Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.07.09.08


*
К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 07.09.08

1 книга
Святослав Логинов
«Свет в окошке»
1 фильм
«Капоте»
США, 2005
1 фильм
«Боевой киносборник "Наши девушки"»
СССР, 1942

+ арт-ссылки

 1 книга

Святослав Логинов
«Свет в окошке»

М., «Эксмо», 2002

Из аннотации: «Самый ценный капитал, который сколачивает человек за свою жизнь, – это память о себе. И не обязательно добрая, главное, чтобы долгая. А уж распорядиться этим капиталом можно по-разному, благо нихиль – потусторонний мир – предоставляет изобилие возможностей и альтернатив для удовлетворения самых фантастических желаний, о которых страшно было даже мечтать в земной жизни. Главное, чтобы в кошеле никогда не переводилась звонкая монета».

Книга – далеко не новинка, попала ко мне случайно (друг, интересующийся фантастикой, вычитал в каком-то обзоре имя автора и про идею этой книги, нашел ее, прочитал и зажег меня своими впечатлениями), да и сам жанр для меня случайный – фантастику я уже давно не читаю.

Идея книги интересная и цепляющая – попадающая в актуальное. В актуальное не в социальном смысле (хотя много отсылок к состоянию современной отечественной общественной морали), а в нравственном (не побоюсь этого затасканного слова). Начинаешь думать над тем, а действительно, а меня-то кто-нибудь после моей смерти вспомнит?.. И в принципе, на энергии этой горячей мысли и можно прочитать всю книгу. И уже только за это ее можно похвалить. Впрочем, больше, на мой взгляд, не за что.

Главный герой умирает в хосписе от рака (эта деталь никак художественно не обыгрывается), попадает на тот свет, начинает знакомиться с тем, как тот устроен, начинает искать своих родственников, бывшую жену, встречает и знакомится с новыми людьми… Все его путешествие по тому свету сопровождает печаль и грусть.

Устройство того света, описанное Логиновым, показалось недодуманным, потому что вот начинаешь продолжать те черты, которые писатель намечает, и понимаешь, что они повисают в воздухе, противоречивы. Очень много необязательных деталей и сцен, которые всунуты писателем для т.н. оживляжа, для придания некой жизненности, но не раскрывающими идею Памяти, а уводящими от нее. Такие страницы просто читал по диагонали или пролистывал. В итоге, так и не понятно, чему, в итоге, была посвящена книга. Что же оказывается важным в жизни здесь?..

Когда меня знакомый, которому я рассказал о том, что читаю, спросил, а имеет значение, за добрые или за плохие поступки вспоминают человека, от чего зависит его благосостояние там, то я задумался, стал вспоминать и понял, что у Логинова все равно за что – лишь бы вспоминали. А я-то размышлял по ходу чтения именно, что о себе добрую память надо оставлять, – и как-то совсем разочаровался в книге. Какая-то уж совсем нелепость получается.

 1 фильм

«Капоте»
Режиссер Беннет Миллер

В главной роли – Филип Сеймур Хоффман
США, 2005

Фильм был номинирован на «Оскар»-2006 как «лучший фильм». Филипп Сеймур Хоффман получил «Оскара» за лучшую мужскую роль.

Мне очень нравится, как играет Ф.С.Хоффман, поэтому пропустить такой фильм не мог, учитывая, к тому же, что подразумевалось что-то драматическое и серьезное – о жизни американского писателя Трумэна Капоте.

Самого Капоте я пытался читать в свое время, но не пошел он у меня – уже и не помню почему. Бывают такие книги, которые, сколько в них ни вчитывайся, а все равно как будто мимо проезжают – ничем не цепляют.

Из громких произведений классика американской литературы могу назвать «Завтрак у Тиффани», по которому был снят знаменитый фильм, в одной из главных ролей в котором снялась Одри Хепберн. Помните этот фильм? Я помню. Помню, что не понравился.

Сам фильм «Капоте» посвящен эпизоду, когда он, уже известный писатель и журналист, собирал в течение нескольких лет материалы для книги «Хладнокровие», посвященной убийству двумя молодыми мужчинами семьи в американской глубинке, а потом длительному судебному разбирательству, в результате которого смертная казнь все откладывалась и откладывалась. Капоте пытался разобраться в этом убийстве, нарисовать портреты убийц, провести художественно-документальное расследование, из которого, как утверждают в фильме (сам я не очень хорошо знаком с историей американской литературы, да и попробуй там разберись, когда что ни Имя, то Новый Жанр), родился новый литературный жанр – на стыке документалистики и вымысла.

Сценарий фильма «Капоте» написан по книге, посвященной тому, как Капоте писал книгу «Хладнокровие», но при этом автор сценария фильма это не автор книги. По-моему, только этому клубку уже можно посвятить отдельный фильм.

В фильме в качестве персонажей действуют известные литературные фигуры США – Джеймс Болдуин и Харпер Ли (последняя выполняла функции секретаря у Капоте; как раз в этот период она получает Пулитцеровскую премию за «Убить пересмешника»). Это, наверно, придает тяжеловесности и значимости происходящему на экране.

