Новости с Поля Надежды

  Все выпуски  

Марк Розин, "Сценарии нашей жизни". Наталия Антонова, "Мужчина из мечты", рассказ из цикла "Женская цивилизация". Николай Ломанов, "Сказка о звёздах". Людмила Деева, зимняя лирика. Анна Гончаренко, рассказ "Кошки никогда не летают". ИЗБРАННОЕ: статья "Маленькие ежедневные колкости - зачем?"


afield.org.ua Afield - женское интернет-издание. Женщинам Украины посвящается. Статьи по темам: женщина в истории, культуре, мифологии, богини и выдающиеся женщины, психология,

Afield — ежедневное женское интернет-издание.
Виртуальное Поле надежды, для женщин и не только.

Анонсы публикаций за последнюю неделю 27 января — 2 февраля
Новости сайта
Избранные материалы

Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы!

Сценарии нашей жизни
Сценарии нашей жизни автор: Марк Розин
Существует довольно распространённый феномен: во время проживания интересных событий своей жизни человек ещё в момент проживания начинает представлять, как он будет рассказывать о происходящем жене, другу, детям, любимой, или же просто, как о происходящем можно было бы рассказать. В связи с этим мою гипотезу можно сформулировать как утверждение о том, что человек жаждет иметь (или воображать) такую жизнь, чтобы о ней было интересно рассказывать. прочитать >>

Мужчина из мечты. Рассказ из цикла «Женская цивилизация»
Мужчина из мечты автор: Наталия Антонова
Лена работала топ-менеджером в крупной фирме. Она с детства мечтала сделать карьеру. В то время, как подруги мечтали о принцах на белых конях и не менее белых «Мерседесах», Лена была уверена, что таковых в природе не существует. И навряд ли они когда-либо существовали. Разве что в сказках и в наивных девичьих грёзах. Её дед всегда твердил ей, — хочешь стать Еленой Прекрасной? Стань ей! Но сама. Никто тебе не принесёт корону на блюдечке с голубой каёмочкой. Станешь царицей, выберешь любого принца. прочитать >>

Сказка о звёздах

Сказка о звёздах
автор: Николай Ломанов
Я прекрасно знал, что любая любовь возникает только на основе взаимных чувств. Даже если один человек считает, что он не любит другого, а только тот любит его, — это иллюзия. Игра ума, сознательно жертвующего любовью ради каких-то целей. Любовь — это взаимное притяжение. Активное или пассивное, но всегда ТОЛЬКО взаимное. С какой силой магнит кусок стали к себе притягивает, с такой же силой и сталь магнит к себе тянет. Пускай даже пассивно, но притягивает, потому что их общая природа требует их соединения... прочитать >>

Зимняя лирика
Зимняя лирика автор: Людмила Деева
Проходит ночь, луной освещена,
Колдует вместе с памятью моей.
Душа опять к любви обращена,
Что стынет средь завьюженных ветвей...
прочитать >>

Кошки никогда не летают

Кошки никогда не летают. Рассказ
автор: Анна Гончаренко
Новый год через два дня, а у меня ничегошеньки не приготовлено: подарки не куплены, ёлки нет, холодильник пуст... Да, что там говорить, я понятия не имею, в чём буду праздновать! — жаловалась Миле коллега Рита... прочитать >>

Хочешь танцевать? Умей слушать музыку

Хочешь танцевать? Умей слушать музыку
автор: Светлана Чугунова (на правах рекламы)
Музыка и танец неразделимы. Сложно представить танец без музыкального сопровождения; когда мы слышим музыку, нам хочется танцевать. Музыка дает импульс танцу, во многом определяет танец. Не умеешь слушать ее — сумеешь ли станцевать? прочитать >>

* * * * ИЗБРАННОЕ * * * *
     Он работал целый день дома за письменным столом, выбежал только за покупками. Сейчас стоит на кухне и готовит ужин. Возвращается домой она и видит, что на столе громоздятся бумаги и книги, а рядом кофейные чашки и пепельница. Презрительно фыркает: «Тебе в детстве мама не говорила, что, где бы ты ни находился, нельзя оставлять после себя кучи мусора?»
     Вместе с детьми они едут на машине к бабушке. Дорога занимает три часа. Она беспокойно косится на стрелку указателя топлива: «Бак почти пустой, на ближайшей автостоянке нужно остановиться». Она бросает на него страдальческие взгляды, которые он игнорирует. «Хватит до самой Австралии», — спокойно замечает он и проезжает мимо бензоколонки.
     Люди ни с кем так самозабвенно не упражняются в искусстве делать больно, как со своими близкими. «Сражение всерьёз», — сказал как-то об этом писатель Мартин Вальзер, и тут же поправился: «Нет, нет, операция... Два хирурга непрерывно оперируют друг друга. Без наркоза. И непрерывно. И всё лучше узнают, как сделать побольнее».
     Других людей: соседку, подругу, коллег мы не станем резать вот так, без наркоза. С ними мы всегда вежливы и предупредительны, даже если не слишком к ним расположены, — этого требуют приличия. Да и в любви мы ведём себя так же, правда, чаще всего, увы, лишь в начале. Тогда мы бережны и деликатны, партнёра щадим, а если осторожно обнажаем его слабости, то лишь затем, чтобы, не дай Бог, не задеть их. Но вот наступает момент, когда всё это в прошлом. Мы затачиваем нож (или хотя бы иглу) и втыкаем его в самое уязвимое место, которое теперь нам хорошо известно. Досадить партнёру, бросив ему в лицо что-то грубое или непристойное? О, нет, в приличном обществе это не принято. Имеются более тонкие приёмы, шутка, например. («Роберт не может отличить Пруста от Пруса. Он всё больше читает Чейза, не так ли, радость моя?») Делать именно то, что обижает партнёра. Со скучающим видом слушать, как он рассказывает о своём успехе, ожидая похвалы. Сладострастно поведать о том, как чудесно прошёл вечер с бывшим супругом. Всё это, разумеется, вполне безобидно.
     А вот калибр потяжелее: демонстративно включать телевизор, когда партнёр хочет поговорить о ваших проблемах. На её глазах пофлиртовать с другими женщинами. Громко расхохотаться при виде её несчастного лица, когда она возвращается, неудачно причёсанная, из парикмахерской. Попросить её меньше болтать, когда в гости приходит шеф, чтобы не ставить других в неловкое положение. Вариантов великое множество. Главное, чтобы в том, что вы делаете и говорите, не чувствовалось злобы, напротив, это просто шутка, ну, может, не совсем удачная. Что тут плохого?
     Господи, ради чего мы это делаем? Мы что — тайные садисты? Нет, эта злоба, щедро расточаемая и неуправляемая, — составляет повседневность отношений между мужчиной и женщиной. По мнению психологов, в основе лежат два фактора: неспособность высказаться и комплекс неполноценности. Чувство разочарования может озлобить человека, особенно если он не в состоянии сказать, что его мучит. Это могут быть вполне конкретные вещи: небрежность в одежде партнёра или какая-то черта его характера, которая раздражает. Это может быть неудовлетворённость в постели, недостаток нежности. Возможно, мы чувствуем, что партнёр нас не любит, не воспринимает нас всерьёз, возможно, мы ощущаем себя маленькими и ничтожными рядом с ним, и таким образом пытаемся во что бы то ни стало ему отомстить. Возможно, и он, со своей стороны, воспользовался знанием наших уязвимых мест или просто забыл день свадьбы. Возможно, наши отношения окончательно испортились, и мы хотели бы порвать с ним, но никак не можем на это решиться. Тогда мы прибегаем к последнему средству. Когда не хватает слов, открывают стрельбу. В ослеплении мы набрасываемся на партнёра, тщетно надеясь нарушить привычный ход вещей. Порой партнёр здесь абсолютно ни при чём — мы просто недовольны собой, постоянно или именно сегодня, когда у нас неприятности на работе. И вместо того, чтобы облегчить душу, обсудить свои проблемы, мы ищем, на ком бы сорвать злость. А партнёр даже не подозревает, в какую игру его вовлекают, и с самого начала у него нет ни малейшего шанса узнать, в чём тут дело.
     Вот муж приходит домой, у него что-то случилось, он раздражен, но пока скрывает это: ласковый и добрый. Но что-то в нём уже бродит и ищет выхода. «Я был в банке. Мы снова на мели. Не понимаю, как это происходит...» (При этом он знает, что она очень нервничает, когда ей напоминают об этом.) Десять минут спустя: «Сегодня я обедал с нашей новой сотрудницей. Она, действительно, чудо, двое детей и работает. А какая умница!» (При этом ему прекрасно известно, что она периодически тяготится детьми и домашним хозяйством и жалуется, что её никто не ценит.) Обычно этого достаточно, чтобы она взорвалась и расплакалась. И вот кульминация подлой игры: «Что происходит? Я прихожу домой после напряжённого рабочего дня. А ты встречаешь меня истерикой?» Мало того, что жертва на голову его ниже, она ещё во всём виновата. Из-за чего такие страсти: из-за абсолютно нормального вопроса о банковском счёте, из-за невинного рассказа о коллеге?
     Следы физического насилия заметны, насилие, совершённое при помощи слов и жестов, — нет. Оно так хитро и разнообразно маскируется, что его невозможно обнаружить. И всё же раны остаются: я не просто случайно задеваю твоё уязвимое место, я делаю это умышленно. Точным ударом я заставляю тебя корчиться от боли. Я хочу, чтоб ты злился, страдал, я хочу унизить тебя. Ущерб, причинённый жертве, невозможно измерить, и это делает злую волю особенно опасной. Много маленьких уколов могут ранить не менее жестоко, чем одна массированная атака. Злоба разрушает, и не только, она подтачивает фундамент, который возводили оба. На некоторое время она может принести чувство удовлетворения: одержана победа, и воцаряется покой и равновесие сил. Но партнёр наносит ответный удар, от которого снова надо защищаться. И так по кругу, удар за ударом, кто больнее. Да, у большинства пар перестрелка происходит в рамках допустимого. Все мы люди, и не в состоянии взвешивать каждое своё слово. Однако специалисты по бракоразводным делам слишком хорошо знают, к чему это может привести.
     Герхард постоянно острит, и очень удачно, по поводу пробелов в образовании жены. Зузанна никогда не подаёт виду, что ей стыдно, и проглатывает обиду. Она смеётся вместе со всеми. Действительно, очень весело, когда он, человек с высшим образованием, подтрунивает над простой стенографисткой. Что ей ещё остается? Но вот она начинает ответную стрельбу: целится в его лысину, в его круглый животик, в его мать, впавшую в маразм. Их сражения всегда были главным развлечением в компании. Потом она уже язвила по поводу его мужских способностей. Игра, в которой участвовали оба, превратилась в тотальную войну.
     Злоба допускает применение любого оружия. Одним из них может быть молчание. Она хочет вызвать в нём ревность, он пожимает плечами: ну и что! Естественно, это приводит её в ярость. А вечные страдалицы, подставляющие другую щёку? Тот, кто считает её безгласной овечкой, упускает из виду, что её молчание красноречиво. Я отказываюсь от борьбы с тобой, я вообще не принимаю тебя всерьёз. Я добра и безгрешна, а ты злой. Молчание может быть тягостным, провокационным, может довести партнёра до белого каления. С этой точки зрения иные атаки направлены на то, чтобы спровоцировать на подобную низость другого, пробить броню его невозмутимости и получить ответную реакцию. В этой игре — обмене колкостями — не бывает победителей. Даже если за этим стоит желание вызвать партнёра на откровенность, это дурная стратегия.
     Как нам справиться с этой напастью? Здесь может пригодиться совет специалиста по детской психологии: надо выйти из игры, не принимать больше участия в этом пинг-понге: вместо того, чтобы швырнуть шарик обратно, надо поймать его. Внезапно изменить тон, взгляд, вообще переменить тему разговора. Это тоже интересная игра. Партнёру придётся как-то реагировать, что внесёт в ваши отношения что-то новое, обострит чувства. Вы посмотрите на партнёра другими глазами, он — на вас, как это было когда-то, вначале.
     Подумайте, что кроется за его язвительными замечаниями... Консультанты по вопросам брака знают, что бывают раны, которые невозможно залечить, тогда они разводят руками: эту любовь нельзя спасти. Мы должны помнить об этом.

Сабине Картте-Пфелер («Brigitte»). Перевёл Виталий Кругляшов
По материалам психологического журнала «Alter Ego» (Рига)

Приглашаются авторы, пишущие на самые разнообразные темы, все, кто хочет поделиться своими историями, мыслями, чувствами. Пишите мне.

О проекте     Реклама на сайте и в рассылке

Виртуально ваша, Светлана.


В избранное