Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Бритты 1.


Бритты 1.

 

 

"...Вортегирн, король бриттов, сидел на берегу осушенного озера, из которого вышли внезапно два дракона, один белый, а второй - красный. Сойдясь вплотную друг с другом, они вступили в ожесточенную схватку, извергая из ноздрей языки пламени. Одолевал белый дракон, и он уже прогнал красного до самого края озера, но тот, раздосадованный, что белый дракон берет над ним верх, бросился на него и заставил противника податься назад. И пока они бились подобным образом, король повелел Амброзию-Мерлину разъяснить, что предвещает эта битва драконов. И тот, обливаясь слезами, исполнился пророческого наития и возгласил:

 

112. "Горе дракону красному, ибо близится его унижение. Пещеру его займет белый дракон, который олицетворяет призванных тобой саксов, тогда как красный - исконное племя бриттов, каковое будет утеснено белым драконом. Горы Британии сравняются с ее долами, и реки в долах ее станут струиться кровью. Почитание истинной веры иссякнет, и взорам предстанут развалины Господних церквей.

И все же вера, гонимая и утесняемая, в конце концов возьмет верх и устоит перед свирепостью иноземцев. Придет на подмогу и вепрь из Корнубии и своими копытцами растопчет их выи. Господству его подпадут на океане лежащие острова, и он овладеет Галльскими лесами и рощами. Вострепещет дом Ромулов пред его свирепостью, и будущее римской державы станет сомнительным. Уста народов станут его прославлять, и его деяния доставят пищу повествователям..." (Гальфрид Монмутский. История бриттов. М.1984).

 

 

Да, на прошлой неделе я отличился - целые сутки подряд играл в стратегию. Это рекорд для меня. Вечером поставил "Rome. Total war", выбрал фракцию бриттов и развернул кампанию. Думал прерваться через пару часов - какое там. Мало того, что просидел всю ночь (это уже было), но не смог остановиться и утром. Особенно меня поразило, когда пробило половину первого дня - решил, не сломались ли часы (на улице сейчас уже не очень светло, да и день выдался пасмурный). И про еду забыл - только пил постоянно. К следующему вечеру у меня даже голос сел.

Хорошо, на работу идти не надо. Бедные труженики! Каждый день спешить в учреждение, сидеть там, да еще перед суровым оком начальника (тому ведь тоже надо самоутверждаться) - это можно очень быстро инфаркт заработать или язву желудка. Уж лучше землю копать.На сию тему хорошо почитать какого-нибудь Головина ("Юбка с разрезом и без"), доходчиво пишет.

Конечно, там есть свои радости. Вот у нас весь Питер оклеили плакатами - "когда мужчина меняет мир". И фотография дяденьки в полосатом костюме. Но хватит о грустном.

Кое-кто, возможно скажет в сердцах - и чего это он столько описывает свои ристалища?

Знаете - в двадцатом веке стало модно делиться психоделическим опытом. Ну и поймите мое положение: хочется быть продвинутой личностью, а не пробовал наркотики, никогда не курил, даже чай и кофе практически не пью (чтобы не сказали, что горячительные напитки употребляю).

Но выручает историческая стратегия - вот это психоделика!

Кроме того, меня всегда занимала эволюция и борьба систем и структур. Борьба одиночек в этом смысле малоинтересна (при всем уважении к Героям). Поэтому не играю в РПГ.

В основном, правда, приходится сражаться с компьютерным интеллектом (хотя доводилось играть и по сети). Есть старый, но очень динамично сделанный фильм (английский или американский) "Тридцать девять ступеней" - история о борьбе честного джентльмена с германскими шпионами в канун Первой мировой войны. Так вот там был очень эффектный финальный эпизод - джентльмен повис на стрелке часов Биг Бена, к которой был подсоединена адская машина, долженствующая взорваться в поределенный час. И показано было, как напрянаются мышщы этого отличного спортсмена, и работают колеса и всякие шестеренки с противовесами огромного часового механизма - кто кого?

Ну, благодарение богу, нам с машиной приходится меряться интеллектами. А я не Каспаров, и суперкомпьютер против никто не выставит.

Программы в стратегических играх играют педантично (не перескакивая через этапы развития) и воюют "в лоб" (как сталинские соколы). Зато они прекрасно знают собственные законы и правила и всегда при солдатах и деньгах. Поэтому лобовое столкновение с ними бессмысленно - получится мясорубка с большой вероятностью проигрыша.

Вот и приходится изощраться в стратегии - здесь нам добрую помощь подсказывают советы таких мастеров, как Сун Цзы, У Цзы, Клаузевиц и прочие. И "идти по пустотам" - вслед за ножом мясника из притчи Чжуан Цзы (кто не помнит эту замечательную историю, может глянуть в Интернете - тем и хороша компьютерная паутина).

В "Риме" имеются различные игровые фракции - народы либо государства, за которые можно проводить кампании. Я отыграл за несколько - две за римлян, потом за Селевкидов (азиатских преемников Александра Великого), их победителей парфян, карфагенян, за греков, кельтов, германцев. Теперь вот решил поруководить бриттами.

Бритты - это ветвь народов кельтской языковой группы. В данной игре, вероятно, под ними подразумеваются белги - кельтский народ, во втором веке до нашей эры контролировавший территорию Северо-запада нынешней Франции, Бельгии (страна называется в их честь) и южную Англию. Они были известны как воины на боевых колесницах (уже тогда это был анахронизм).

