Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.01.09


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 05.01.09 – «британский»

1 книга
Джозеф Коннолли
«Отпечатки»
1 фильм
«Вера Дрейк»
Франция-Великобритания-Новая Зеландия, 2004
1 фильм
«Барашек Шон» Выпуск 1
Великобритания, 2007

+ссылки: фотольды и социальное

Уважаемые подписчики!
Чтобы между нами не возникло «фигур умолчания», извещаю вас, что с этого выпуска я в некоторых случаях буду делать в рецензиях на книги и фильмы ссылки, которые приведут вас на соответствующую страничку интернет-магазина ОЗОН, и если вы сделаете заказ, то мне будут полагаться небольшие отчисления. Насколько корректно я поступаю, судить вам. Думаю, для кого-то это будет даже удобно. Для меня же, сужу по своему опыту, в таком сотрудничестве, предполагающем материальные выгоды, кроется определенная опасность – начинаешь писать более обтекаемо, выражаться менее резко; и сразу скажу, что писать «с оглядкой» мне никогда не нравилось (да и, в конце концов, не получалось). В любом случае, у вас, понятно, всегда есть возможность выразить свое отношение в одностороннем порядке.

1 книга

Джозеф Коннолли
«Отпечатки»

The Works
Серия: Книга, о которой говорят
Перевод с англ. – Александра Киланова, Анастасия Грызунова
М.: «Эксмо», 2007
448 стр.

Из аннотации: «"Отец умер. Нет слов, как я счастлив" – так начинается эта история.
После смерти отца Лукас Клетти становится сказочно богат и к тому же получает то единственное, чего жаждал всю жизнь, – здание старой Печатни на берегу Темзы. Со временем в Печатню стекаются «те, кому нужно быть здесь», – те, кого Лукас объявляет своей семьей. Люди находят у него приют и утешение – и со временем Печатня превращается в новый остров Утопия, в неприступную крепость, где, быть может, наступит конец страданиям.
Но никакая Утопия не вечна... Угрюмое семейство неизменно присутствует при нескончаемом празднике жизни. Отвратительный бродяга наблюдает за обитателями Печатни…
«Отпечатки» Джозефа Коннолли, история загадочного магната, величественного здания и горстки неприкаянных душ, – впервые на русском языке».

Несколько эпатажный зачин-предложение и вязкий, закручивающий мозги стиль повествования поначалу вызвали неприятие, но просто надо было продраться через первые страницы – все стало приемлемее и проще. Хотя расслабиться не пришлось – впереди оказался очень долгий (448 стр.) и нелегкий путь к постижению замысла Коннолли.

После «первых страниц» я в книгу влюбился – уже настолько отвык от Нормальной Человеческой Живой речи на страницах литературы. А тут просто языковое пиршество! Прямо купаешься в удовольствии от того, насколько ярко, сочно, изощренно, многообразно автор передает язык и мысли своих персонажей! (И тут надо отметить особую заслугу наших переводчиков, проделавших просто титаническую работу.)

И без сомнения, главный герой романа, то, на что обращаешь внимание, за чем следишь, – это, конечно, языковой материал. То, как и о чем герои говорят, как выражают свои мысли и душевное состояние.

И через вот этот языковой водопад, словесный поток, вытаскивая из него составные частички, детальки, придется самому конструировать сюжет. Уверен, что далеко не всем это понравится – потребует внимательности и желания анализировать. И на протяжении не короткой повести: тут еще раз напомню о количестве страниц романа.

Моя любовь к роману закончилась где-то на середине – когда я понял, не без подсказки знатоков, что вот так – да, хорошо, но надо же знать меру! – все и будет дальше. И ощущение это, скажу мягко, не из жизнерадостных.

Тем не менее дочитал и тем не менее считаю, что Коннолли написал замечательную книгу, в которой слишком увлекся фактурой, за которой практически потерялся смысл. Впрочем, тот, который есть, – как бы тянущий на притчу – уж слишком, на мой взгляд, на поверхности и уж точно не идет в сравнение со столь живописной манерой изложения, а с психологической стороны, просто притянут за уши. Сначала очень долго идет знакомство с героями, которых «приютила Печатня» (какую идею Лукас вкладывал в создание своей Утопии, так и не понятно), при этом для меня они не были «горсткой неприкаянных душ», а довольно обычными живыми людьми, может быть, не слишком удачливыми в жизни, каких, на мой взгляд, подавляющее большинство. Потом ВДРУГ они уже начинают признаваться в любви к Печатне, своему лидеру, как это все важно для них… Далее с необъяснимой легкостью… В общем, все это напоминает выборочные иллюстрации к чему-то, про что уже рассказали, но вот я к этому моменту опоздал…

Резюме: книга явно заслуживает внимания, но надо быть готовым к тому, что она потребует много сил и времени.

