Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Модная культура от Алексея Фанталова. «Тартюф» и «Приглашение в замок».


«Тартюф» и «Приглашение в замок».

 

 

Молодежный театр на Фонтанке, «Тартюф». Много слышал хорошего об этом театре, но действительность, увы, сильно разочаровала. Сама пьеса Мольера написана на довольно интересный сюжет. Насколько мне известно, конец семнадцатого века – это время, когда Орден иезуитов пытался переориентироваться от угасающей Испании на могущественную Францию Людовика Четырнадцатого. В отдаленной перспективе попытка не удалась, но ближайшие несколько десятилетий иезуиты, действительно, приобрели влияние на французский двор.

Не всем (в том числе и среди высших кругов) это нравилось, вот недоброжелатели иезуитов и заказали Мольеру «Тартюфа», главный герой которого – типичный символ антииезуитской пропаганды (маскируясь ханжеством, втирается в доверие к богатому знатному хозяину, и пытается завладеть его имуществом, жениться на его дочери, обольстить жену, а самого упечь в тюрьму). Ну, где-то, даже и актуально J.

Правда, трудно понять, чем таким особенным взял хозяина дома Тартюф? И почему его чары не действуют на остальных домочадцев? Впрочем, титульные герои Мольера всегда выражают какую-то определенную черту характера – скупость, тщеславие, лицемерие, донжуанство. В то время как человек лучше «схватывается» в его антиномиях – противоречиях (а не просто там «ботаник», «плейбой», «блондинка» и пр.). Поэтому произведения Мольера производят скучноватое впечатление.

Но вот было интересно, как пьесу поставит театр. Увы – повторяю, не очень. Театральной игры практически не увидел, актеры не говорят, а непрерывно кричат. В конце спектакля действие вообще превращается в бурлеск – на сцене появляется сам «Король-Солнце» (в оригинале пьесы его текст произносит офицер). Но это даже как-то оживляет – балаган – так балаган.

Ну, еще в зале (битком набитом, кстати) было нестерпимо душно.

 

Театр им. Ленсовета «Приглашение в замок». О том, как скучно и тяжело быть богатым и как легко быть бедным. А также о том, что богатым все же быть в итоге лучше.... В общем – мелкобуржуазный сентиментальный бред (метко осмеянный еще Достоевским в «Дневнике писателя») заложен в основание самой пьесы Жана Ануя. Это, впрочем, может быть созвучно психологическому настрою представителю российского «среднего класса» - во всяком случае, так понимают свою таргет-группу создатели спектакля.

Герой фильма – богатый повеса Орас с элементом легкого демонизма, имеет брата-близнеца Фредерика, по характеру - являющего полную противоположность первому (тряпка, да и только). То есть в основу пьесы заложен близнечный миф.

Фредерик влюблен в блестящую красавицу Диану – дочку еврейского олигарха Мессершмана, а той, естественно, нравится  сам повеса. Желая исцелить брата от несчастной любви, Орас устраивает в Замке роскошный прием, приглашая на него бедную девушку Изабеллу – профессиональную танцовщицу под видом родственницы. Она производит фурор, внимание Фредерика переключается на нее. Однако, «атмосфера фальши» и психологическое напряжение приводит девушку к душевному надрыву, к тому же она, кажется, тоже влюбилась в Ораса (невинная танцовщица – это прикольно J).

Сюжет усложняется еще заморочками из жизни Мессершмана, приехавшего в Замок не только с дочерью, но и любовницей леди Доротеей и секретарем (с которым Доротея также состоят в связи). Мессершман и его красавица дочь оказываются глубоко несчастными людьми, и гордость маскирует их застарелые комплексы.

Все это бедная танцовщица открывает бедному олигарху и тот, прозрев, распродает свои акции с молотка, чтобы вернуться к временам бедной, но счастливой юности. Однако конкуренты банкиры, заподозрив подвох, скупают акции втридорога, так что Мессершман становится только вдвое богаче.

Да и вообще, все происходит к лучшему. Разобраться в «чувствах» героям помогает мудрая тетушка Демерморт, разъясняющая всем, кто кого любит.

Дочка Мессершмана выходит замуж за своего любимого Ораса (он ее, оказывается, тоже любил, не отдавая себе в том отчета). Танцовщица Изабелла переносит свои симпатии на Фредерика (морально улучшенная копия брата). А любовница Мессершмана, потрясенная широтой души своего содержателя, бросает секретаря (которому она на фиг не нужна) и готова идти со своим олигархом хоть на край света (впрочем – далеко ходить, как оказалось, нет необходимости). В общем – праздник души, именины сердца. И невинность соблюли, и капитал приобрели/сохранили.

 

Алексей Фанталов.

 

ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ ВАРВАРЫ: МИФЫ И ИСТОРИЯ.

АБСТРАКЦИЯ: ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА.

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ.

КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ.

КАРТИНЫ УЧЕНИКОВ.

АТЛАС МИФОВ.


В избранное