Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.11.01.09


 К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 11.01.09

1 книга
Джозеф Коннолли
«Отпечатки»
1 фильм
«Руины»
США - Австралия, 2008
1 фильм
«Класс»
Франция, 2007

+ссылки: социальное

1 книга
Энтони Маккартен
«Смерть супергероя»

Death of a Superhero
Перевод с англ. – Ксения Тверьянович
Серия «Линия отрыва»
СПб.: Азбука-классика, 2008
304 стр.

Из аннотации: «В конце XX века Новая Зеландия дала миру два культурных сокровища – кинорежиссера Питера Джексона и писателя (а также драматурга, сценариста и по совместительству тоже режиссера) Энтони Маккартена.
Дональд Делп – типичный тинейджер со своими тинейджерскими проблемами и наваждениями: секс и музыка, видеоигры и пиратские программы, расширители сознания и роликовые коньки. Но есть одно отличие: он страдает тяжелой формой лейкемии. Сопротивляясь попыткам родителей и врачей убедить его бороться с болезнью, он погружается в свой собственный мир, подчиняющийся законам комикса. В этом комиксе бессмертный супергерой на скейтборде противостоит коварному суперзлодею с большим шприцем, а роковая любовь супергероя поет на сцене ночного клуба...»


Сразу насчет второго культурного сокровища Новой Зеландии – на мой взгляд, это, конечно, издатели, мягко говоря, сильно поспешили или неимоверно перебрали с «рекламным блеском». Учитывая хотя бы тот противоречивый факт, который приводится же на обложке, что Энтони Маккартен снял уже несколько фильмов, – кто-нибудь в России про них хотя бы слышал?.. (Справедливости ради, его пьеса «Ladies’Night» у нас действительно идет.)

Впрочем, тем, кто регулярно читает книжные аннотации, а потом имеет удовольствие;0) сравнивать их с содержимым, не нужно говорить, какова погрешность подобного жанра.
И упрекнуть авторов аннотаций в том, что они сознательно вводят в заблуждение, вроде как и нельзя: когда дело касается художественной продукции, восприятие которой субъективно, всегда можно вывернуться, типа, «на вкус и цвет товарища нет», «если вам лично не понравилось, то это не значит, что у всех такое будет впечатление», и т.д.

Однако есть и более-менее универсальные показатели, а потому имейте все-таки совесть сравнивать Маккартена с глыбой Питера Джексона.
Больше касаться аннотации не буду.

Главный герой болеет раком, проходит мучительные курсы химиотерапии, а в другой своей жизни умеет хорошо рисовать, выдумывает героев – своих alter ego, создает комиксы про них (про себя), имеет буйную, выстроенную по канонам современной молодежной моды, фантазию и мечтает, в первую очередь, о сексе или о «сексе» (о том, чего не представляет).

Параллельно читатель знакомится с его родителями, у которых помимо больного сына проблемы в личных взаимоотношениях, знакомится с братом, друзьями Дональда, его психотерапевтом, который ищет способы (в том числе и ужасные с точки зрения общепринятой морали, а с точки зрения закона и совсем грязные), как помочь умирающему подростку успеть познать Жизнь, при том что у него у самого столько – подробно описанных – проблем, что начинаешь думать, зачем Маккартен хочет сделать из него второго главного героя?..

У книги довольно симпатичная многожанровая структура: обычное повествование, дневниковые записи, описания сюжета комиксов, психологические зарисовки, описание действия и диалоги в жанре киносценария, другие приемы, взятые из кино. То есть читаешь и видишь, как это могло бы выглядеть на экране, – могло бы выглядеть разнообразно/хорошо. Если бы…

Но вот, к сожалению, никакого сопереживания героям, в т.ч. и главному, несмотря на всю его личную трагедию. Никакими миксами  и другими популярными в молодежной среде жанрами, всякими фишками не заменишь эмоциональной атмосферы, того, что должно вызывать ответное чувство. Я вот этого ничего не вычитал, не счувствовал, не сопережил – еле-еле домучил книгу. Как-то казалось все бездушным, скучным, каким-то слишком схематичным. (Возможно, это как раз субъективно.)

Очень много всего в книге – реальных и вымышленных персонажей, подробностей, – но не выстраиваются они во что-то цельное, единое. Какие-то вещи описаны слишком подробно, другие – сплошное «темное место» (переводчик?). При всей, умом понимаемой, идее автора, что главный герой и есть тот заглавный Superhero, чувствами это не поддерживается. Финал очень слабый, без даже какого-то отзвука Светлой Печали. Закрыл книгу – и забыл.

Возможно, если по этой книге будут снимать кино, то оно, может, получится, если подберут актеров, которые сыграют хорошо, дополнив портреты персонажей своими эмоциями.

Заказать (если хотите составить личное мнение)
1 фильм
«Руины»
The Ruins
Режиссер: Картер Смит
В ролях: молодые актеры
США – Австралия, 2008
Жанр: триллер, ужасы

Из аннотации: «Они отправились в увеселительную поездку... но очередная остановка оказалась смертельным тупиком. Группа друзей приехала осмотреть нетронутую временем пирамиду индейцев майя и угодила в ловушку, где притаилось древнее зло, затянувшее героев в пучину ужаса и отчаяния. Смотрите один из самых шокирующих триллеров года – финал поразит вас до глубины души, и вы уже никогда не сможете спать спокойно».

