Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 99


Сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 99 от 22 июня 2013 года
ПОДДЕРЖАТЬ РАЗВИТИЕ САЙТА И РАССЫЛКИ «ЧЁРНЫЙ МОНАХ»
 
 
23 июня - День Святой Троицы
 

Мир Вашему дому !

Христианская догматика

Святитель Симеон Солунский

Двенадцать глав, или членов,
содержащих в себе единую
христианскую веру нашу.

Истинная и единая христианская вера наша, превосходящая ум и слово потому уже, что она есть правая и единая вера, истиннейшее исповедание превосходящего разум единого Бога в Троице, хотя и неограниченна, однако же кратко объемлется в сих главах, которыя должно исповедывать всякому христианину, право верующему и желающему спастись.
Эти главы некоторые называют и членами веры, или началами и основаниями. Их насчитывается двенадцать, во образ Апостолов Христа, невечернего Солнца, и они приводят право верующего к нескончаемому веку славы Его. Из них три главы о Святой Троице, в честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о воплощении Слова, - и это также удивительно: в самом деле, сие Слово, будучи единым от Святой Троицы и единичным, стало сугубым ради нас и потому-то имеет двойную троицу глав; а ещё три главы о совершении (домостроительства), в честь также безначальной Троицы, которая, сотворив всё из ничего, всё благо содержит и всем мудро управляет.

Первая глава - о том, что Божество - едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству.

Вторая - о том, что сие Божество имеет три Лица, а не одно, хотя едино и нераздельно по Божеству, что всецело должно исповедывать три Лица, или Ипостаси, или свойства, - не более. Из сих же трёх одно не рожденное: ибо Оно безвиновно и не происходит из чего-либо, будучи единою Причиною происходящих из Него довременно и безстрастно; другое рожденное - от Того Нерожденного; а третье исходящее - также от Того Безвиновнаго и Нерожденнаго.
Нерожденное и безвиновное называется Отцем, рожденное - Сыном, а исходящее - Духом Святым: Они нераздельны, довременны и вечны. Но Троица - не три Бога, или три Господа, но один Бог, один Господь, как воспевают и Ангелы: свят, свят, свят Господь Саваоф [Ис. 6;5]: поскольку едино и нераздельно естество троих, одно существо, одна сила, одна слава, одно хотение, одно изволение; и сии три суть един триипостасный Бог, одно начало и действенная сила всего, подобно тому, как одно сияние солнца, луча и света, или один блеск и теплота огня, отражения и света, или одно изволение ума, слова и духа.

Третья глава - о том, что сия Троица есть Содетель всего, сотворивший всё, как духовное, так и чувственное, видимое и невидимое, из ничего, произведший всё во времени, когда восхотел, между тем как прежде совершенно ничего не существовало - ни вида, ни материи, но всё произведено из ничего.
Сей Бог в Троице, будучи Творцом, есть вместе и Промыслитель всего существующего, то есть, Отец с Словом и Духом, как говорят Пророки и научает Евангелие.

Четвёртая - о том, что ради промышления о нас Бога в Троице, благоволением Отца и содействием Духа, Слово, пребывая неизменным и непреложным по Божеству, безстрастно и неистечно соделалось ради нас плотию, приняв от Святыя Девы совершенное естество наше: одушевленное тело, соединенное с разумною и желательною душею, - для освящения всецелаго человека; таким образом единичный стал сугубым (двойственным - ред.), и есть един - совершенный в двух естествах.

Пятая - о том, что Слово безсеменно родилось от Девы, не познавшей мужа, сохранив Её до рождения, в рождении и по рождении Девою.

Шестая - о том, что Оно пострадало за нас плотию, было распято и умерло добровольно (впрочем, не Божеством, так как оно безстрастно), потом душой, как Свободитель душ, низошло во ад, а телом было погребено, между тем как Божество не разлучалось от святой Его души, равно как и от тела.

Седьмая - о том, что Оно Своею властию тридневно воскресло и много раз являлось ученикам.

Восьмая - о том, что после сорока дней от возстания Его, Оно вознеслось на Небеса в виду учеников и возсело одесную (по правую руку - ред.) Отца, явив своё неразлучное и собственное тело единославным и спокланяемым.

