Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Ресурс для позитивных изменений" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера.
Этногенетические легендыИсточник http://hvac.livejournal.com/517475.htmlБоевая легенда: Рюрик из “рода франков”Пришёл вероятно, князь Рюрик с варягами-русью с южного берега Варяжского моря (Балтики). Так считал С. Герберштейн (Cinquecento), отмечавший, что “Варяжским” Балтийское море называли лишь на Руси и у балтийских славян. Наиболее ранние польские документы локализуют Русь (называемую Рутенией) на южном побережье Балтики. И позже, Станислав Сарницкий в своих “Польских анналах” писал о вендах (вандалах), населявших южное побережье Варяжского моря, как о предках русов. Первую польскоязычную историческую “Хронику” составил Мартин Бельский в 1597 AD. В отличие от своих предшественников, Бельский не ограничился описанием польской истории и писал о месте Руси в мировой истории. Территория современной ему “Московии” представлялась общей родиной всех славянских народов, в том числе и поляков. Предки славянских народов, согласно свидетельству Бельского, некогда обитали в северном Причерноморье и носили имя роксоланов, созвучное наименованию русского народа. Александр Гваньини повторял тезисы Бельского. В позапрошлом веке Степан Руссов издал “варяжские законы” – “Правду англов и вэринов или тюрингов” (конец VIII – начало IX вв.) Варяжские законы с российским переводом и краткими замечаниями" (Спб, 1824 AD) Руссов указал на место расселения англов и их соседей вэринов – Ютландский полуостров (нынешняя Дания). Вэрины-варины на рубеже VIII и IX веков еще не были ассимилированы славянами. Именно их он и называет “варягами”. Руссов обратился также к теме “заморья”, и совершенно убедительно на фактах показал, что “за морем” в источниках воспринимаются и южный берег Балтики, и вообще всякая территория, до которой надо добираться морем. Указал он и на наличие в Западной Европе нескольких “Русий” , писали ранее и :
Показал он и глубинную связь Руси с Моравией, указав, что в богемских хрониках русский князь Олег упоминается в качестве моравского короля. В своё время, русские послы (дипломатия княгини Ольги) в Nova Roma, добились признания, что Рюрик от “рода франков” Определение “франки” носило территориально –политический характер : франками называли жителей земель подвластных “Карлу Великому” и его потомкам. Русь в ancien римских источниках оценивалась, как народ “скифский”. В 944 –946 AD вероятно придворные круги Империи получили информацию о франкском происхождении руси от самих русских. Верифицировали её и стали определять русских как происходящих от франков. Зачем это надо было русским правителям? Дело в запрете на браки для представителей императорской семьи с “иноверными и некрещёными народами” (в первую очередь с венграми и русскими), но с одним исключением –для франков. Исключение иллюстрирует обручение шестилетнего сына Константина Романа со своей ровесницей Бертой, дочерью короля Италии (в римских источниках “короля Франгии”) Гуго в 944 AD (год заключения договора Империи с Русью) Спустя четыре года тезис о происхождении руси от франков фиксируют римские придворные хронисты. Вскоре после этого, между 948 –952 AD, император Константин заявляет о невозможности браков с правящими домами всех “неромеев”, кроме франков. Под происхождением от франков необязательно подразумевалось происхождение всей руси в смысле всего населения подвластного русским князьям: речь может идти о правящей верхушке, наиболее активной части общества, которая в ancien представлениях и была главным носителем этнонима. Так, отождествляемый рядом авторов Рёрик Ютландский с летописным Рюриком, в течении почти 40 лет имел лён на франкской территории –во Фрисландии (Рустрингия), будучи связан вассальными отношениями сначала с императором Людовиком Благочестивым, потом (в разные годы) с его сыновьями –Лотарем, Людвигом Немецким и Карлом Лысым. Если русские князья и часть их окружения являлись потомками Рюрика и его дружинников, или были тем или иным образом связаны с другим предводителем варяг, проведшим какое-то время во владениях