Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый Вернисаж

  Все выпуски  

Новый Вернисаж - 2 ноября 2000 г.


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru



НОВЫЙ ВЕРНИСАЖ
- СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ

- 31 (57) -

2 ноября 2000 г.

Архив номеров и правила публикации

Поиск ведется по архиву выпусков "НР",
хранящихся на сервере Subscribe.Ru

Главный редактор
Николай Ефремов

Выпускающий редактор
Марина Ефремова

E-mail: vernisage@rmt.ru

Количество подписчиков:

Количество подписчиков


     Здравствуйте, уважаемые читатели!
     Крупнейшим событием проходящей недели стала проходящая в эти дни в Москве международная конференция "Электронные изображения и визуальные искусства" - "EVA2000 Москва". Ее тема - "Электронная конвергенция: новые технологии в музеях, галереях, библиотеках и архивах". Некоторые подробности мы рассказали в другой нашей Интернет-рассылке, "Новости Рунета". Чтобы не повторяться, - некоторые наши читатели подписаны на обе рассылки, - рекомендуем Вам прочитать этот выпуск "Новостей Рунета" - http://www.nv.ru/nr/2000/001101.htm
     Ну, а здесь мы расскажем о круглом столе в РГБ, посвященном проблеме построения отношений между традиционными библиотеками и инициаторами создания "народных" электронных библиотек. Автор этих заметок, Б.С.Перли, заведующий отдела поддержки электронных библиотек РГБ, делал их не для публикации, а лично для себя, и любезно предоставил в наше распоряжение, узнав, что "Новый Вернисаж" случайно остался без информации.


