Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 223


Сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 223 от 19 февраля 2018 года
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ И РАССЫЛКУ «ЧЁРНЫЙ МОНАХ»       4100121822474
Вели́кий пост - с 19 февраля по 7 апреля (н.ст.)
 

Мiр Вам !

Царь в голове

НЕОСУЖДÉНИЕ

В седьмой главе Евáнгелия от Матфея не повелевáется осуждáть, а в главе 18-й, стих 15 того же евангели́ста, даётся наставлéние обличáть брата и даже, в случае его ослушáния, представлять таковóго на суд Цéркви.
Не противорéчие ли здесь?

Пóдлинный христианин даже и до мысли своей не допýстит, чтобы учéние Христá, нашего Спаси́теля, могло яви́ться в чём-ли́бо самопротиворечи́вым. И указываемые вами местá Евáнгелия дóлжно разсматривать отню́дь не как противоречи́вые, и́бо в них говори́тся не об одном и том же, а о разли́чном.
Так, в главе 7-й говори́тся о неосуждéнии кого бы то ни́ было, а в главе 18-й говори́тся о допустимости дрýжеского обличéния брата, согреши́вшего прóтив тебя.
Какое же разли́чие мéжду тем и другим понятием?

* * *

Иоанн Златоýст на это даёт следующий ответ:

«Что ж? Ужéли не дóлжно обвиня́ть согрешáющих?
Да, и Павел (апóстол) то же сáмое говорит, - или лучше, - Христóс через Павла: Ты почтó осуждáеши брата твоего? [Рим. 14:10].
Или: Ты что уничижáеши брата твоего? Ты кто еси́, судяй чуждему рабý? [Рим. 14:4].
И опять: Тем же прéжде времени ничтóже суди́те, дондеже прии́дет Госпóдь [1 Кор. 4:5].

Каким же óбразом тот же апóстол говорит: обличи́, запрети́, умоли́ [2 Тим. 4:2]?
И ещё: Согрешáющих перед всеми обличáй [1 Тим. 5:20]?

Рáвным óбразом и Христóс говорит Петру: Иди, обличи́ его мéжду тобою и тем еди́нем. Áще ли не послýшает, возьми с собою другого, если же и при этом не уступáет, повеждь Цéркви [Мф., 18:15-17].
Спаси́тель не все вообщé грехи́ повелевáет не суди́ть и не всем без исключения запрещáет это делать, но тем только, которые сами, бýдучи испóлнены безчи́сленных грехóв, порицáют других за маловáжные какие-нибýдь простýпки...

И Павел в послáнии к коринфянам запретил не вообщé суди́ть, но суди́ть только вы́сших, ввидý неизвестности дéла; рáвным óбразом не вообщé запрещáет исправля́ть согрешáющих.
Он упрекáл и тогда не всех без различия, а укоря́л, во-первых, ученикóв, которые так поступали в разсуждéнии своих учи́телей, и, во-вторых, тех людей, которые сами, бýдучи винóвны в безчи́сленных согрешéниях, клеветáли на непови́нных.

То же сáмое даёт разумéть и Христóс в данном месте, и не просто даёт разумéть, но еще внушáет вели́кий страх и угрожáет неизбéжным наказáнием: и́мже бо судóм сýдите, - говорит Он, - сýдят вам [Мф. 7:2].
Ты осуждáешь, говорит Он, не бли́жнего, но себя самогó, и себя самогó подвергáешь стрáшному судý и стрóгому истязáнию. Подóбно томý, следовательно, как в отпущéнии грехóв начало зависит от нас сами́х, так и в этом судé мы же полагáем известную меру нашего осуждéния.

Итак, дóлжно не порицáть, не поноси́ть, но вразумля́ть; не обвиня́ть, но совéтовать; не с гóрдостью нападать, но с любовию исправля́ть, - потомý что не бли́жнего, но себя самогó предаёшь ты жесточáйшему наказáнию, когда не пощади́шь егó, произнося́ твой приговóр о его согрешéниях...

Что же, - скажешь ты, - если кто прелюбодéйствует, неужéли я не должен сказать, что прелюбодея́ние есть зло, и неужéли не должен испрáвить распýтника?
Испрáвь, но не как неприя́тель, не как враг, подвергáя его наказáнию, но как врач, прилагáющий лекарство.

Спаси́тель не сказал: не останавливай согрешáющего, - но не суди́, т. е., не будь жестóким судиёю...
Стрóгий суд о бли́жнем показывает не доброжелáтельство, а нéнависть к человеку; и хотя́ осуждáющий носит личи́ну человеколю́бия, но на сáмом деле исполнен крайней злóбы, поскольку подвергáет бли́жнего напрáсному поношéнию и обвинéнию.» [Творения, т. 7, с. 259-261].