Ко времени Цезаря федерация белгских племен распалась, и он завоевал их на континенте, а в начале нашей эры римляне покорили саму Британию.

Наряду с общими стратегическими принципами, в таких играх имеются и конкретно-исторические моменты, обусловленные некоторым отличием в способе производства и военной технике. Правда, обычно эти различия сильно нивелированы. Но вот что здесь важно - так это "геополитика".

Например, у птолемеевской фракции (Птолемеи - преемники Александра Великого в Египте) отличное расположение. На севере и юге - соответственно, море и пустыня. На западе бедное и слабосильное нумидийское государство, отделенное безмолвием пустынь. Историческая Нумидия - владение в Мавритании, бывшее сперва вассалом Карфагена (и поставлявшее Ганнибалу отличную легкую кавалерию, которой он во многом был обязан своими победами над римлянами) а позже - перешедшее на сторону Рима.

Карфаген же ведет отчаянную борьбу за существование против римского мира (плюс еще иберы в Испании).

Римляне появляются на западных границах Египта лет через восемьдесят - сто (игра стартует где-то в 270 гг. до н.э.). На северо-западе Египет граничит с упомянутыми Селевкидами. Я играл за последних и понимаю, отчего они, предоставленные сами себе вылетают первыми - все та же геополитика. Огромная растянутая территория, трудности с переброской войск и соседи (египтяне, греки, парфяне, армяне, понтийцы), почти с самого начала пытающиеся этим воспользоваться.

Поэтому, не случайно, египтяне обычно в игре развиваются хорошо.

Еще лучше ситуация у римлян - Италия почти неуязвима (к тому же, они видимо, имеют бонус в игре).

А вот, скажем, у германцев дела неважные. Фракция практически лишена спокойных тылов (трагедия континентальной нации) и вся-то надежда, что она успеет разгромить соседей раньше, чем те ее. Но самое скверное - далеко расположенные друг от друга города и невозможность использовать море для борьбы с самым страшным противником - римлянами. С ними получается линейное столкновенияе, а с тем, кто сильнее тебя нельзя сражаться "в лоб".

Впрочем, историческая Германия, зажатая на Западе и Востоке так ведь и проиграла. А англосаксы (изначально имевшие весьма скудные ресурсы) выиграли.

Да, море всегда облегчает борьбу против сильнейшего. Морская цивилизация - это нечто. Многие умные люди (начиная от Платона и заканчивая реаниматором евразийского учения Александра Дугина) выдали, подобно Демосфену немало филиппик против моря. Конечно, приморский город (также, как и город на скрещении караванных дорог) - это распутство. Чем больше контактов, тем больше распутства (при прочих равных условиях). Вот ведь сифилис появился в Европе лишь после Великих географических открытий, а птичий грипп и коровье бешенство - только в эпоху Постмодерна.

Но зато - развитие - экономическое, техническое, научное.

Отчего Европа развивалась быстрее России? Почвенники станут говорить, что это следствие нашего тяжелого климата, трудной геополитики - и это правда, но не вся. Или в сердцах скажут, что главное - "духовность", а не материально-техническое развитие безбожников (хотя, когда у почвенников заводятся деньги, то и компьютеры покупают охотно, и все остальное).

Духовность, конечно, это аргумент убийственной силы, но несколько размытый. Ну, обычно подразумевается, что жили на нашей земле Андрей Рублев, Сергий Радонежский, Александр Пушкин, Лев Толстой, Федор Достоевский, Петр Чайковский - и в этом бесспорном факте кроется высшее оправдание нашего с вами существования.

Так ведь и в Европе существовала персонализация - одни просто "жили", другие "занимались распутством", а третьи двигали научно-технический прогресс. Но от чего же он двигался-то?

Причин, конечно, масса, но одна из них - множество культурно близких, но независимых друг от друга центров сил. Королевства, герцогства, вольные города. Не понравилось в Аквитании - перебрался в Бургундию, а то и в Саксонию или Ломбардию подался. Поссорился с местным графом - ищи защиты у епископа - параллелизм светской и церковной власти. Отсюда позже возникла система разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (то, что у нас теперь формально имеется, но фактически является фикцией).

Вот Древний Китай стремительно развивался в первом тысячелетии до нашей эры - эпохи Чуньцу ("Весна и осень") и Чжаньго ("Сражающиеся государства"). Тогда, кстати, возникли основнын философские школы: "законники" (фа цзя), даосы, конфуцианцы, "номиналисты" (мин цзя), моисты (мо цзя). А когда на базе ускоренного развития возникла единая унифицированная империя, развитие резко замедлилось, пойдя по циклическому пути (цикл начал размыкаться лишь в восемнадцатом веке). И из философских школ выжили только две.

Такая же ситуация произошла и с Древним Египтом. Он очень рано достиг высокого уровня развития посреди окружающего моря варварства. Фантазеры говорят, что это - наследие древней цивилизации - то ли Лемурии, то ли Атлантиды. На самом деле это - продукт конкурентной борьбы номов - княжеств. Умные и энергичные люди, которым не мешают чиновники, могут очень многое. Когда же возникла единая деспотия, случилась "стабилизация".

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

Тексты по истории, мифологии и культуре Египта.

Тексты по истории, мифологии и культуре Месоамерики.

Тексты по истории, мифологии и культуре Китая.

 

(Продолжение следует).

Алые стяги Гесперии 1.

Алые стяги Гесперии 2.

Алые стяги Гесперии 3.

Алые стяги Гесперии 4.


В избранное