об объективности художественной манеры Сенчина. Конечно, это искусство, а не научное исследование. Конечно, Сенчин, что называется, сгущает краски. Конечно, в жизни – какой бы стройной  и художественно убедительной ни была система Сенчина – все сложнее.)
3 фильма
«Горячие новости»
Режиссер – Андерс Банке
В ролях: Андрей Мерзликин, Евгений Цыганов, Мария Машкова
Жанр: триллер / боевик
Швеция – Россия, 2009

Из аннотации на DVD: «В центре Москвы группа оперативников под руководством майора Смирнова (Андрей Мерзликин) готовит операцию по захвату банды вооруженных преступников во главе с загадочным и неуловимым Германом (Евгений Цыганов). В неожиданно вспыхнувшей жестокой перестрелке стражи порядка терпят унизительное поражение, а случайно оказавшаяся на месте событий телевизионная съемочная группа снимает и передает в эфир репортаж о милицейском фиаско. Молодая и амбициозная начальница PR-службы Катя Вербицкая (Мария Машкова) предлагает свой план спасения «чести мундира»: московская милиция сможет восстановить свое доброе имя, превратив поимку особо-опасной банды в мультимедийное реалити-шоу. Но попавшие под прицел телекамер бандиты в долгу не остаются – они захватывают заложников и начинают свою собственную трансляцию через интернет. Война между милицией и преступниками разворачивается и в реальном мире, и в виртуальном пространстве. Но есть в этой войне еще одна сторона – Смирнов. Его не интересуют медийные проекты – им движет чувство долга и жажда мести».

Почему я решил посмотреть этот фильм, если болею излишней пристрастностью (точнее, изначальной брезгливостью) к отечественному современному жанровому кинематографу?

1. Потому что в одной из главных ролей играет Евгений Цыганов, который на киноэкране смотрится еще нормальным человеком.
Как я понял для себя, это важный фактор, когда актер почти не светится на ТВ и прочих масс медиа, не участвует во всех этих шоу, танцуя или боксируя, не ведет телепередачи и т.д. В свое время меня удивляло, как можно не любить какую-нибудь голливудскую суперзвезду, о чем в разных формах признавались живущие на Западе (то им тот надоел, то этот не вызывает никакого почтения), – ничего-то они не понимают, думал я, – он же такой крутой!.. Но а представьте, как можно любить какого-нибудь актера или актрису, если он(а) все время на телеэкране, на обложках журналов в каждом киоске, в рекламе (мало того, что тупой, так еще и перебивающей интересную передачу или кино), когда известны подробности его(ее) личной жизни, когда он(а) сам(а) не прочь ими поделиться – ну как такого(ую) любить! Это же так ломает амплуа, устойчивый образ, так мешает создать тот, который нужен по роли! Все понятно, конечно, про условности искусства, пятое-десятое, но если, например, она рекламирует стиральный порошок (или он – средство для усиления половой потенции) – ну как, когда такого актера видишь в каком-нибудь претендующем на серьезность фильме, да хоть трижды талантливо играет (кстати, где у нас талантливые актеры?), поверить в то, что его герой из-за своих моральных принципов может переживать жизненную драму?!.. И, наоборот, тот, кто принципиально сторонится всех этих квази-приемов для завоевания популярности, уже за это вызывает уважение и симпатию, что переходит и на его героев!..

2. Потому что – неслыханное дело! – в России снят  – с покупкой прав, все дела – римейк на иностранный фильм, да еще не абы какой, а одного из тех режиссеров, фильмы которого – «Выборы», «Безумный следователь» – мне нравятся, – Джонни То (Гонконг). (Правда, его «Горячие новости», вышедшие в 2007 году, пока не удалось посмотреть.)

0. И вот что сказать? Ничего, кроме того, что просто стыдно за такое бездарное кино. Вот такое ощущение, что собрались амбициозные подростки и решили сделать кино «про крутых мужиков и настоящих пацанов», как у взрослых, при этом профессионализмом в их команде, похоже, обладают только пиротехники – от всего остального только желание ущипнуть себя, чтобы проснуться и понять, что этот абсурд только снится, – к концу фильма, кстати, живого места на теле не осталось бы от этих щипков!..

Да, там еще Сергей Гармаш засветился в немаленькой роли. За него и Цыганова в кадре вроде как не стыдно, но это ничего не меняет.

1 фильм

«Испытание»
Spinning Into Butter
Режиссер – Марк Брокау
В ролях: Сара Джессика Паркер, Миранда Ричардсон, Бо Бриджес.
Драма.
США, 2007

Из аннотации: «Действие происходит на территории элитного колледжа и развивается вокруг реакции белых руководителей на сообщение о том, что чернокожий студент первого курса получает анонимные письма с угрозами в свой адрес. Призванная уберечь видимость благообразия учреждения и доведенная до предела декан по работе со студентами Сара Дэниелс срывается и неожиданно произносит в присутствии своих коллег речь, в которой признается в собственном расизме.
Экранизация пьесы Ребекки Гилман «Как нож в масло».


Аннотация вводит в заблуждение относительно фактов сюжета: Сара, да, признается в расизме, но, во-первых, не перед коллегами, а перед чернокожим журналистом в частной дружеской беседе; во-вторых, это не тот расизм, который привычно представляется, поэтому следовало бы пояснить, что такое «латентный расизм»; в-третьих, она-то как раз борется против видимости благообразия.

Почти камерная, качественная, с глубокими мыслями, но с несколько прямолинейной актерской игрой и публицистичностью драма о расовых проблемах в современном американском обществе – о том, как многие на словах да, равноправие и все такое, а вот на эмоциональном уровне и в конкретных поступках все значительно сложнее. К сожалению, конфликт в фильме, как мне показалось, сведен к демонстрации, типа, позорного лицемерия «плохих» и противопоставленной ему сложной, противоречивой картине внутреннего мира «хороших», хотя и те и другие переживают одни и те же проблемы.

Показанные межрасовые трения в американском фильме на первый взгляд как бы демонстрируют серьезные глубинные проблемы (впору особо нетерпеливым воскликнуть: «Ага, вот оно, хваленое американское равноправие!», но…), с другой стороны – ну не решить такие проблемы (накапливавшиеся веками), если не пытаться решать. А потом снова пытаться и снова. И не раз.
То общество, которое что-то делает, не застраховано от ошибок (и это касается не только латентного расизма), но не надо бояться и стыдиться в этом признаться – в этом залог движения вперед. Потому что только так можно разобраться, что происходит с решением проблемы.
А вот там, где вроде ничего не происходит, где тишь да гладь, там как? Ага, там проблем нет, вот только не говорите лишнего, не трогайте ничего, ходите на цыпочках…

Вроде бы зачем Саре Джессике Паркер, актрисе, известной российской аудитории по «Сексу в большом городе», сниматься в таком кино, ведь это же не блокбастер? А вот, по всей видимости, ей важно, чтобы о ней судили и по такой роли.

ссылка: арт

Gürbüz Doğan Ekşioğlu, художник
http://www.gurbuz-de.com/


В избранное