Девятая - о том, что Оно опять придёт с Неба на землю со славою Отчею и откроет рабам своим Царство своё, а для нечестивых и грешников - праведное осуждение и наказание.

Десятая - о том, что Оно воскресит всё естество наше, так что души соединятся с прежними телами, в которых жили, а не с чуждыми, для воздаяния за дела жизни; и тела наши будут нетленными.

Одиннадцатая - о том, что Христос будет судить живым и мёртвым, по Своим Божественным законам, и что неверных и неправедных Он осудит, а благочестивых и праведных прославит.

Двенадцатая - о том, что имеющая наступить за тем жизнь будет вечная, так как естество свободится от истления в свободу славы чад Божиих, как говорит Апостол [Рим. 8:21]; и не будет уже потом изменения. Посему неправедным и нечестивым, вместе с демонами, будет вечное наказание, как говорит Господь [Матф. 25:41]; а благочестивым и праведным - вечная и безконечная жизнь, и наслаждение, и царствие со Христом, которое и да получим, по милости самого Исуса Христа, Сына Бога живаго и Бога нашего, мы - православно верующие во имя Его и почтённые сим (именем), и содержащие веру Его до конца не поврежденною и непоколебимою, молитвами Богородицы и всех Ангелов и Святых Его.

Эти-то изложенныя теперь двенадцать глав веры, называемых также членами (потому, что оне суть как бы начала и основания веры, объемля собою, как сказали мы, всё вероучение), содержат в себе и священный и божественный Символ, изложенный прежде тремя стами восемнадцатью Отцами в Никее и потом, спустя немного, законченный ста пятидесятью святыми Отцами в Константинополе, запечатлённый и возвещённый и прочими пятью Вселенскими святыми соборами, яснейшим образом исповеданный также просиявшими среди сих священных соборов святыми Отцами. Его-то вместе с ними и мы исповедуем, по благодати Христа.

Содержит он прямо первую главу, что един Бог, един Господь - Отец с Сыном и Духом: ибо и Отца называет Богом, и Сына - Богом от Бога, и Духа Святаго - Господом; именует Троицу единосущною, Отца - единославным Сыну и Духу, и сих вместе - и вечным, и Вседержителем, и единым Творцем, равно как и Пророки называют Богом Отца с Словом и Духом, и Ангелы в трёх свято-пениях воспевают одного Господа.
Потом с особенною ясностию возвещает он вторую главу, что сей единый Бог, будучи Троицею в Лицах и Единицею в Божестве, есть Отец, и Сын, и Святый Дух, и что Отец не рожден и безвиновен, но есть единый Виновник [происходящих] от Него; что Сын рожден прежде веков от Отца и есть единосущный, Свет от Света, Бог от Бога; и Дух Святый - Господь, животворящий, от Отца исходящий; что едино естество и превечная слава Их, одна сила и поклонение трёх: ибо [символ] говорит о Духе: «иже со Отцем и Сыном спокланаема и сславима».
Излагает он учение и третьей главы, что Троица есть Содетель, осуществивший и сотворивший из ничего всё видимое и невидимое; почему Отца называет Творцом небу и земли, и всем; о Сыне говорит: «имже вся быша» («через которого всё произошло» - ред.); а Духа именует животворящим, так как Он совершил, и животворит, и содержит всё.
Потом же, возвещая относящееся к воплощению Слова, Символ подтверждает согласием четвёртую главу, что Слово воплотилось от Духа Святаго и Богородицы Марии.
Называет также Её Девою, утверждая пятую главу, что Слово и прежде, и во время, и после рождения, сохранило Её Девою; называет также Слово воплотившимся и вочеловечившимся: поскольку Оно, будучи единичным Словом, стало двойственным ради нас, приявши тело, одушевлённое душею разумною и желающей, и соделалось единым в двух совершенных естествах.
Проповедует и шестую главу, что Оно плотию распялось за нас и пострадало, также умерло и было погребено; и седьмую, что Оно тридневно воскресло; и восьмую, что вознеслось на небеса и село одесную Отца.
Свидетельствует и девятую главу, что по совершении [домостроительства] Оно паки с Неба на землю приидет со славою; привносит и десятую главу, что Оно будет судить живым и мертвым.
Потом говорит: «чаю воскресения мертвым», - подтверждая одиннадцатую главу о воскресении наших собственных, а не других тел, по соединении их с нашими душами.
Излагает и двенадцатую главу о вечном наказании и царстве, говоря: «и жизни будущаго века, аминь».

Таковые-то содержит Божественный Символ члены, относящиеся к умозрительному любомудрию во Христе: но он любомудрствует и о деятельном во Христе любомудрии, котораго составляет он превосходный нравственный член, поучающий нас и ведущий ко спасению.

Так, он говорит о низшествии нашего ради спасения Господа, чтобы мы подражали Его жизни и спаслись; возвещает Его страдание и смерть за нас, чтобы мы подражали Ему; говорит о Его воскресении и жизни, для внушения нам истинной надежды на Него; и о том, что Он должен придти судить всё, - для возбуждения в нас ожидания Господа, готовности и внимательности в здешней жизни; говорит и о том, что будет вечная жизнь, - в надежду блаженства и страх наказания.
Чрез это [символ] очищает [весь] трехчастный (состав) души нашей; и во-первых, её мыслящее [начало] - благочестивым исповеданием Троицы и воплощения Слова, и преданием крещения; потом раздражительное [начало] - напоминанием вочеловечения и спасительнаго страдания Слова, поучая нас чрез это смирению, а также кротости и терпению; наконец, желательное - провозвестием Воскресения и Вознесения Его, а также Пришествия со славою и вечной жизни [с тою целию], чтобы мы, возбуждаемые желанием сих благ, старались право ходить для получения их.

И, так как семь главных добродетелей: смирение, нетщеславие, нестяжательность, пост, целомудрие, терпение и долготерпение; и семь противоположных им грехов - гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, нерадение и гневливость: то священнейший символ отвергает грехи и возбуждает нас к добродетелям.
Так, он побуждает нас к смирению - исповеданием сошествия с Небес и воплощения Бога Слова; к нетщеславию, говоря о Его вочеловечении; тем же самым побуждает к нестяжательности, посту и целомудрию: ибо Вочеловечившийся не имел, где главу приклонити, и постился, и был девственником и целомудренником, и родился от Девы, и учил девству; к терпению - тем, что Он и был кроток и смирен сердцем [Мф. 11:29], и перенёс поношения; наконец, к долготерпению тем, что Он и был предан, и распят и умер за распинателей, и во время страдания молился за них.
Потому сими исчисленными добродетелями Спаситель низложил и всякий грех, именно: смирением - гордость, от которой [происходят] неверие и богохульство; уничижением - тщеславие, от котораго рождаются неистовство, зависть и убийство; нестяжательностию - сребролюбие, от котораго - воровство, коварство, ложь, неверие и предательство Бога и братьев; постом - чревонеистовство, от котораго [происходят] пьянство и все злыя страсти; девственностию - блуд, от коего бывает всякая скверна и удаление от Святаго Бога; терпением - безпечность и малодушие, откуда - безнадежность, неблагодарность, омрачение ума и отчаяние души; наконец, долготерпением сокрушает гневливость и демонское неистовство против братьев, откуда всякая злоба, вражда, ненависть, убийство и уничтожение трёх высоких и главнейших добродетелей, то есть, надежды, веры и любви, которыя три - в честь Троицы - всецело соединяют имеющаго их с самим Богом в Троице и возводят к обожению.

Посему и мы, братие, будем очищать правою верою наше мыслящее [начало] и, освящая добродетелями, и особенно благородными - мужеством, благоразумием, справедливостию и разсудительностию, в которых заключаются и прочие, как главнейшие, так и все вообще добродетели, вместе с мыслящим, раздражительное и желательное [начало] поведём к безстрастию, и будем жить всецело по Христе, содержа в себе истинную веру и жизнь Христа, да возлюбим Христа и помышляем о Христе; да будем храмами Христа, благовонием Христу и освященными во Христе, чтобы на веки удостоиться безсмертной жизни, славы и царствия самаго Христа. Ибо Ему, Христу, Сыну Бога Живого [Мф. 16:16], подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и животворящим Духом, во веки веком. Аминь.

 

опубликовано на blackmonk

* * * * *               * * * * *               * * * * *

Безплатная рассылка «Чёрный монах» создаётся для желающих расширить свой кругозор и уточнить понимание о России и Древлеправославии.

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ !
 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах»

В избранное