  Литература  

Интернет-библиотеки: отношение неоднозначное

     По опыту участия в семинарах, конференциях и пр. об Электронных библиотеках известно, Что будет Кем сказано и Когда. Кто будет спрашивать: "А что, собственно, Вы (конкретный оппонент) называете электронной библиотекой?" И по поводу каждого из 20 возможных ответов уже известно, Что Кто может сказать - ведь мир людей, поглощенных этой проблемой, весьма ограничен.
     Поэтому, может, и лучше, что для разнообразия именно на этом круглом столе их было немного.
     Задача всех поисковиков из мира науки состоит в том, чтобы доставить Пете из Троицка ту единственную статью Джона из Кембриджа, без которой движение науки в г. Троицке остановится. Но! Поставьте счетчик на сайт Джона и увидите, что возможно, к нему на сайт обращались в неделю раз, или десять. Полезность средней научной статьи не превышает 3 года после опубликования. Но если читатель наберет в www.yandex.ru слово "Библиотека", то на первом или втором месте он обнаружит Библиотеку Машкова, а на 8 или 10 www.fuck.ru. Не РГБ, не РНБ и не ГПНТБ!
     На их сайтах нет (или почти нет) полных текстов книг. Они представляют собой домашние страницы неких учреждений, состоящих из неких отделов. Единственное, что представляет ценность для ищущего книгу обывателя-читателя, у гигантских библиотек России начали появляться электронные каталоги, в которых можно по библиографическим записям найти сведения о том, что искомая книга в данной библиотеке есть (или нет).
     А читателю нужна книга! Конечно, и библиографическое описание очень даже способствует: Но вот книгу бы (хоть за деньги) лучше.
     Периодикой газетной занимаются частные фирмы, наберите www.park.ru. Периодикой научно-технической нас снабжает Elzevir и Sprigler, а на несколько сот журналов государство все-таки дает деньги на подписку. А о художественной и просветительской литературе, написанной на русском языке, учреждения государства, называемого Российская Федерация, забыли. И великую роль заполнения этой лакуны стихийно взяли на себя любители - составители Интернет-библиотек: "За рубежом подобных электронных библиотек нет, - говорил А.М.Шкроб, - а у нас они нужны по причине крайней нищеты. Потому что нынешнее поколение детей уже не знает о существовании журналов "Природа", "Химия и жизнь", "Квант" и т.д."
     Вот потому именно этот Круглый стол интересен тем, что хотя бы увидели друг друга те, кто ДОЛЖЕН думать о развитии библиотечного дела в стране, и те, кто сегодня пытаются удовлетворить спрос Рунета (русской зоны Интернета) в электронных версиях литературных произведений.
     Позиция юриста:
     1. По закону, запись в электронном виде - это воспроизведение. Состоит из двух этапов:
     - Оцифровка - уже воспроизведение, но когда вы это не выкладываете на сайт, то права вы нарушаете, но найти вас практически невозможно;
     - Оцифрованные произведения, выложенные на сервер, - нарушаются уже два пункта закона: право автора на воспроизведение и, второе, доведение до всеобщего сведения.
     Если же вы берете произведение с чужого сайта - то воспроизведение производится несколько раз, что опять же нарушает права автора. Все предыдущие люди, которые работали с данным произведением (автор, переводчик и т.д.) имеют на него права.
     Т.е. т.к. сканирование и оцифровка суть "воспроизведение документа", то в ЭБ можно включать только произведения, безупречные с точки зрения авторского права.
Сегодня 8 министерств приняли разработанную Информрегистром концепцию ЭБ, создается единый каталог. И постановления правительства об этом есть. Еще бы денег к нему. И ставки побольше: где ж компьютерщиков за 1000 р. взять!?
     Являясь бюджетными государственными организациями, библиотеки обязаны быть электронными депозитариями - это национальная гарантия сохранности интеллектуальных ресурсов. Машков сегодня есть, а завтра ему надоест этим заниматься.
     Представители традиционных Библиотек занимаются решением корпоративных задач. Какой путь развития ожидает в дальнейшем Библиотеки? Исходя при этом из утвержденных и действующих технологических инструкций Библиотек. Что, в общем, естественно: зав. отделами хранения и комплектования гигантской библиотеки (в большинстве своем женщины старше 45 лет) в силу собственной личности исходят из знакомых им стереотипов понимания своей роли в повседневной деятельности. Деятельность эта полностью законопослушна и рутинно консервативна. Такой руководитель, преимущественно, занят решением текущих задач, решаемых его коллективом. Психологический его портрет дополняется логичным для него вопросом: "А зачем вы оцифровываете и выкладываете на сайт, допустим, Ф.Кривина. Мы проверяли, у нас его книг достаточно для комплектования фонда?"
     При этом у него не может быть мысли о миссионерской роли ЭБ РГБ в деле сохранения русского языка и культуры. В отличие от того же Максима Машкова, который каждую минуту своей круглосуточной деятельности помнит о том, что если мы этого делать не будем, через 5 лет на Земле по-русски будут говорить на 10 миллионов человек меньше.
     В значительной степени, исходя из привычки к рассмотрению рутинных операций, многие библиотекари считают, что взорвавшийся электроникой информационный век оставляет библиотекарям в основном функцию каталогизаторов. "Мы, мол, единственные умеем грамотно и добросовестно составлять библиографические описания". Об этом говорила зав. отделом каталогизации РГБ Н.Н.Каспарова, это же прозвучало из уст директора Мед.библиотеки Логинова: "...и это если еще успеем в эту нишу".
     А вот в одном из ответов А.Вислого прозвучало, что традиционные библиотеки, наверно, вынуждены будут брать на себя функции электронных издательств, и что этого не надо бояться. И похоже выразился Логинов: "Государственные библиотеки - некоммерческие предприятия. Создание электронных копий для государственного учреждения - это проблема госзаказа. Но если мы не станем электронными библиотеками - нас съедят: С государственной точки зрения библиотеки должны держать электронный архив".
     Развитие этой мысли выводит деятельность традиционных библиотек на следующий уровень задач:
     1. Создание, проверка и внедрение авторитетных файлов. Энтузиасты-любители едва-едва успевают перерабатывать тот книжно-электронный ком, который они вызвали. К сожалению, можно утверждать, что тексты, выставляемые любителями, не всегда поддаются идентификации и иногда не выдерживают критики по качеству. Работу по строгой привязке исходных документов и дополнительной вычитке ЭД из Сети должны взять на себя классические библиотеки.
     2. Разработка систематического знания. То, что сегодня есть в Сети, эклектично. Любитель-составитель Интернет-библиотеки, в общем, идет за своим читателем. Да и в его интересах и возможностях, наконец, состоит - выставление максимального количества книг, интересующих именно его. Должно быть организовано производство электронных текстов по различным отраслям знания. Для этого нужны соответствующие решения на уровне министерств и ведомств. Организатор Круглого стола РГБ к приоритетам литературы, оцифровываемой в ее стенах, относит учебники и краеведческую литературу по территориям России. А, допустим, ВИНИТИ к своим приоритетам относит сбор малотиражных изданий АН РФ.
     Подводя итоги Круглого стола, А.И.Вислый огласил несколько пунктов, вошедших в пресс-релиз Совета по информационным технологиям. В частности, среди них были:
     - Обратить внимание на то, что составители государственных и частных ЭБ отдают себе отчет в том, что их труды образуют единое информационной пространство страны;
     - Обратиться в Министерство Культуры с просьбой о проведении конкурса на грант для лучшей электронной Библиотеки РУНЕТа.