* * *

И на словá: Áще согреши́т к тебе брат, иди, обличи́ его мéжду тобою и тем еди́нем. Áще тебе послýшает, приобрéл еси́ брата твоего, и т. д. [Мф., 18:15-17], тот же святóй отец говорит:

«Слово обличи́ не другое что значит здесь, как напóмни ему о грехé и скажи́ ему о том, что ты от него претерпéл. Если это будет сделано, как дóлжно, то ты сделаешь два дéла: и себя будешь опрáвдывать, и другого склоня́ть к примирéнию.
Но что, если он не послýшает, и будет упóрствовать? Пойми с собою ещё одного или два, да при ýстех двою свидетелей станет вся́к глагóл.
Чем он будет безсты́днее и дерзновéннее, тем бóлее нам дóлжно прибегáть к врачевствý, а не к гнéву и негодовáнию. И врач, ви́дя, что болезнь не прекращáется, не оставляет больного и не гнéвается на негó, но тем бóлее прилагает попечéние.
То же сáмое и здесь повелевáет Спаси́тель. Ты был слаб, когда был один. Будь сильнéе при помощи други́х. Если же и тогдá он будет упóрствовать, то посылает вместе с Цéрковию: повеждь Цéркви, то есть, её представи́телям
»...

Обличéние здесь делается не с тем, чтобы оби́деть, но чтобы испрáвить. Хотя право повéдать Цéркви Он мог бы предостáвить оби́женному в сáмом начале, но чтобы грех не разглашáлся, Он повелевáет делать это ужé после одного или двух обличéний.

Таким óбразом, между указываемыми вами наставлéниями Христá Спаси́теля то разли́чие, что
в первом случае говори́тся: не суди́, не осуждáй согрешáющего как судья́, как мня́щий себя имеющим на это право, осóбенно не делай этого с фарисéйской целью - казáться лýчшим из людей, когда на сáмом деле ты заражён, быть может, бóльшими грехáми, в бóльшей стéпени являешься престýпником прóтив закона Бóжия;
во втором же случае даётся наставлéние: если согреши́т прóтив тебя брат твой, то можешь и должен приня́ть меры к его исправлéнию - открыть ему его непригля́дный постýпок, вразуми́ть брата обличéнием сначала наединé, затéм при одном или двух свидетелях, и, наконец, если он я́вится чрезвычайно упря́мым и нераскáянным - не присвáивать суд над братом себе, а передать суд над ним Цéркви, т. е., передать разсуди́ть это дело тем, кому это дело ввéрено, кому Спаси́тель дал право на это, предоставил власть, сказав: éлика áще свя́жете на земли́, будут свя́зана на небеси́ [Мф. 18:17], т. е., как объясняет это и святóй Златоýст, - предстоя́телям Цéркви.

«Слово Церкви», № 28, 1917 г.
* * * * *               * * * * *               * * * * *

БЛАГОТВОРИТЕЛЯМ
Требуется помощь:
сайт и рассылка «Чёрный монах»
Автор сайта и рассылки «Чёрный монах» просит о финансовой поддержке работоспособности этих web-ресурсов ввиду крайней ограниченности собственных средств (пенсия по инвалидности с 2010 года).
 
MasterCard № 5446 3910 1251 6484
 
Яндекс.Деньги № 4100 1218 2247 4
* * * * *               * * * * *               * * * * *

Автором и web-мастером сайта (с 2004 года), ведущим рассылки (с 2005 года) и администратором VK-сообщества (с 2015 года) с общим названием «Чёрный монах» является московский старовер (РПСЦ) Д.А.Чапуровский.

ПРОСИМ ОКАЗАТЬ ПОСИЛЬНУЮ ПОМОЩЬ !

* * * * *               * * * * *               * * * * *

Безплатная рассылка «Чёрный монах» создаётся для желающих расширить свой кругозор и уточнить понимание о России и Древлеправославии.

СЛАВА БОГУ О ВСЕМ И ВСЯЧЕСКИХ РАДИ !
 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах» Царь в голове · Слово пастыря · «Вифлеем» · Месяцеслов · Вопрос-ответ
Рассуждения · Обявления · Сотрудничество · Интернет-радио · Новости
ПОДДЕРЖАТЬ САЙТ И РАССЫЛКУ «ЧЁРНЫЙ МОНАХ»    

В избранное