Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 236


Сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 236 от 28 ноября 2018 года
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ И РАССЫЛКУ «ЧЁРНЫЙ МОНАХ»       4100121822474
РОЖÉСТВЕНСКИЙ ПОСТ - С 28 НОЯБРЯ ПО 6 ЯНВАРЯ (н.ст.)
4 декабря - Введéние во храм Пресвяты́я Богорóдицы
10 декабря - Знáмение Пресвяты́я Богорóдицы
 

Мiр Вам !

ХРИСТИАНСКОЕ НАСЛЕДИЕ
«Великое зерцало»
(Избранные главы)

Сборник «Вели́кое зерцáло» появился на Руси́ во второй половине XVII вéка, во временá царя Алексея Михайловича, и представляет собою церкóвнославянский перевод польского сборника «Wielkie zwierciadlo», который, в свою очередь, восходит к средневековому латинскому сборнику нравоучи́тельных пóвестей «Speculum magnum».
При осуществлении русского перевода «Великое зерцало» было отредактировано и переработано. Европейская книга преобразилась в оригинальное сочинение со старомосковским колоритом, сходное с жития́ми святы́х, прологами и патерикáми - излю́бленным чтением на Руси́. Благодаря этому, сборник получил широкое распространение, особенно в старообря́дческой среде.

* * *               * * *               * * *

О том, как князь сотвори́л ди́вное покая́ние
и победи́л дéмонские кóзни

Жил за городом благонрáвный иерéй, державшийся святы́х обы́чаев. Люди шли к нему отовсю́ду как к пáстырю, шли рáди его добродéтели, чудного жития́, поучéния и исправлéния.

Как-то в Вели́кий пост собралось к нему на покая́ние мнóжество народа. Князь города того, увидев это, подумал: «Надо бы и мне, бóлее всех согреши́вшему, искать себе такого пáстыря и лекарства от грехóв, и́бо я грабитель, губи́тель, грéшник пред Бóгом и бли́жними - пред брáтиею моéю, пред всеми людьми». Потóм подумал: «Может ли мне, такому грéшнику, покая́ние помóчь?». Всё же, первая мысль победила, и он пошёл к тому доброму отцу иерéю исповéдать свои́ грехи́.

Когда исповéдался, сказал ему добродéтельный отéц: «Подобáет тебе, чáдо, приня́ть лекарство на стрýпья духóвные - епитимью́. Можешь ли, как Цéрковь приняла, пятнадцать лет понести заповéданное мнóю?». Князь сказал: «Сми́луйся, не могу». Иерéй спросил: «А семь лет?». И потóм: «А три гóда?». Потóм: «А три месяца?». Князь отвечал: «Не могу, óтче святый, этого понести́, привы́кши в слабостях моих жить». Тогда сказал отец: «Можешь ли кáяться одну ночь, один в хрáме, что пред городом, бдеть в нём за отпущéние грехóв, пребывая в сокрушéнии сердéчном?». Одну ночь князь согласился быть в хрáме.
Свящéнник, настáвив егó, ушёл. Князь же, войдя́ в цéрковь, размышля́л: «Лучше мне покáяться от сердца теперь, чем когда пристýпит предсмертная нéмочь!». И стал пред алтарём в сокрушéнии сéрдца, прося отпущéния своих грехóв.

Ужé глубоким вечером нéкто из святы́х мужéй увидел, как дéмоны собрались со всей страны. Один, старший надо всéми, говорил: «Лишимся друга нашего вели́кого, если пребудет в покая́нии, все знаете, что он нашим был! Постарайтесь же кто-нибýдь, чтобы он разслáбился или испугался и сбежал. И он опя́ть нашим будет. Есть ли мéжду нами такой, кто смог бы его изгнáть?»

Вы́звался один дéмон. Он принял вид сестры́ кня́зя, которую тот почитáл и любил и повелéнием и советом которой делал всё, и́бо была она очень добрá и мудрá.
В óбразе сестры́, в наряде кня́жеском, вошёл дéмон в цéрковь и заговорил: «Брат любéзный! Это же безýмие! Ты можешь и по-другому уми́лостивить Бóга! Как осмéлился стоя́ть в этом хрáме, в пусты́нном месте, без слуг, без охрáны? Знаешь ведь, сколько у тебя ненави́стников, придут - на части рассекýт. Молю́ тебя, вы́йди! Если же не послушаешь, то не называй меня больше сестрóю своéю». Князь отвечал: «Данó мне за епитимью́ пребы́ть в сем хрáме эту ночь. Инáче не приму отпущéния вели́ких моих грехóв. Уйди́, сестра, не досаждáй мне! Не уйдý отсюда, даже если и уби́т буду».
И дéмон, снóва и снóва соблазня́вший кня́зя, возвратился посрамлённым. Старшему сказал: «Твёрже камня сдéлался человек, и знаю, что всеми нашими си́лами не сможем преодолéть егó».

