Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.27.01.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 27.01.13


1 книга
Дуглас Кеннеди
«Женщина из Пятого округа»

(+ про фильм)
1 фильм
«Джек Ричер»
США, 2012
1 фильм
«Я тоже хочу»

Россия, 2012

+ ссылка: социальное, фото, арт

1 книга
Дуглас Кеннеди
«Женщина из Пятого округа»

The Woman in the Fifth
Перевод с англ.: Ирина Литвинова
Рипол Классик, 2011 г.
448 стр.

От издателя: «Гарри Рикс – человек, который потерял все. Одна "романтическая" ошибка стоила ему семьи и работы. Когда разразился скандал, разрушивший его жизнь, Гарри сбежал... в Париж.
Он влачит жалкое существование в одном из убогих кварталов французской столицы и считает, что его уже никто и ничто не спасет. Но совсем неожиданно в жизнь Гарри приходит любовь...
Однако Маргит, одинокая, элегантная и утонченная венгерская эмигрантка, пленившая его воображение, держит дистанцию. Гарри оскорблен тем, что она принимает его исключительно в своей квартире в Пятом округе Парижа всего два раза в неделю.
Впрочем, недовольство Гарри вскоре отступает на второй план. Его все чаще посещает мысль о том, что вместе с любимой в его жизнь вошла какая-то темная сила...
Действие новой книги известного американского писателя Дугласа Кеннеди, разворачивающееся в декорациях неожиданного Парижа, захватывает читателя с первой страницы. Этот роман об изгнании и мести, в котором так трудно отличить вымысел от зловещей реальности, будоражит воображение и подтверждает репутацию Дугласа Кеннеди как истинного мастера».

Пару выпусков назад восхищался книгой Кеннеди «Искушение Дэвида Армитажа».

Плюсы остались те же (но не все) – заразительность повествования (хочется читать не останавливаясь), высокого качества реалистичность описываемого (например, если кто-то из героев плохо пахнет, то прямо ощущаешь это), но при этом без злоупотребления детализацией. Очень фактурные получились бандиты.

И многие минусы те же.
Долгое время, несмотря на как бы большое количество событий, в книге ничего не происходит. Автор вроде как готовит к чему-то, как бы предлагает подождать чего-то главного, важного. И если в «Искушении» что-то все-таки началось и с лихвой оправдало долгий разбег, то в «Женщине» так все «подождите, подождите, сейчас, сейчас начнется», несмотря на всю остросюжетность, и продолжалось до самого конца. Возможно, не хватило каких-то составляющих для создания ключевого момента.
Очень сильно смутило то, что многие компоненты антуража остались те же – опять главный герой брошенный муж, опять он писатель, опять очень любит и интересуется кино, опять несправедливо обвинен, опять попытки наладить контакт с дочерью, которая, опять же, хочет общаться с отцом, но опять мать против, опять бедствование на уровне нищеты, опять сумасшедшая любовь…
Все вышеперечисленное еще можно потерпеть, но к этому прибавляется какая-то пустая интрига – кто стоит за убийствами, сразу понятно (и, что просто ужасно, это никак автором потом не опровергается).
Когда в романе раскрывается, кто такая эта Маргит, то не веришь своим глазам, что автор мог использовать такой грубый литературный прием, и ждешь разъяснения этого «мистического факта» (к сожалению, не могу раскрыть детали, так как вдруг кто-то захочет почитать), а также объяснения, почему жанр драмы с элементами триллера превращается в сказку. Перемена жанра происходит настолько топорно, что от автора-с-кредитом-доверия ждешь, что это будет литературно оправдано, получит какое-то развитие, ведь не может же, чтобы вот так… Оказывается, может. И вот представьте ощущение, когда вы понимаете, что автор, в которого вы верили, откровенно схалтурил!..

В итоге, книга-пустышка. Есть только несколько следов «истинного мастерства», но не более.

(Признаюсь, что сейчас читаю еще одну его книгу – «Особые отношения», уж очень расхваленную. При счете 1:1 появляется дополнительная интрига – так ли уж хорош Дуглас Кеннеди, как казалось вначале. Интересно, кстати, стал бы я читать другие его книги, если бы первой оказалась «Женщина…»?)
1 фильм
«Джек Ричер»
Jack Reacher
Режиссер: Кристофер МакКуорри
В ролях: Том Круз, Розамунд Пайк, Роберт Дювалл, Ричард Дженкинс, Джей Кортни, Вернер Херцог, Алексия Фаст
Жанр: триллер, детектив
США, 2012

Из аннотации: «Снайпер убивает пять случайных прохожих. Все улики указывают на человека, его ловят и заключают под стражу. На допросе подозреваемый умоляет об одном – найти Джека Ричера...
Экранизация бестселлера Ли Чайлда, одного из самых продаваемых авторов по мнению газеты The New York Times, о бывшем военном спецагенте Джеке Ричере».