     Б.С.Перли

  Выставки  

Вперед, в прошлое

     "Если правду говорят о том, что где-то есть искусство актуальное, существенное для настоящего момента (определение из словаря Ожегова), то, видимо, встречается и полная его противоположность: станковое искусство, утверждающее вневременные, универсальные эстетические, да и вообще человеческие, ценности".
     Так начинается пресс-релиз об открытии выставочного проекта "Музей неактуального искусства. Часть I (живопись и графика 1900-х - 1940-х годов)". Эта акция - результат совместной работы Московского центра искусств, галерей "Ковчег" и "Элизиум". Это не заговор консерваторов, не попытка кураторов-ревизионистов пересмотреть историю отечественной визуальной культуры. Дело в том, что каждое десятилетие завершающегося столетия для большинства обычно символизируют пять-десять художнических имен. За каноническими фамилиями встает образ прошедшего времени, но подлинный портрет любой эпохи недостоверен и без искусства не ангажированных художников так называемого "второго ряда", стремившихся следовать природе художественного творчества и собственной честности. Желание восстановить справедливость по отношению к их наследию и привело к работе над данным выставочным проектом.
     Открытие экспозиции состоится 2 ноября 2000 г. в 18 часов в помещении Московского центра искусств - ул. Неглинная, 14. Выставка продлится до 20 ноября.


  Дизайн  

Реклама - тоже искусство

     В четверг, 2 ноября, в рамках выставки "Реклама-2000", проходящей в эти дни в "Экспоцентре" на Краснопресненской набережной, состоится подведение итогов конкурса Союза Дизайнеров России на лучший дизайн. Награждение победителей будет проходить в 5-м павильоне, начало - в 15-00. Отчет об этом событии читайте в следующем номере.


  Культура в сети  

Сайт барда - не только о песне

     Если исходить из принципа, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то Интернет предоставляет уникальную возможность пользователям - посмотреть своими глазами то, о чем собирается рассказать автор, а авторам - не тратить зря время и силы на сотрясание воздуха, а рекомендовать пользователям самим пойти и посмотреть то, что интересно и заслуживает быть увиденным. Хорошее оправдание для халтурщиков, да? Что ж, тогда расскажу, чем интересен сайт, который я рекомендую Вам посмотреть, VAKh Online. Интегральное искусство - http://vakh.online.com.ua/ : Вы найдете на нем прозу, поэзию, метаграфию, авторскую песню - автор выступает на сцене с 1980 года, лауреат разных фестивалей, - а также советы по раскрутке сайта и многое другое.


До новых встреч!

Внимание: иллюстрации доступны для просмотра на сайте в течение месяца со дня выхода номеров
------------
Перепечатка материалов "Нового Вернисажа" допускается только после согласования с редакцией. Наш URL: http://www.nv.ru/nver.htm,   E-mail: vernisage@rmt.ru



Prestige-1 banner system
Prestige-1

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное