Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.12.09.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 12.09.10

1 книга
Владимир Сорокин
«Метель»

1 фильм
«Скотт Пилигрим против всех»
США-Канада, 2010

+ссылка: благотворительность


1 книга
Владимир Сорокин
«Метель»

М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010
304 стр.

Информация от издателя: «Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда взялись в снегу среди полей и лесов хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей, особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей?
Все это – новая повесть Владимира Сорокина».

Аннотация, упоминая «экзотические» детали сюжета, не передает главного содержания книги. Впрочем, правильно задать интригу – дело очень тонкое.

Отношение к творчеству Владимира Сорокина у меня сложное. Долгое время, в 90-х, я был его горячим поклонником, читал все и с нетерпением ждал новых книг.
Начиная с «Голубого сала» интерес постепенно сошел до нуля. Читал больше по инерции, за старые заслуги, не получая ожидаемого, а то и раздражаясь. Все эти шумные скандальные истории, пустое, с моей точки зрения, обсуждение некой «аморальности» его произведений, придававшие его фигуре черты, никак не связанные с его текстами, ажиотаж вокруг «демонизма» – как бы и ладно, если бы книги получались интересными. А так только отдельные рассказы.
Последние его произведения – «День опричника», «Сахарный Кремль» – не понравились определенно.
«Метель» даже не хотел замечать, что вышла.
Друг купил, сам прочитал. Не уговаривал меня прочитать, просто предложил.
Я, в конце концов, взял.

Прочитал запоем. С сильным удовольствием-от-литературы, по которому уже давно скучал. В итоге, в огромном восторге! Уже неделя прошла, до сих пор нахожусь под впечатлением.

NB! Дальше много эмоциональных, переливающихся через край восторгов;0)

«Метель» – это Сорокин времен «Романа», подтверждение высокого мастерства тонкого стилиста, талантливого пародиста стиля русской классической прозы конца XIX века, едкого сатирика, беспощадного культурологического палача.
Ощущение от текста такое, что как будто писатель, как художник, выписывает-выводит, смакуя, каждое слово, каждый устоявшийся литературный оборот, ставшие уже банальными донельзя штампы, при этом – что важно для понимания творчества Сорокина – не подражая, а иронично копируя.
Среди «образцов» опознаются прежде всего Чехов и Толстой. Ну и, конечно, прямые – знаковые – параллели с «метелями» в русской литературе – у того же Толстого, Пушкина.

Есть типично «сорокинские» сюрреалистические детали, предметы, персонажи (о которых, в частности, в аннотации выше). К неожиданности для тех, кто знает, о чем любит писать Сорокин, какие краски он любит использовать, многие из них вызывают трогательные, умилительные чувства.

Не забыта «китайская тема».

Поначалу казалось, что Сорокин повторяется, чего-то многословно крутит, тянет и тянет, и не понятно, к чему это рассасывание уже неоднократно разжеванного им же самим, зачем такая дотошность, нарочитая дотошность в описании самых мелких деталей. Но достаточно быстро приходит предположение, а за ним и понимание, куда он ведет, и тут все встает на свои места. И становится понятен тот очень глубокий образ, который создает писатель. Тот образ, который будет актуален для всех, кто думает о дурной бесконечности русской истории, современного состояния России. Для тех, кто задается отчаянными вопросами: «ну почему же?!», «да когда же?!», «кто мы?!»…

Сюжет раскрывать не буду, так как интригу, которую Сорокин задает, каждый должен прочувствовать сам. И так достаточно выдал.

