Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.17.04.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 17.04.10

1 книга
Огюстен Барроуз
«Магазин на диване»
1 фильм
«Мелодия для шарманки»
Украина, 2008

+о теле-сериале «Человек в проходном дворе»


1 книга
Огюстен Барроуз
«Магазин на диване»

Sellevision
Перевод с англ. Ю. Змеевой
Серия: Red Fish 2006
Издательство: Амфора, 2006 г.
316 стр.

Из аннотации: «Блестящий карикатурный роман, представляющий собой безжалостную сатиру на «магазины на диване», – дебютное произведение американского писателя».

Роман состоит из нескольких, редко касающихся друг друга, сюжетных линий, каждая из которых посвящена ведущему/ведущей «телемагазина» и повороты развития которых взяты с потолка.

Язык простой, но сам роман жутко затянутый, как плохой анекдот, в котором для того, чтобы добиться эффекта, нужно сделать очень большое вступление. И тянется, и тянется, и ловишь себя на мысли: «Зачем читаю эту муть?»… (По привычке – дочитывать до конца.)

Книга лишена смысла. Интрига есть (для такой интриги – а вот что случится с героями? С телеведущим-геем, уволенным за демонстрацию пениса в программе для детей? С ведущей, встретившей Большую Любовь и не верящей в свое счастье? С ведущей, влюбленной в замужнего руководителя? – большого мастерства не надо), но при чем тут «Магазин на диване»? Специфики нет (что же все-таки происходит с сознанием людей, общественными интересами в результате такого «промывания мозгов»?), есть только некоторые подробности «кухни», а так все очень и очень поверхностно и притянуто как бы к месту работы героев. С таким же успехом все, что происходит с ними, может случиться где угодно – в офисе банка, на автостоянке, в ресторане быстрого питания – какие еще есть места, ассоциирующиеся с «идиотизмом и тупостью» эпохи консьюмеризма, эры потребления, чтобы показать, что раз человек там работает, то это обязательно заканчивается какой-то катастрофой?.. Уверен, что с легкостью можно написать под копирку подобные «производственные романы».

Тем, кто хоть немного читал «альтернативную» литературу, многое будет казаться банальным, вторичным (а для тех, кто много читал, то уже и раздражающим).

Юмора, иронии, острой сатиры нет вообще – видно, что автор очень критично настроен, но выражает свою позицию излишне прямолинейно и слишком голословен, чтобы вызвать сопереживание.
1 фильм
«Мелодия для шарманки»
режиссер – Кира Муратова
сценарий – Владимир Зуев, Кира Муратова
жанр – драма
в главных ролях – Елена Косюк, Роман Бурлака
в эпизодах: Рената Литвинова, Георгий Делиев, Наталья Бузько, Олег Табаков, Нина Русланова, Жан Даниэль
Украина, 2008

Из аннотации: «Оставшись после смерти матери сиротами, сводные брат и сестра отправляются на поиски своих отцов в большой город. На пути они встречают множество самых разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, умных и идиотов – но никому до них нет ровно никакого дела, ведь каждый погружен в свои заботы. Тем более накануне Рождества. Холодная волшебная рождественская ночь завершается отнюдь не сказочным финалом».

Фильм идет 2 с половиной часа, что в жанре «роуд-муви» (дети «идут по дороге», на которой встречают разных людей), когда без закольцованности, без возвращения к уже прозвучавшим темам, без смены настроения (характерного для фильмов Киры Муратовой – печально-сочувственного), превращается в жутко затянутую «дурную бесконечность» и под конец уже просто выматывает: когда же?! Ну когда же?!.. Безусловно, отсутствие меры у авторов – большой  и главный недостаток «Мелодии…». Впрочем, вероятно, что найдутся те, кто попадет в настроение и будет считать, что фильм идет ровно столько, сколько нужно…

Другой недостаток – «самодеятельная игра непрофессиональных актеров», особенно детей в главных ролях. Как бы понимаешь, что Кира Муратова уже эстет настолько, что ей эта «неправильность» может и нравиться, но для зрителя это, на мой взгляд, серьезное испытание. Да, есть такой жанр – псевдо-трэш, когда актеры нарочито плохо играют, когда специально достигается эффект «сельской самодятельности», но в «Мелодии для шарманки» этот прием все-таки режет глаз и слух, тем более что игра большинство других-то актеров весьма реалистична…. Возникает мысль, что если Муратова хотела таким образом спародировать жанр сладко-пошлых «рождественских историй», их «театральность», лживость, то это уж какой-то чересчур сложный концептуальный ход.

Заявленные кинозвезды появляются каждый/каждая в одном эпизоде (микроновелле). Ничего неожиданного, особенно для знакомых с творчеством режиссера, в их амплуа нет.

Но и в то же время, конечно, чувствуется Большой Стиль Большого Режиссера. То, как Муратова управляется с объемным и разнообразным материалом, огромным количеством персонажей, появляющихся в кадре иногда только один раз на несколько секунд, восхищает. По фильму рассыпано множество микро-шедевров. Но, к сожалению, в цельную картину они не складываются. Финал мне показался скомканным, как будто самим авторам надоело, и они, не зная как, решили: А! Ну давайте вот так!..

При этом не думаю, что впечатления от «Мелодии…» как-то повлияют на отношение к творчеству Киры Муратовой. Буду, конечно, ждать ее новых фильмов.
о теле-сериале
Посмотрел две серии из четырех телевизионного фильма «Человек в проходном дворе» (киностудия им.Довженко, 1971; реж. Марк Орлов; в ролях: Геннадий Корольков, Ирина Скобцева, Николай Еременко, прибалтийские актеры). [В прошлом выпуске писал об одноименном романе Д.Тарасенкова.] Столкнулся в очередной раз не просто с недостатками всех экранизаций (это отдельная тема), но и, к сожалению, с проблемами плохих экранизаций. Даже фабула и та передана как-то кусками. Фильм получился хоть и необычный для того времени, но все-таки пижонский – вот, типа, Прибалтика, почти Запад, мы такие все модные, тонкие, не отягощены бытом, пьем кофе из маленьких чашечек, полны мыслей о собственном предназначении… Не говоря уже, конечно, о главной потере – передаче хода расследования глазами одного человека. Наверно, не буду досматривать.

В избранное