Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Модная культура от Алексея Фанталова. 'Сайенс фикшн'.


"Сайенс фикшн".

 

Так уж сложилось в культурной истории – одни открывают нечто принципиальное новое (как шумеры в Месопотамии), другие это новое поднимают на высочайший уровень (как жители Аккада – вавилоняне и др.).

Применительно к «научной фантастике» можно сказать, что смысл жанра состоит не в «научности» как таковой. Не в предсказаниях появления того или иного механизма или научно-технического принципа (на манер Жюля Верна), а в «обкатке» в рамках романа определенного проекта развития человеческого общества. Или предсказание соответствующей тенденции. В этом главное отличие «сайенс фикшн» от «фэнтази».

В творчестве Герберта Уэллса как раз таки поражает обилие таких тенденций.

Судите сами. Роман «Война миров» - о вторжении марсиан. От него пошла мода изображать в литературе и снимать в кино безжалостных инопланетных захватчиков (взять хотя бы последнюю экранизацию книги Стивеном Спилбергом). Кстати, какой-нибудь мистик или теософ сказал бы, что под оными следует понимать агрессивных демонов, действующих «на тонком плане».

Любопытно, что Уэллс не демонстрирует ненависти к марсианам (при всех живописуемых ужасах). Скорее, писатель проявляет «понимание» (инопланетяне борются за жизнь) и высказывает предположение, что человечество также со временем двинется сходным путем. В этом фантаст предваряет многочисленных западных интеллектуалов второй половины двадцатого века, делающих ставку на «расчеловечивание человека» (наподобие Жака Аттали).

Напомним, кстати, что «Война миров» написана накануне Первой мировой войны.

«Машина времени». Здесь говорит за себя само название. Плюс – безжалостный пессимизм Уэллса, весьма сходный с культурным пессимизмом Освальда Шпенглера - автора книги «Закат Европы» («в оригинале «Закат Запада»).

«Человек Невидимка» - книга о наступлении «царства террора», и о тотальном противостоянии сильной личности обществу. Кстати, юридическое обоснование терроризму дал знаменитый немецкий юрист Карл Шмидт. Последний вывел, что в качестве суверенного государства себя может рассматривать и отдельный человек (со всеми вытекающими отсюда последствиями – то есть с правом объявить настоящему государству свою личную войну, если оно поступило с ним несправедливо).

«Остров доктора Моро» - страшный роман о вивисекторах, ставящих опыты по превращению крупных млекопитающих в людей. Сами опыты носили, естественно, не генетический, а «соматический» характер, и в чем-то близки современным попыткам «улучшить человеческую породу».

Продолжают данную линию романы «Пища богов» и «Первые люди на Луне». В первом рассказывается об открытие вещества, позволяющего, при приеме внутрь, увеличивать размеры живых существ. При всей наивности «научной идеи» здесь говорится о расщеплении эволюции человечества и о фактическом его разделении на различные расы.

Еще более ярко данная тенденция обозначена в книге «Первые люди на Луне». Здесь изображено общество селенитов (существа, по своей биологии занимающие как бы среднее положение между членистоногими и позвоночными), в котором, подобно тому, как это существует у общественных насекомых, сформировались особые биологические касты – пастухов, мясников, ткачей, мозговиков и т.д.

Ну, как тут не вспомнить любимого современными российскими футурологами Тимоти Лири (деятель американской контркультуры, подсадивший на ЛСД не одну сотню студентов Гарварда)? В «Истории будущего» Лири выделяет двадцать четыре стадии эволюции человека, соответствующие двадцати четырем картам Таро. Особо забавны некоторые пассажи Лири. Например, в числе прочих психотехнических упражнений он рекомендует наблюдать за амфибиями (аксолотлями?) в аквариуме и отождествлять себя с ними (в целях прохождения соответствующей стадии психического развития). Или рассуждения о людях «личиночной и постличиночной стадий» и о том, что человечество в дальнейшем разойдется на различные эволюционные линии, чьи представители будут похожи друг на друга не более чем кролик на жирафа (очень созвучно идеям вертикальной эволюции в «Волны гасят ветер» Стругацких). По этому поводу вспоминаются «Приключения Йона Тихого» и «Кибериада» Лема, где великолепно показаны последствия подобных соблазнов.

 

Между прочим, если кто-то имеет интересные материалы по фестивалям исторической реконструкции - присылайте, опубликую в какой-нибудь рассылке.

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

Новое на сайте "200 мифологических картин":

Акварельные портреты. Добавление.

Фантазии. Добавление.

Русские пейзажи. Добавление.

Русские мифы. Добавление.

Мифология Китая. Добавление.

Мифология Месопотамии. Добавление.

Мифология угров. Добавление.

Эпос Бриттов. Добавление.

 


В избранное