Заказать

1 фильм

«Вера Дрейк»
Vera Drake    
Режиссер, сценарий: Майк Ли
Жанр: драма, криминал
В главных ролях: Имелда Стонтон, Ричард Грэхэм, Эдди Марсан, Анна Кивни, Алекс Келли.
Франция, Великобритания, Новая Зеландия, 2004

Из аннотации: «Вера Дрэйк, немолодая добропорядочная женщина, убирает квартиры и еще успевает ухаживать за больной матерью и помогать многочисленным знакомым. Но есть в ее жизни и тайная сторона – она посещает женщин и помогает им избавляться от нежелательной беременности. Когда власти узнают о деятельности Веры, ее жизнь превращается в ад…»
«Золотой Лев» МКФ в Венеции за режиссуру и «Кубок Вольпи» за главную женскую роль.


Недавно я рассказывал о своем восторге от «Беззаботной» режиссера Майка Ли. После этого решил себе устроить его ретроспективу. Начал с «Веры Дрейк», про которую со мной поделились, что это очень тяжелый фильм, тема связана с незаконными абортами, «веселья не ждите». Но для меня на самом деле главной причиной выбора было, что в фильме играла Сэлли Хоукинс, исполнившая главную роль в «Беззаботной».

У Хоукинс в этом фильме микроэпизодическая роль. Фильм, конечно, в отличие от «Беззаботной», далеко не светлый, но между тем потрясающий. Я, конечно, могу сказать о своих впечатлениях что угодно, и тем не менее – в финале просто оцепенел от того драматического напряжения, которое создал режиссер.

Имелда Стонтон играет так, что глаз не оторвать, настолько она жизненна и естественна в кадре. Ее движения, интонация, обращения к людям таковы, что впадаешь в некоторый гипноз от ее обаяния, доброжелательности. Может, вам повезло больше, чем мне, но вот мне бы очень хотелось, чтобы среди моих знакомых, родственников была такая женщина!.. И какая она потерянная, впавшая в отчаяние в финале!..

Есть некоторое ощущение, что Ли немного переборщил с теплыми красками при создании этого персонажа, чтобы наверняка пробить зрителя, но и все-таки, все-таки.

Под стать Стонтон играют и все другие актеры. Я с удовольствием отмечу игру Эдди Марсана – второй звезды «Беззаботной».

Для понимания сюжета и идеи фильма важно знать, что действие происходит в Великобритании в 1950 году, в это время аборты запрещены, не говоря уже о подпольных, не говоря уже о тех, которые приводят к угрозе жизни женщины.

Сама идея фильма вызвала у меня противоречивые чувства: с одной стороны, да, просто безмерно жалко героиню; с другой – ведь нельзя же быть такой простой… Да и сама идея с абортами далеко неоднозначная… В общем, в «Вере Дрейк» тот еще клубок конфликтов.

Что бы я поставил в небольшой упрек фильму – то, что, при всем мастерстве, если не сказать больше, Майк Ли не избежал такого упрощенного приема, как вызывание негативного отношения к персонажу через внешне выражаемые черты, то есть смотришь на человека, выступающего «антагонистом» героини, и вот никакого сочувствия он не вызывает. Но это единственный, по свежим впечатлениям, недостаток фильма.

Возможно, правда, для кого-то «Вера Дрейк» покажется еще излишне замедленной и неспешной, слишком монотонной. Если у вас проблемы с усидчивостью и концентрацией внимания, то лучше, наверно, посмотреть что-то другое.

И чтобы закончить на достоинстве, отмечу потрясающий натурализм «картинки», являющийся неотъемлемой чертой стиля режиссера.

1 фильм

«Барашек Шон». Выпуск 1
Shaun The Sheep
Aardman Animations
Великобритания, 2007
Жанр: Мультипликационный сериал

Из аннотации: «Сообразительный барашек Шон по праву считается вожаком стада. Он постоянно втягивает своих собратьев в различные комические ситуации, переворачивая все вверх дном на родной ферме. Шон и его приятели постоянно вьются вокруг овчарки по кличке Битцер, которая частенько останавливает Фермера, пытающегося разобраться что творится за его спиной.
Будьте готовы к беспорядку, когда за дело берется неугомонный барашек Шон!»


Aardman Animations – знаменитая студия не менее знаменитого британского мультипликатора Ника Парка, снявшего культовые, неоднократно отмеченные призами пластилиновые мультфильмы про незадачливого изобретателя Уоллеса и его мудрого пса Громита, полнометражный «Куриный побег».

«Барашек Шон» снимался уже не им, но по его идеям, с использованием в главной роли придуманного и уже фигурировавшего в его фильмах персонажа – барашка.

Стиль Ника Парка его последователями сохранен – все выглядит очень трогательно, изобретательно, с мягким и добрым юмором. К плюсам отнесу также то, что герои практически не говорят, что придает особую очаровательную атмосферу, а также поэтому – ура! – безобразным дубляжом фильм не испортишь.

В общем, настоящий Праздник для детей и взрослых!

Всего, как я понял, на DVD выпущено 4 выпуска. В каждом по 10 серий. Конечно, если смотреть все 10 серий подряд, то об особой радости от одних и тех же вступительных и финальных заставок говорить не приходится.

По мере знакомства с другими выпусками, о своих впечатлениях сообщу.

Заказать выпуск 1

мои фото-отчеты

На Ладожском озере 4 января. Фотольды

социальное

«Ночлежка» нуждается в помощи!..


В избранное