Другой дéмон вы́смеял первого: «Я пойду и тóтчас низложý егó».
Он принял образ жены́ кня́зя, держащей на руках я́кобы сы́на егó, и пришёл в цéрковь, распустив волосы и горько плáча: «Как же ты скрылся здесь ото всéх, оставил меня и чáдо и не печáлишься? Пришли ненави́стники наши, город твой взяли, богáтство разграбили и людей плени́ли. Я едвá убежала с сыном. Поспеши́ с оставшимися по следу врага, одолéй егó и своё возврати́. Если не вы́йдешь, куда мы дéнемся? Я сама убью́сь, а сы́на твоего о пол расшибý!». И бросил дéмон мни́мого сы́на о пол. Князь и тут не поддался, мни́мой жене отвечал так же, как и мни́мой сестре.
И этот дéмон ушёл посрамлённый.

Старший сказал: «Мы побеждены́. Покуси́тся ли ещё кто одолéть эту крéпость?». Третий дéмон вы́звался: «Я мудрéе всех умы́слил!»

Слышит князь: началась стрáшная бýря, гром загремел, молнии заблестели на небе, и начал храм колебáться от бýри и загорелся от молнии. Окрéст же хрáма все дéмоны собрались, кричá: «Помоги́те, помоги́те!» - бýдто бы люди из гóрода в цéрковь прибежали со словами: «Вы́йди, господáрь наш! Вы́йди, а то сгори́шь и будешь осуждён как самоуби́йца!».
Князь отвечал: «Не вы́йду отсю́да, по повелéнию отца и пáстыря моего, даже éсли и сгорю́. Éсли томý быть, то от рук Госпóдних приму благóе». Услышав это, исчезли дéмоны посрамлённые, а князь, уви́дев, что ничегó нет, удиви́лся.

Вновь дéмоны совéтуются: «Кто бы от нас ещё раз покуси́лся?». И один взял на себя подóбие попá, а другой - пономаря́.
Вошли́ в цéрковь, и велéл поп пономарю́ в звон ударить, я́кобы к ýтрени. Сам же мни́мый поп возжёг свéчи и, гля́нув на кня́зя я́рым óком, сказал: «Как это ты, прокля́тый, в святóм хрáме стои́шь и кто посмел тебя пусти́ть, уби́йцу и граби́теля?! Уходи́ сейчас же! Ослýшаешься - повелю́ силою вы́гнать, и́бо не стану петь, пока здесь бýдешь!».
Князь не двинулся с мéста, стоял крепче прéжнего. Дéмон и все его друзья-бéсы разбежались в уничижéнии и срáме. И возсия́ла заря́, и просвети́лся день, и князь вышел из хрáма, очи́щенный от всех своих грехóв.

И видел нéкто из вели́ких отцóв, что князь тот сколько проти́вился дья́волу, столько и венцóв от вседержи́тельной руки́ Госпóдней принял.
Так же и настáвник его славу от Бóга и просвещéние воспри́нял.

Князь пришёл в город и нашёл жену свою́ и всё в доме такими же, как и вчера были, и воздáл хвалý Бóгу.

Видите, какую принял награду и славу за и́стинное покая́ние и за терпéние стольких кóзней от дья́вола!
Какая же мýка ждёт тех, кто нискóлько не проти́вятся дья́волу, но явля́ют себя хýдшими престýпниками дья́вольских искушéний

*
Перевёл с церковнославя́нского Дмитрий Урушев
 
По изданию:
О. А. Державина. «Великое зерцало» / Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. 2. М., 1989. С. 56-85

БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
Требуется помощь:
хрустальная девочка

У Лизы Лисовой врождённая генетическая болезнь - несовершенный остеогенез, которую в народе называют «хрустальной»: у девочки с рождения постоянно ломаются кости конечностей из-за их повышенной хрупкости (они могут сломаться даже под тяжестью одеяла!), замедлен рост. А ей так хочется ходить, бегать и танцевать...

Девочке необходима дорогостоящая операция (1,5 миллиона рублей), которую делают только заграницей. Письмо родителей передал для публикации настоятель древлеправославного (РПСЦ) храма в Калуге о. Иоанн Курбацкий.

ПРОСИМ ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ!

* * * * *               * * * * *               * * * * *

Безплатная рассылка «Чёрный монах» создаётся для желающих расширить свой кругозор и уточнить понимание о России и Древлеправослáвии.

СЛАВА БОГУ О ВСЕМ И ВСЯЧЕСКИХ РАДИ !
 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах» Царь в голове· Слово пáстыря· «Вифлеем»· Месяцеслов· Вопрос-ответ
Рассуждения· Обявления· Сотрудничество· Интернет-радио· Новости
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ И РАССЫЛКУ «ЧЁРНЫЙ МОНАХ»    

В избранное