Поразит не только финал. А уж спать, как говорят некоторые психологи, как раз после фильмов ужасов можно очень даже хорошо: пережил острые ощущения – расслабился. Впрочем, излишне впечатлительным, наверно, смотреть не стоит.

Группа молодых друзей едет к спрятанной в джунглях пирамиде, на которой проводит археологические раскопки их знакомый. У пирамиды происходит необъяснимая по причинам стычка с местными жителями, в результате которой молодые люди оказываются в блокаде на пирамиде, а там… Больше рассказывать не буду, так как важны повороты сюжета и сюрпризы, ради которых и смотрим фильмы подобного жанра.

«Руины» – это, так сказать, традиционный «жанр» – никакого постмодернизма, иронии, черного юмора. Все очень просто – просто жутко. Довольно много т.н. «мяса» - то есть брутальной натуралистичности (например, проведение в диких условиях операции по ампутации конечностей с последующим прижиганием плоти раскаленной сковородой). Очень много качественно сыгранного Отчаяния – когда не просто молодые девушки впадают в истерику, а позже в паранойю, а общая атмосфера такова, что «а дальше-то как?! как выбираться-то?!»… И, конечно, фильм порадует тех, кто устал от сладких хэппи-эндов.

Сама причина ужасов в «Руинах» выглядит не совсем художественно убедительной, но, как говорят некоторые психологи, причина Ужаса кроется внутри людей, имея в виду как реакции персонажей, так и чувства зрителей, которым передается настроение с экрана.

Очень хорошо, что нет псевдонаукообразного объяснения Источника Ужаса пирамиды – это прибавляет мистического страха (перед неизвестным).

заказать (дорого)
1 фильм
«Класс»
Entre les murs
Режиссер: Лоран Канте
Сценарист: Франсуа Бегодо, Робин Кампильо, Лоран Канте
В главной роли – Франсуа Бегодо
Франция, 2008
Жанр: драма

Из аннотации: «Один учебный год в обычной школе спального района Парижа. Учитель французского пытается найти общий язык с учениками – в основном африканцами и арабами.
Заслуженная Золотая Пальмовая ветвь Канн-2008. Фильм поставлен по книге Франсуа Бегодо (отчасти автобиографической), он же сыграл главную роль. Бегодо – бывший критик Cahiers du cinema (французского журнала, посвященного кино)».


Тем, кого интересует серьезное – с постановкой культурологических проблем – и качественное кино, тем, кого интересуют вопросы образования, взаимоотношений учителей и учеников, взрослых и подростков, категорически рекомендую посмотреть этот фильм. (Это будет, конечно сильным упрощением, но можно все-таки назвать «Класс» таким «Доживем до понедельника» начала XXI века. Ох, как нам не хватает своего такого кино! Ох, как нам не хватает своего кино об этом!..)

Если раскрывать тему фильма широко, то «Класс» вообще о выстраивании Диалога, о возможностях Диалога между людьми, о том, за счет чего люди могут договариваться, находясь даже в ситуации противостояния, о том, почему даже в самых кризисных ситуациях нужно стараться договариваться. Символично, что главным героем является учитель-словесник, обучающий языку – шире, умению общаться. Это очень мудрое, очень благородное, хотя и довольно тяжелое кино. Ставящее очень острые и неоднозначные вопросы.

Как педагог, работающий с подростками, могу со всей ответственностью заявить, что в фильме все выглядит очень правдиво. (Кстати, как педагога, меня, наверно, этот фильм и зацепил по особому.) И с какой-то даже радостью узнавания наблюдал за тем, что вот ничем французские подростки не отличаются от наших – такие же абсолютно.

Другой вопрос – что с ними происходит потом (впрочем, многое уже заложено, а только проявляется позже), из-за чего «абсолютно одинаковые» подростки превращаются во «французов» и в «россиян», имея в виду их культуру? И этот вопрос вроде бы уже и за рамками фильма, но и в то же время его содержания: поражаешься терпению, внимательности к своими учениками французского учителя. И при всем его отчаянии в моменты слабости, ошибок, при всем отчаянии его коллег, которые признаются в ненависти к неблагодарным детям и бесполезности своего труда, понимаешь, что их труд очень ценен, важен и эффективен.

Относительно кинокачеств «Класса». Это практически псевдодокументальное кино, с погружением в атмосферу уроков, в сплошные диалоги учителя с учениками, с полным ощущением спонтанности происходящего. Восхищаешься, как Лорану Канте удалось добиться такой естественности от юных актеров! А уж как играет Франсуа Бегодо: сцена, в которой он понимает, что теряет контроль над происходящим в своем классе, – одна из лучших, которые я видел!

Единственная сложность при просмотре – титры. Так как персонажи говорят очень много, то не столько смотришь, сколько читаешь.

Дополнительную радость фильм доставит тем, кто изучает французский язык.

кадры из фильма

социальное

как помочь бездомным...
о выборе национальных героев (про кого не говорили в телепроекте "Имя Россия")

Добрый доктор Гааз

В избранное