Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.01.17: про 'Зимнюю дорогу...' Л.Юзефовича


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 21.01.17: 1 книга

+ссылки: фото, арт, культурологическое

Леонид Юзефович
«Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922-1923 годы»

АСТ, 2015
Серия: Исторические биографии
432 стр.

Аннотация от издателя: «Леонид Юзефович – известный писатель, историк, автор романов "Казароза", "Журавли и карлики" и др., биографии барона Р.Ф.Унгерн-Штернберга "Самодержец пустыни", а также сценария фильма "Гибель империи". Лауреат премий "Национальный бестселлер" и "Большая книга".
Новая книга Леонида Юзефовича рассказывает о малоизвестном эпизоде Гражданской войны в России – героическом походе Сибирской добровольческой дружины из Владивостока в Якутию в 1922-1923 годах. Книга основана на архивных источниках, которые автор собирал много лет, но написана в форме документального романа. Главные герои этого захватывающего повествования – две неординарные исторические фигуры: белый генерал, правдоискатель и поэт Анатолий Пепеляев и красный командир, анархист, будущий писатель Иван Строд. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти.

"В локальных, мало кем до него замеченных событиях Юзефович обнаруживает грандиозные архетипические сюжеты... Документальный, да, но роман; не потому, что выдумано, а потому, что, как говорят французы, это "написано", это литература. У кого еще, кроме Юзефовича, есть такой слух, такое чувство музыки – не только собственно языка, но еще и Истории? Да ни у кого, пожалуй".
Лев Данилкин»

У Юзефовича я больше ничего не читал, поэтому не могу обобщать, как это делает литературный критик Лев Данилкин. Но «Зимняя дорога…», да, произвела сильное впечатление.

При этом читал ее в ситуации кризиса собственного интереса к исторической литературе. То есть почти всё интересно, но, с другой стороны, когда всё интересно, то без разницы, что читать. Про советско-финскую войну интересно? Да. Про исторический период, в котором формировались и потом попытались изменить ход истории декабристы, интересно? Да. Про жизнь на оккупированных во время Великой Отечественной войны территориях интересно? Да. Про историю древнего Пскова… про русских князей времен татаро-османского ига… про Раскол… про непостижимую трагедию гражданской войны… (И это то, что касается России.) Всё интересно.
Вопрос: зачем?
Ну да, любопытно, как жили люди, твои соотечественники, раньше. Да, во всех исторических периодах есть драматические, трагические коллизии, везде можно найти материал для острых сюжетов. Да, хочется понять причины тех последствий, внутри которых мы живем сегодня. Да, хочется разрушать стереотипы и раздвигать горизонты.
Вопрос: что это дает?
С определенного момента новые факты, трактовка их и новая трактовка старых фактов, по большому счету, уже ничего не объясняет, не меняет картину мира. Как говорится, много знаешь, но все равно ничего не понимаешь. Что можно прибавить к тому, уже понятому, что всё сложно, всё неоднозначно/многозначно, что любой автор придерживается какой-то «точки» зрения, что история никого ничему не учит (потому что невозможно познать ту самую – объективную – историю)? Только новое подтверждение уже известного. Нет новой, оригинальной интриги.

«Зимнюю дорогу…» начал и чуть не бросил. Юзефович с первых страниц вводит в книгу большое количество персонажей, названий разных военных, политических образований в Сибири и на Дальнем Востоке, про которые раньше я ничего не слышал. Выдает и выдает, беря из разных источников, факты, детали биографий, этно- и географические сведения, укладывая кирпичики атмосферы того времени и ощущения места. С самого начала примерно понятна заложенная в документально-художественную книгу драма противостояния хороших людей по разные стороны баррикад: когда не понятно, кому больше сопереживать.

Но постепенно книга захватила. Именно литературой, про которую пишет Данилкин. Да еще сама, как говорится, фактура какова!.. Нечеловеческие испытания в нечеловеческих условиях совершенно какой-то инопланетной Якутии. Волосы дыбом от прочитанного!.. И апокалиптические картины, которые создавались в ходе это маленькой войны.
И тем более зловещие все происходившее приобретает оттенки, что участь победивших была в недалекой перспективе не лучше, а то и хуже участи проигравших. (Юзефович использует в книге прием краткого послесловия, прослеживая судьбы героев до 30-х годов.)

Ох, жуть какая!..

До депрессии угнетающая жестокость отечественной истории, на фоне которой редкие, краткие всполохи чего-то человеческого…

Написана книга хорошим языком, читать интересно, но, к небольшому сожалению, в течение книги я неоднократно спотыкался на фамилии, названия военных соединений, про которые было или не вспомнить или не понятно, за кого они – за красных или за белых, или временно неопределившиеся. Для облегчения чтения, конечно, надо было бы выписывать имена и названия на отдельный листочек, разделенный на три(?) столбика. С другой стороны, есть в этом хаосе смутный образ того времени: ничего ведь не понятно было!.. Даже для (временно) победивших – как они ошибались, считая, что правы и за ними будущее!..

К сожалению-2, книга не разрешила, а, предполагаю, усилила кризис отношения к исторической литературе.

(Забегая вперед, насчет пристрастности/объективности/литературности Юзефовича. Могу предположить, что через какое-то время появится книга, в которой те же события и те же персонажи будут описаны под другим ракурсом, с другими оценками. Не говоря уже о том, что уже было, когда в советской литературе эти события описывались иначе, чем в эмигрантской.)

ссылки
Работы американского фотографа, живущей в Нью-Йорке и известной под ником Карла ДЛМ / Carla DLM. "Динамичные сюрреалистические фотографии, наполненные игрой света и движением".


«От Больших Данных к Большому Брату»
Современные государства приобретают все большее число инструментов сбора и анализа данных о каждом гражданине. Эти данные могут использоваться не только для повышения жизни каждого из нас, но для того чтобы отслеживать каждого человека, каждое малое и крупное событие. Но является ли это чем-то уникальным? Государства следуют той же канвой, что и все крупнейшие корпорации последних лет. Интернет-технологии позволяют монетизировать слежку за гражданами, как минимум, в части их потребительского поведения. Государства же являются «догоняющими игроками», использующими коммерческие наработки в своих целях. Об этом в лекции директора АНО «Информационная культура» Ивана Бегтина.
Видео, 83 мин.


В избранное