Поздравляю моих прекрасных подписчиц с таким же прекрасным весенним праздником!
Славянская мифология. Даждьбог.
Верховным
божеством восточных славян был Сварог. Обычно его считают
персонификацией неба, сопоставляя с древнеиндийским Сварга
/"небо"/. Вероятно, другое имя этого же бога - Дый.
Со Сварогом сближают Стрибога,
входившего в языческий пантеон князя Владимира. В "Слове о
полку Игореве" ветры названы "Стрибожьими
внуками".
Изучая
средневековые хроники и восточнославянские сказки, Б.А. Рыбаков
реконструирует связанные со Сварогом сюжеты: Сварог установил
моногамную семью, что, в общем, характеризует индоевропейского
бога неба как законодателя и покровителя человеческого
коллектива. Он же сбросил с небес железные клещи, даровав людям
возможность ковать орудия труда. Кузнечная функция для главы пантеона
несколько необычна. С другой стороны, мифологический персонаж
с ролями покровителя неба и одновременно первого кузнеца сохраняется
в восточнославянском фольклоре под именем Кузьмодемьяна.
В свадебном заговоре есть такие слова:
"О,
святой Кузьмодемьян.
Приходи
на свадьбу к нам
со
своим святым кузлом
и
скуй ты нам свадебку".
Название этого
фольклорного персонажа связано с имена-ми христианских святых Кузьмы
и Демьяна, которых на Руси
считали покровителями кузнецов. В украинской сказке кузнецы победили великого
змея и пропахали на нем борозду до Черного моря
(Рыбаков Б.А.//Язычество древних славян. М.: Наука 1994
с.541).
Сыном
Сварога считался Сварожич - воплощение огня. Западные славяне знали
его под именем Радегаст.
Сыном
Сварога Ипатьевская летопись называет также Даждьбога -
"Царя-Солнце". Подобно Стрибогу, его изваяние было поставлено
князем Владимиром в Киеве.
Даждьбога
Б.А.Рыбаков сопоставляет со скифским Колаксаем
/"солнце-царем"/, легенду о котором записал Геродот. Колаксай
был младшим из трех братьев, прародителей скифских племен. 13 их правление из
неба выпали чудесные золотые предметы: плуг с ярмом, секира и чаша. Старшие братья
пытались завладеть ими, но не смогли сделать этого из-зажара. Только, когда подошел младший,
пламя погасло. Ему и досталось чудесное золото, а заодно и
верховная власть.
Данное
предание может быть сближено с популярной восточнославяской сказкой о
трех царствах. Трое братьев богатырей, младший из которых носит имя Светозар, освобождают
царевен, похищенных Змеем или вихрем. Они добывают три царства: медное,
серебряное и золотое, последнее из которых достается Светозару. Возможно, в честь
этого мифологического персонажа, великого князя Владимира
Святославовича народная традиция наградила эпитетом 'Красное
Солнышко".
В
сербском фольклоре Царь-Солнце описывается восседающим
на златотканном пурпуровом престоле, а подле него стоят две девы
- Зоря Утренняя и Зоря Вечерняя; Семь судей - планеты и семь вестников,
летающих по свету в образе хвостатых звезд. Тут и дядяего -
лысый Месяц (См.Афанасьев А.//
Поэтические воззрения славян на природу. М:Индрик.1994.т.1).
Следует
отметить, что Даждьбог считался божеством белого Света, а не самим
солнечным светилом. Солнце мыслилось как его корона. В этом качестве
Даждьбог подобен иранскому Митре.
“Даждьбог”. (А. Н,
Фанталов, 1991).
Даждьбог (или
Дажьбог) - “Царь солнце” почитался
как бог добра и белого света (а не
самого солнечного диска). Этот
образ имел широкое
распространение. Греческая
мифология дает нам пример Аполлона,
скифская мифология - Колаксая,
древнеперсидская (зороастрийская)
мифология - Митры. В “Слове о полку
Игореве русичи названы
“дажьбожьими внуками”.
Такое
разделение не редкость в мифологии. Греция также знает Солнце-Гелиоса и
светлого Аполлона. В сербской сказке известен царьДабог, которому служат волки. Эта черта
также сближает славянского бога белого света с Аполлоном, имеющим
эпитет Ликейский /"волчий"/. Священным животным Аполлона
являлся грифон-лев, с головой и крыльями орла.
“Даждьбог в
Царстве Подземном"”. (А.
Фанталов, 1996).
Даждьбог
спускается в подземное царство и
побеждает Вия - судью мертвых.
Светлый бог показан здесь на
колеснице, запряженной грифонами
(подобно Аполлону греческой
мифологии). Веки Вия поднимали
вилами его слуги аналогичная
ситуация наблюдалась и в кельтской
мифологии (Балор ирландцев и
Исбаддаден валлийцев).