Мата и непристойностей – если для тех, кто думает, браться или нет, это важно – в «Метели» практически нет. Откровенная сцена одна.
1 фильм
«Скотт Пилигрим против всех»
Scott Pilgrim vs. the World
Режиссер: Эдгар Райт
В ролях: Майкл Сера, Мэри Элизабет Уинстед, Анна Кендрик, Крис Эванс, Брендан Рут, Элисон Пилл, Джейсон Шварцман, Эллен Вонг
Жанр: боевик, приключения, комедия, фантастика, мелодрама
США - Канада, 2010

Информация о фильме с официального сайта: «Скотт Пилигрим (Майкл Сера), очаровательный безработный гитарист молодежной рок-группы Sex Bob-omb, встречает девушку своей мечты. Чтобы добиться сердца Рамоны Флаурс, ему нужно разобраться с ее бывшими возлюбленными, семерыми смертельно опасными типами – злобным скейтбордистом, заносчивой рок-звездой, пугающе похожими близнецами и другими.
Режиссер фильма Эдгар Райт ("Типа крутые легавые", "Зомби по имени Шон") в очередной раз размывает границы жанров экшен и комедия, рассказывая невероятную историю о том, как тяжело приходится хилому пареньку добиваться настоящей любви».

Факты из Интернета, важные для понимания стилистики фильма и представления о его «целевой аудитории»:
«Фильм стал экранизацией серии из шести комиксов Брайана Ли О’Мэлли. Первая книга была выпущена в 2004 году.
Мир Скотта Пилигрима – это комиксы, ниндзя, кунг-фу, аниме, манга. Для выражения чувств юных героев автор книги Брайан Ли О’Мэлли щедро использует мангу и графику легендарных видеоигр, впервые появившихся 30 лет назад. На них выросло поколение главного героя Скотта Пилигрима, которое много времени проводило за приставкой Nintendo.
Прототипом Скотта Пилигрима стал сам автор комиксов Брайан Ли О’Мэлли: «Скотт – воплощение моей юношеской мечты. Он беззаботен, его любят девушки, он дерется как супергерой. В его возрасте я тоже играл в группе, у меня появились новые друзья, и мне хотелось их чем-то удивить».
Все бои в фильме похожи на сцены из большого мюзикла. Герои вступают в схватку, будто собираются спеть и станцевать. Когда эмоции настолько сильны, что их нельзя выразить словами, они превращаются в музыку.
Подобно потерпевшим поражение героям компьютерных игр, поверженные злодеи в фильме превращаются в горсть монет.
Как в настоящей компьютерной игре, с каждым боем Скотт Пилигрим становится все сильнее.
Авторами музыки и текстов песен группы Sex Bob-omb, в которой по сюжету играет Скотт, стали рок-исполнитель Бек и музыкальный продюсер Найджел Годрих, работавший с такими знаменитыми музыкантами, как группа Radiohead и Пол МакКартни».

К сожалению, кинопрокат фильма уже закончился, но не могу его не отметить.
Отличная молодежная комедия (могу ли я судить об этом на пятом десятке, конечно, вопрос, но да не по отметке в паспорте оцениваем, а по состоянию духа;0), снятая в стиле комикса-клипа (не совсем сам понимаю, как понять такое определение тому, кто не видел), рок-музыкальной видео-фантазии (когда совершенно естественным кажется, да и вообще не замечается переход из обычной реальности в реальность анимационную и т.п.). Очень динамичный (на одном дыхании), очень музыкальный (с той, которой надо музыкой), очень веселый (без туалетного юмора) и ироничный.

Под конец фильма поймал себя на том, что в смятении пытаюсь найти хоть что-то, за что можно было бы покритиковать. Не смог. То ли полностью попал под очарование (бывает так, что как влюбишься во что-то, так на этом светлом, слепящем, ослепляющем, чувстве и мчишься, не замечая мелочей), то ли недостатков и нет.

У Райта мне понравились оба ранее снятых им фильма. Теперь еще один, значит. Мастерство режиссера, конечно, вызывает уважение – по жанру они все отличаются друг от друга.
ссылка
мануал для тех, кто отдает обувь и одежду нуждающимся
«Судя по письмам с вопросами "а можно ли отдать куртку, она хорошая, только немного разошлась на спине", назрела потребность в разъяснениях. Для человека, только-только ступившего на скользкий путь добрых дел, такие вопросы нормальны. Отвечаю, поскольку время от времени занимаюсь сбором и сортировкой одежды для малоимущих».
Читать дальше: http://taoky.livejournal.com/489104.html


В избранное