Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 152


Сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 152 от 24 ноября 2014 года
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ   4100 1124 8821 503   5483 8740 4329 9273
 
26 ноября - Святителя Иоанна Златоустаго
 

Мир Вашему дому !

Душеполезные поучения
святитель Иоанн Златоуст, патриарх Царя-града
святитель Иоанн Златоуст

Почему необходимо заграждать вход в душу страстям

Худое, очень худое дело - поддаваться худым страстям, а потому надлежит всячески отражать их и возбранять им вход. Когда страсти займут душу и станут обладать ею, они, как огонь, падающий на сухие дрова, возжигают в ней страшный пламень. Поэтому молю вас, употребляйте всё, чтобы заградить им вход, и не давайте места какому бы то ни было злу, успокаивая себя душепагубным разсуждением: что за важность в том или в этом? Отсюда-то рождаются безчисленные роды зол.

Коварный диавол употребляет большие хитрости и насилие послабление к погибели человека и начинает действия свои с малого. Смотри: хотел он довести Саула до того, чтобы тот пошёл слушать болтовню чревоволшебницы. Если бы он вначале стал внушать это Саулу, то Саул, конечно, не послушал бы его. Как, в самом деле, послушал бы тот, кто сам преследовал волхвования? Поэтому он неприметно и мало-помалу приводит его к тому.
И во-первых, когда преслушал Саул Самуила и в отсутствие его дерзнул принести всесожжение, то, будучи обвиняем,говорит, что большая нужда настояла со стороны врагов; и в то время, как должен был рыдать, оставался спокоен, как бы ничего не сделал.
Потом Бог повелел истребить амаликитян, - но он и этого не исполнил.
Далее следовали злые умышления его против Давыда, - и таким образом неприметно и мало-помалу поскользаясь, он не мог уже остановиться, пока, наконец, не вверг себя в самую бездну погибели.

Так случилось и с Каином. Диавол не тотчас увлёк его на убийство брата, так как он и не успел бы убедить его; но, во-первых, склоняет его принести в жертву худшее, внушая ему, что в этом нет греха; во-вторых, возжёг в нём ненависть и зависть, уверяя, что ничего и в этом нет; в-третьих, убедил умертвить брата и запираться пред Богом в гнусном смертоубийстве; и не прежде отступил от него, пока не довёл до крайнего зла.

Итак, надобно отражать зло в начале; даже и в том случае, если бы первые преступления и не влекли за собой дальнейших, и тогда нельзя пренебрегать ими; между тем, они доходят и до большего, когда душа вознерадит.
Поэтому нужно употреблять все средства, чтобы истреблять пороки в самом начале. Не смотри на то, что грех сам по себе мал, но помни, что он бывает корнем великого зла, когда вознерадят о нём.

Сказать ли тебе достойное удивления? Не столько требуют тщания и трудов большие грехи, сколько, напротив, малые и незначительные. Отвращаться первых заставляет самое свойство греха; а малые, по тому самому, что малы, располагают нас к лености и не позволяют мужественно восстать на истребление их. А потому они скоро и делаются великими, если мы спим. Так обычно бывает и с телом.
Так и в Июде родилось это великое зло. Если бы он не думал, что будто бы неважное дело - красть имущество бедных, то, конечно, не впал бы и в грех предательства. Также если бы июдеям не представлялось маловажным то, что они пленены тщеславием, то, конечно, не дошли бы до христоубийства.
Да и всякое зло обыкновенно совершается так. Ведь никто не впадает в нечестие скоро и вдруг.

В душе нашей, несомненно, есть некоторый прирождённый стыд греха и уважение к добру, и невозможно ей вдруг дойти до такого безстыдства, чтобы отринуть всё зараз, напротив, она нисходит до крайней погибели неприметно, мало-помалу, когда вознерадит.
Так вошло в мир и идолопоклонство, когда стали выше меры чтить людей, как живых, так и умерших.
Так же стали поклоняться изваяниям.
Так, наконец, усилилось блудодейство и другие пороки.

Смотри также: один безвременно посмеялся, другой укорил; иной отринул страх, говоря: это ничего. Что за важность - посмеяться? Что от этого может произойти? От этого происходят пустые разговоры, отсюда срамословие, а потом позорные поступки.

Еще иной, когда его упрекают, что он поносит ближнего, насмехается и злословит, презирает это и говорит, что злословить другого ничего ещё не значит. На самом же деле, отсюда рождается безмерная ненависть, непримиримая вражда, безконечные укоризны; а от укоризн - драки; а от драк часто - и убийство.

Итак, этот лукавый демон от малого доводит до большого, а от большого доводит до отчаяния, изобретая, таким образом, другой способ, не менее пагубный.
Подлинно, не столько губит грех, сколько отчаяние. Согрешивший, если будет бодрствовать, покаянием скоро исправляет свой проступок; а кто отчаивается и не кается, тот потому и остаётся без исправления, что не употребил врачевства покаяния.

 
ч. I Лучшее средство к исправлению своих пороков - это исследовать их
 
ч. II Как бороться с завистью
 
ч. III Как бороться с тщеславием
 
ч. IV Как бороться с гневом
 
ч. V Почему нельзя желать зла другим
 
ч. VI Как омываются грехи
 
ч. VII В чём состоит жертва христианина
 
ч. VIII Всякий грех очищается милостыней
 
БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
Требуется помощь:
сгорел дом отца Аркадия Кутузова

Отец Аркадий Кутузов, настоятель Сергиевского храма РПСЦ в г. Сычевка Смоленской области, обратился к христианам с просьбой: «У меня погорел дом. Прошу помощи.».

Во время растопки печи возник пожар, огнём были повреждены пол, потолок, межкомнатные перекрытия внутри жилого дома, а так же сгорели личные вещи домочадцев о. Аркадия. К счастью, стены и крышу дома удалось отстоять.

Ремонт - объёмный и дорогостоящий. Приход, на котором служит о. Аркадий, - бедный и малочисленный, а у батюшки пятеро детей.

ПРОСИМ ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ!

* * * * *               * * * * *               * * * * *

Безплатная рассылка «Чёрный монах» создаётся для желающих расширить свой кругозор и уточнить понимание о России и Древлеправославии.

СЛАВА БОГУ ЗА ВСE !
 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах» Царь в головеСлово пастыря«Вифлеем»МесяцесловВопрос-ответ
РассужденияОбявленияСотрудничествоИнтернет-радиоНовости
СБОР СРЕДСТВ НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ
   

В избранное