Как пишут всезнающие кино-обозреватели, создатели фильма надеются, что из Джека Ричера получится новый герой для киноэпопеи с продолжениями, благо у писателя, его создавшего, произведений о нем достаточно. Когда, просмотрев фильм, про это прочитал, точно понял, почему мне фильм не понравился. Из-за сильного коммерческого привкуса. Бизнес-проект. Все уж очень просто, я бы даже сказал, примитивно.

Понравится же фильм неискушенной молодежной аудитории, на которую, по всей видимости, рассчитан, чтобы застолбить в их головах местечко Джеку Ричеру на долгие годы, не могу судить. Том Круз, конечно, крут, но его персонаж никак не отличается от других супер-героев, которых он играл, – просто, даже не снимая одежду, перешел с одной киноплощадки на другую.
В начале фильма еще были смешные диалоги, что отвлекает от перпендикулярности сюжета, но потом, как это часто бывает, об этом забывают и герои теряют этот свой дар, типа, все становится очень серьезно и не до шуток, ага.
Главный злодей, которого играет известный кинорежиссер Вернер Херцог, не произвел впечатления – уж слишком, на мой взгляд (но я не из целевой аудитории этого фильма), какой-то демонически-картонный. Его персонаж – русский, сидел в сибирских лагерях, то есть снова разыгрывается тема русской мафии. Неужели это еще работает?

(Книгу Ли Чайлда попробую прочитать, чтобы сравнить.)

1 фильм

«Я тоже хочу»
Жанр: мистика, роуд-муви
Режиссёр: Алексей Балабанов
Продюсер: Сергей Сельянов
Автор сценария: Алексей Балабанов
В главных ролях: Юрий Матвеев, Александр Мосин, Алиса Шитикова, Олег Гаркуша
Россия, 2012

По материалам Википедии: «Сюжет описывает путешествие пяти человек к мистической Колокольне Счастья, которая по слухам находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Музыкант, бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, а также молодая девушка пытаются отыскать это загадочное место и обрести счастье. Но Колокольня, как известно, «забирает» не всех — каждый верит, что будет выбран именно он».

Давно не слежу за творчеством Балабанова. Как-то вот вообще перестал понимать, что он хочет сказать, а заезженная его киноэстетика ничего кроме удивления (как самому-то не надоело!) не вызывает.
«Я тоже хочу» посмотрел случайно, в чем-то из-за участия Гаркуши (ох, как он постарел, конечно!).

Тоже ничего не понял – про что, зачем… По всей видимости, режиссер хотел снять что-то вроде психоделического роуд-муви, хотел создать атмосферное кино, за счет повторяющейся музыки и песен Леонида Федорова (от которых к концу фильма уже стало подташнивать, извините), долгих, специально затянутых сцен проезда на машине. Эти проезды вместе с целью путешествия героев, вызывали стойкие, отмеченные многими, ассоциации со «Сталкером» Тарковского, что, в свою очередь, вызвало вопросы-без-ответа, зачем Балабанов пошел на такую явную перекличку.
Раздражала игра непрофессиональных актеров, которых, как прочитал, режиссер задействовал специально. Киноэксперименты, поиски нового языка это хорошо, но в данном случае, на мой взгляд, не удалось. Ощущение самодеятельности, натужности, фальши.
И конечно, превращать фильм в кинотусовку (снять в фильме себя, своего сына, своих друзей, светских персонажей) это не только, по-моему, дурной тон, но уже за гранью. Правильно, что Колокольня не взяла Туда самого Балабанова. Впрочем, так как не понятно, что это за Колокольня, то, может, плохо, что не взяла. Пойди разбери. А разбираться нет никакого желания.

ссылки

Алексей Варсопко «Условие существования воды»
Послезавтра и сегодня благотворительности в России.
http://www.echo.msk.ru/blog/vars/998504-echo/


Алекс Хитров. Капли. Фото
http://prophotos-ru.livejournal.com/1521325.html


Алексей Варсопко «знаки зоодиака» (пост-астрологические сценки, серия; 2013)
1: http://varsopko2.narod.ru/zoodiak_2013/zoodiak_01.jpg
2: http://varsopko2.narod.ru/zoodiak_2013/zoodiak_02.jpg
3: http://varsopko2.narod.ru/zoodiak_2013/zoodiak_03.jpg
4: http://varsopko2.narod.ru/zoodiak_2013/zoodiak_04.jpg


Заразительный смех. Прекрасный хэппенинг в амстердамском метро.
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=YM7OBlcHpYw


"Весь Петербург" в ЦВЗ "Манеж". Ежегодная выставка художников. Фоторепортаж
http://varsopko-alexey.livejournal.com/346029.html


Юные журналисты из студии «Редакция» комментируют законопроект о наказаниях для школьников, нарушающих порядок: http://vo-gazeta-spb.narod.ru/

В избранное