От таких образов, как Симаргл и Ящер, мы закономерно переходим к рассмотрению низшей народной мифологии, под которой следует понимать, прежде всего, крестьянские фольклорные представления, пережившие крещение Руси и собранные этнографами ХУ111-XX в.в. Частично они являют собой умаленные и искаженные типы великих языческих богов, частично восходят к еще более ранним мифологическим слоям. К числу последних, вероятно, относятся вилы-русалки и упыри-навьи.
Вилы и русалки, называемые в древности берегинями, олицетворяли благодетельное начало, связанное с водой и плодородием. Позднее, они приобрели и негативные черты. Вилы известны с раннего средневековья. Вера в них сохранялась у южных славян до ХХ века. В сербском эпосе о юнаках вилы описываются как прекрасные девушки с косами, одетые в волшебные платья с крыльями и владеющие луком и стрелами. Они охраняют колодцы.
Русалки известны у восточных славян с XIX в., хотя их имя связано с древними языческими русалиями.
Вопреки современным представлениям, рыбий хвост русалок упоминается редко. Обычно это девушки с распущенными волосами, в длинных белых рубахах без поясов или обнаженные, с прозрачным телом. Иногда они красивы, иногда страшны. В отличие от вил, русалки скорее вредоносны, часто портят сети, топят купающихся. Считается, что ими становятся девушки и женщины, утопившиеся, удавившиеся, а также проклятые. Русалки встречаются не только у воды, не и в лесу, в
поле /таких называют полуденницами/. Обычное занятие этих дев - расчесывать волосы, водить хороводы, плести венки, раскачиваться на деревьях. Дабы задобрить русалок, люди вешали на ветви мотки пряжи.
Злое начало исконно воплощали упыри и навьи, иногда отождествляемые. Однако упырями считались тс ли особо опасные, распространяющие эпидемии покойники, то ли некая аморфная злая сила, обитающая в топких болотах, трясинах и оврагах и могущая перемещаться по ветру. Под навьями же понимались умершие вообще, как чужие, враждебные, так и свои, мирные". Существовал обычай жертвоприношений навьям. Для этого на крышу сарая ставилось молоко. Когда люди заканчивали
мыться, в бане оставлялась горячая вода и считалось, что там моются навьи. Наутро на золе якобы находили огромные птичьи следы.
У болгар навьи - враждебные мертвые души, представляемые в виде огромных голых птиц, летающих по ночам на "злых ветрах",
Следует рассмотреть персонажей низшей мифологии, являющихся воплощением определенной среды обитания. Надо отметить, что типологически сходные духи воды, леса, жилища имелись у многих народов Евразии -ирландцев, шотландцев, германских народов , л етт о- лито в ц ев , финно-угров, тюрков .
У славян водную стихию олицетворял водяной, мыслившийся
как нагой старик, покрытый чешуей, с большим брюхом и хвостом, весь
в тине, с лапами вместо рук и гусиными но теми, имеющий большую бороду и зеленые волосы. Впрочем, он был склонен к различиям метаморфозам, и мог принимать облик рыбы, собаки, коня или человека.
Водяной иногда топит людей, но в то же время покровительствует мельникам и пчеловодам, которые жертвуют ему рыбу, табак, медовые соты,
иногда коней.