Вы еще не устали от деталей? По-моему, вполне достаточно. Хотя на самом деле кроме этих деталей о фильме и рассказать-то нечего. Мне «Капоте» показался скучным и, как практически все современные биографические драмы (т.н. «байопики»), совершенно неубедительным – иллюстрации к чему-то «очевидному» – вроде того, что увидеть на экране то, о чем только слышали. При этом для тех, кто «не в курсе», многое выглядит, мягко говоря, странным.

Вот я, например, не знал о нетрадиционной сексуальной ориентации Капоте, поэтому его манера поведения, говорить, одеваться казалась, извините, придурочной – чего это он, думал я, под голубого, что ли, косит? Чего это так в фильме показывают, как будто он живет в одной квартире с мужчиной?.. А потом (после фильма, в дополнительно вычитанной информации) выясняется, что он и был голубым, и жил вместе с другим писателем, только в фильме почему-то была опущена вся «лирика».

Игра Ф.С.Хоффмана убедила в том, что он вложился в эту роль, серьезно подошел, но не показалась она яркой. Его герой не вызывает никаких чувств. Хочется надеяться, что для тех, кому это было важно, Хоффман был, наверно, похож на прототип.

Сам сюжет показался каким-то обрывочным, лишенным логики, художественной логики (когда что-то недоговоренное компенсируется художественными средствами). Отсутствие внутренних монологов не дают раскрыть истинный образ Капоте, как он относится к преступникам (яркий, но тоже малопонятный образ одного из них создал Клифтон Коллинз-младший), что ему вообще надо. В каких-то сценах он один, в других другой, в третьих – третий? да вот в том-то и дело, что вообще не пойми какой.

В общем, посмотрел, ничего не понял и особенного желания нет разбираться.

А то, что дали «Оскара», я бы объяснил патриотическими мотивами – американские киноакадемики решили, наверно, таким образом поддержать собственную культуру.

С положительной точки зрения отмечу только операторскую работу – пейзажи сняты хорошо.

 1 фильм

Боевой киносборник «Наши девушки»
Режиссер Абрам Роом, Григорий Козинцев, Михаил Ромм
Композитор Сергей Прокофьев
СССР, 1942

Обратите внимание на имена режиссеров и композитора!

Боевые киносборники снимались во время войны для подъема духа и представляли собой короткометражные новеллы о подвигах, отваге советских людей – на фронте и в тылу.

Я здесь не буду анализировать пропагандистские задачи жанра (замечу только, что смотреть, например, киносборник 1941 года с задором «одним махом всех врагов побивахом», при знании о том, какая трагедия в это самое время в реальности происходила, было страшно) и вообще бы не стал рассказывать о своих впечатлениях, если бы не замечательная киноновелла «Однажды ночью», вошедшая в сборник «Наши девушки».

(Для информации: в этот сборник вошла еще новелла «Тоня» о хромой телефонистке, которую не брали на фронт, из-за чего она сильно переживала, особенно когда все подружки уже ушли, и которая задержалась в осажденном городе, выполняя свою работу, и вот в город входит немецкая армия, и она… а еще у нее был друг – артиллерист, которому она стала корректировать огонь батареи… и вот немцы расположились рядом с ее «центром наблюдения»… и артиллеристу нужно принять решение, ведь стрелять нужно туда, где находится его любимая…)

Новелла «Однажды ночью» (идет минут 20) потрясла меня своей сильнейшей драматургической интригой и неплохими актерскими работами (из актеров мне известен только Михаил Кузнецов, снимавшийся, например, в «Иване Грозном» и «Матросе Чижике»). Всегда вызывает уважение, когда сильный положительный эффект достигается с минимальными затратами – все действие, в принципе, происходит в одной комнате, где собираются девушка, ответственная за ветеринарный пункт и следящая за выздоровлением огромной свиноматки (потрясающая деталь – и очень яркий образ, так как свиноматка лежит, закрыв глаза и очень часто дышит, а девушка регулярно меняет ей компрессы), и два мужчины – оба в форме советского военного летчика, оба отлично говорят на русском, оба выдерживают «дуэль» по знанию военных сведений и отечественной географии – при этом один из них точно немецкий шпион. Новелла строится на том, что девушка пытается определить, кто же из них враг. Сюжет развивается так, что девушка вроде проникается сначала доверием к одному, потом к другому, и наоборот, а когда они начинают драться, не знает, кому помогать… В конце концов находит выход – объявляет, что чай, которым она их напоила, был отравлен смертельным ядом. И вот тут-то немец срывается… В финале довольная своим поступком девушка возвращается к своим ветеринарным обязанностям и видит, что свиноматка выздоровела. «Машка!» – кричит радостная девушка…

(Отмечу на всякий случай, в моем восторге новеллой нет никакой иронии.)

арт-ссылки
Jaime Pitarch. Скульптуры и инсталляции
http://community.livejournal.com/art_links/1107885.html

Nicholas Jones. Арт-объекты из книг
http://community.livejournal.com/art_links/1113268.html

рассылка «Человек с Бульвара (обзоры дилетанта)»
Киношные и книжные обзоры.
Пишу о том, что просмотрено/прочитано и, на мой взгляд, заслуживает внимания.
Сами обзоры еженедельно выходят уже более трех лет в рамках сайта BakuPages.com.
Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь
Подписаться: http://subscribe.ru/catalog/culture.news.reviews


В избранное