Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Эпос Ирландии 4.


Эпос Ирландии 4.

 

Встреча противников произошла на том же самом месте, что и схватка туатов с Фир Болг и получила название "Второй битвы при Маг-Туиред. Согласно традиции, она случилась в одно время с падением Трои.

"В день великого сражения выступили фоморы из лагеря и встали могу­чими несокрушимыми полчищами, и не было среди них вождя или героя, что не носил бы кольчуги на теле, шлема на голове, тяжелого разящего меча на по лее, крепкого щита на плече да не держал в правой руке мо­гучего звонкого копья. Воистину биться в тот день с фоморами было, что пробивать головой стену, держать руку в змеином гнезде или под­ставлять лицо пламени.

... Поднялись против них Племена Богини Дану. Возгласил Луг, обходя свое воинство на одной ноге и прикрывая один глаз. (Поза, дающая человеку прикосновение к грани двух миров). "Громкий клич испустили воины, устремляясь в битву и сошлись, и принялись разить друг друга". (Предания и мифы средневековой Ирландии. - М.: Изд. Московский университет, 1991// Битва при Маг Туиред).

Тут увидели фоморы, что сраженные насмерть воины Племени Богини Дану наутро бьются снова. А это Диан Кехт погружал их в чудесный источник Слане. Забросали тогда фоморы его камнями. И начали гибнуть туаты. Воитель Огма победил короля Индеха, но и сам был сражен в поединке. Нуаду с Серебряной рукой и Маха дочь Эрнмаса пали от руки Балора. "Дурной глаз был у Балора и открывался только на поле брани, когда четверо воинов поднимали веко проходившей сквозь него гладкой палкой. Против горсти бойцов не устоять было многотысячному войску, глянувшему в этот глаз.

Вот как был наделен он той силой: друиды отца Балора варили однажды зелья, а Балор тем временем подошел к окну и проник в его глаз отравленный дух того варева.

И сошелся Луг с Балором в схватке. - Поднимите мне веко, о воины, - молвил Балор, - дабы поглядел я на болтуна, что ко мне обратился. Когда же подняли, веко Балора, метнул Луг камень из своей пращи и вышиб глаз через голову, так, что воинство самого Балора узрело его". (Предания и мифы средневековой Ирландии. - М.: Изд. Московский университет, 1991// Битва при Маг Туиред).

 

“Поединок Луга с Балором.”(А. Фанталов, 1998)

 

Бросился владыка фоморов в бегство, а Луг гнал его через Ирландию, не давая пощады. Тут-то признал Балор внука. Стал король демонов просить бога света, дабы тот, сразив его, водрузил отрубленную голову на свою; тогда мол, счастье и доблесть Балора перейдут к победителю. Срубил страшную голову Луг, но воздвиг ее на каменный столб. Потек из черепа яд и расколол тот столб на куски. (Поединок Луга с Балором является центральным эпизодом всего мифологического цикла и относится к широко распространенному в различных мифологиях типу сражений светлого бога с чудовищем, олицетворяющего тьму и хаос. Губительный взгляд владыки фоморов можно с поставить с взглядом медузы Горгоны, славянского Вия, индийского Аурвы).

Саму же битву Племен богини Дану и "нижних демонов" сравнивают с борьбой сыновей Адити и асуров /Индия/; Олимпийцев и титанов /Греция/; асов и хримтурсов-великанов /Скандинавия/.

Интересно, что у валлийцев есть сага "Бранвен,дочь Ллира",которую можно трактовать, как описание войн туатов с фоморами с точки зрения последних/.

Взвилась тогда Морриган перед войском туатов и пропела песнь "Движутся в бой короли..." Бросились ободренные Племена богини на демонов и обратили их в бегство до самого моря. Не многим фоморам удалось спастись. В их "числе был филид Лох Летглас, зеленый наполовину от земли до макушки. Пощадили туаты и предателя Бреса, за что тот по­ведал ирландцам, как обращаться с землей.

"Пусть пашут во вторник, поля засевают во вторник, во вторник пусть жнут. Так спасен был Брес".

Когда же утих шум битвы, Морриган возвестила о яростной схватке и славной победе величайшим вершинам Ирландии, волшебным холмам, устьям рек и могучим водам. Но затем вышла ее сестра Бадб, женщина с огромным ртом, в дырявом плаще, слепая на один глаз"... Предрекла она конец света и всякое зло, что случится в ту пору, каждую месть и бо­лезнь. Вот как пела она:

 

Не увижу я света, что мил мне.

Весна без цветов, скотина без молока,

Женщина без стыда. Мужи без отваги,

Пленники без короля,

Дурные времена,

Сын обманет отца,

Дочь обманет мать.

 

С той поры среди туатов начались распри, затронувшие и величайших ив них. Жена Луга изменила ему с сыном Дагды Кермадом. За что бог света поразил последнего копьем. Дагде пришлось тогда долго искать магические зелья, пока он не воскресил сына. А затем внук Доброго бога Мак Куйл убил самого Луга. Мак Куйл и его братья Мак Кехт и Мак Грене стали тремя королями Племени Богини Дану.

На этом беды не кончились. Морриган родила чудовищного сына Мехе, имевшего три сердца, пронзенные змеями. Чтобы они не выросли и не погубили все вокруг, Мак Кехт убил Мехе, а змей сжег. (Предания и мифы средневековой Ирландии. - М.: Изд. Московский университет, 1991// Старина мест).

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

Тексты по истории, мифологии и культуре Финно-Угрии.

 


В избранное