Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Битва при Павии.


Битва при Павии.

 

 

Перед Новым Годом вышла вторая версия "Medieval. Total War" - "Medieval II". Пришлось набраться мужества и дождаться лицензионной версии. Поскольку на любимую игру тратишь массу времени, естественно желать, чтобы там все было «по уму». В Total War масса интересных исторических текстов, и не хочется дебильного пиратского перевода (а то ведь, многие геймеры, в простоте душевной, называют династию Селевкидов «Селюсидами»).

Но, как известно, главная фишка серии Total war – битвы в реальном времени. Я слишком ценю их, чтобы размениваться на реалтайм в длительных кампаниях (где редко можно подобрать интересный состав войск одновременно у себя и противника). Предпочитаю, поэтому исторические и пользовательские (с самостоятельным выбором войск и позиций) сражения.

Здесь необходимо отметить, что данная игра требует одиннадцать гигов на жестком диске (!). И не в последнюю очередь - вследствие улучшенной графики битв. По сравнению с "Римом" воины стали более живописными. Поскольку похожая ситуация произошла, в свое время и с новой версией отечественной игры "Блицкриг", могу предположить, что здесь действует некая общая закономерность. Возможно, в игровую индустрию приходят художники-станковисты, приучающие пользователей к сгармонированной колористической гамме.

Итак - битва при Павии. 1525 год.

 

Это было решающее сражение в полувековой череде Итальянских войн (1494 – 1559 гг.). Оно предопределило переход Аппенинского полуострова под контроль династии Габсбургов, правившей на тот момент Испанией, и Священной Римской Империей Германской Нации (попросту говоря – Германской империей). Второй подъем Франции снова оборвался.

Французам вообще систематически не везло в попытках добиться европейской гегемонии. Первая попытка оборвалась в связи с началом катастрофической Столетней войны. Третья попытка – провал войны за Испанское наследство Людовика Четырнадцатого в начале восемнадцатого века. Четвертая – авантюры Наполеона.

Правда, длительное время удерживать господство внутри Западной цивилизации не удавалось никому. Исключение представляет лишь дальновидная политика Англии и ее «мягкая сила».

Король Франциск Первый (покровитель великого Леонардо да Винчи) осадил североитальянский город Павию, где находился гарнизон испанцев и имперцев (немцев).

Для деблокирования и подошла армия Карла Пятого.

В сражении французы располагали 26 тысячами воинов, из них было 6,5 тысяч рыцарей и 17 тысяч пехотинцев. Войска императора Карла, во главе с ученым полководцем Пескара — имели 4 тысячи рыцарей и 19 тысяч пехотинцев.

Решающую роль сыграла испано-немецкая пехота, представлявшая комбинацию вооруженных пиками ландскнехтов и стоящих за ним мушкетеров. Эта сила гарантированно уничтожила французскую кавалерию «жандармов» (так называли регулярных тяжеловооруженных конных воинов). Снова повторялась коллизия античности – конница, копейщики и стрелки).

Французы понесли страшные потери – 12 тысяч, против 500 испанцев и имперцев. Сам король Франциск попал в плен, и написал матери: «У меня ничего не осталось, кроме чести». В Мадриде он подписал мир.

Для военной науки, битва при Павии важна двумя следствиями. Во-первых – немецкие ландскнехты копейщики одержали верх над воевавшими на стороне Франции швейцарскими копейщиками и алебардистами и стали считаться лучшей пехотой в Европе. Во вторых – впервые в массовом порядке эффективно применено ручное огнестрельное оружие.

Окинув взыскательным взором поле сражения, я убедился, что имею дело со значительно превосходящим мои силы неприятелем (что слегка преувеличено). Французы располагали тремя группировками против моих двух, из которых одна мне не принадлежала, а была «испанской» - то есть, руководима компьютерным интеллектом. А в играх серии «Тотал вор» компьютерный союзник отчего-то сражается хуже компьютерного противника (то есть из рук вон плохо).

Поэтому полагаться можно только лишь на себя. Оно и понятнее.

К тому же, французы располагали тремя артиллерийскими батареями (это соответствует действительности – Франциск Первый завел хорошие пушки) и могли бы расстреливать немцев с дистанции. У меня (Карла Пятого), правда, имелись мушкетеры. Однако дальность их стрельбы не превышала возможности хороших лучников (каковые имелись среди шотландцев на французской службе).

 Поэтому, французам стоило не торопиться со вступлением в ближний бой с германскими силами, а дождаться бегства испанцев, одновременно постреливая по воинству Карла из пушечек.

Увы – в интеллект компьютерного противника был заложен психологический тип французского дворянства. Этот психотип неоднократно играл с прекрасной Францией злую шутку – вспомним битвы Столетней войны, когда доблестное рыцарство бросалось в самоубийственные атаки против укрепленных позиций английской пехоты и лучников. Или сражения франко-прусской войны 1870 года, когда кавалерия Наполеона Третьего вчистую выкашивалась немецкими стрелками.

Также вышло  и в битве при Павии. Ну никак не могли понять аристократы, что при наличие хорошей пехоты фронтальная конная атака – самоубийство. Сила кавалерии в другом – перехват коммуникаций, заход с фланга, окружение, преследование бегущих. Словом, пехота – это обед, а кавалерия – десерт. Пехота воюет, а кавалерия побеждает (лишитесь мобильных конных частей, и вы сразу же увидите, как скучно и неудобно станет играть).

 

В качестве иллюстраций - скрины из "Medieval II. Total War"..

 

Французские жандармы (синие попоны) и охрана Францизска.

 

 

 

Самоубийственная кавалерийская атака.

 

 

 

Гибель короля Франциска Первого (у меня он погиб, а не попал в плен. Впрочем, погиб и Карл - ну никак не могу привыкнуть беречь королей).

 

 

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

 

"Medieval II. Total War".

"Раздача слонов".

Грюнвальдская битва.

 


В избранное