Каролингов (Птоломей располагал “рутенов” во Франгии, позже провинция Руверже, и называл их столицей город Руезиум), это давало им возможность выводить себя “от франков” в широком смысле этого понятия, принятом в то время в Римской империи. Рюрик Ютландскй, внук Гостимусла –короля вендов (ильмерских славян и балтов), от дочери Ульмилы До 850-х AD владел крупным торговым центром во Фрисландии — Дуурстеде ( Дорестадом или Дореснадом), затем в 855 AD ушёл в Ютландию, участвовал в военно-политических событиях в проливах. Со своей дружиной Рюрик совершал набеги на Фризию, Батавию и другие места по Рейну вплоть до 860 AD По летописи, в 862 AD вместе с братьями Трувором и Синеусом был приглашен на княжение конфедерацией племён : славянскими ( словенами) и угро-финскими племенами (кривичами, чудью и весью). Рюрик обосновался в Ладоге, Трувор — в Изборске (город кривичей), Синеус — на Белоозере (населенную чудью и весью). После смерти Трувора и Синеуса вся власть в конфедерации сосредоточилась в руках Рюрика. Он строит Новгород и раздает своим мужам волости и города (Полоцк, Ростов, Муром). После чего объявляет Новгород столицей всей Русской земли в 864 AD. В 870 AD возвращается на Запад для урегулирования отношений с франкскими и немецкими королями, а около 874 AD вновь появляется в Новгороде, где подавляет мятеж во главе с Вадимом Храбрым и вступает в брак с Ефандой (Едвинде) — дочерью одного из знатных новгородцев. Управляя Новгородом, Рюрик распространяет свое влияние на север и восток от города, присоединил к себе земли племен меря, весь, муром и тем расширяет Новгородское княжество от Волхова до устья Оки. Умер он по одним данным в Новгороде, по другим — в Кореле (Кексгольм), по третьим сведениям — в походе, завещав управление новым государством и опекунство над сыном Игорем своему дальнему родственнику Олегу. После смерти Рюрика его сын Игорь Старый в 882 AD утверждается в Киеве. Старогород-столица Рустрингии, по отношению к новому городу Руси- Новгороду. Ольденбург в Шлезвиге –Староград, Новгород - новый по отношению к Старограду
Боевая легенда : Рюрик из “рода Августа”В 1505 AD умер великий князь московский Иван III. К этому времени вопрос о создании единого централизованной Русской державы практически уже был решен. В правление его сына, Василия III, авторитет московского князя настолько вырос, что он в грамотах стал называть себя уже так: “Василий божиею милостию царь и государь всеа Руссии и великий князь Владимирский”. Легитимный правитель Русской державы не хочет, да и не может называть себя просто московским великим царем. Но для официального принятия нового титула, соответствующего новому положению великого князя, нужно юридическое правовое обоснование. Вот эту задачу и поручено было выполнить Спиридону-Савве. И тот, несмотря на свой крайне преклонный возраст, с этой задачей блестяще справился. После торжественного венчания на царство Август, став наследником древних “властодержцев”, назначил во все страны правителями своих братьев. В Египет он послал Патрина, в Сирию - Киринея, “Асию всю поручи Евлагерду”, Илирик стал править в Истрии, а Прус — “в брезех Вислы реки в град глаголемый Морброк, и Торун и Хвоиница, и пресловы Гданеск, и многих градов по реку, глаголемую Неман, впадшую в море... и до сего часа по имени его зовашеся Пруская земля”. С этого момента история Пруса, брата Августа, переходит в родословную русских князей, предков Василия III. Получилось это следующим образом: прямой потомок Пруса, Рюрик, стал родоначальником всех русских князей “Рюриковичей”, следовательно, род московских князей восходит через Рюрика к Прусу и далее. Первая часть “Послания” Спиридона-Саввы завершается рассказом о том, как русские великие князья получили знаки царского достоинства римских цезарей. Владимир Мономах во время войны с Византией отправил войско во Фракию, “пленишаю доволно, и возвратишася со многим богатством в здравии мнозе въсвояси”. Побежденный византийский император Константин Мономах прислал Владимиру в знак мира дары: “от своея главы венец царьский”, “крабицу сердаликову", из нее же Август, кесарь римский веселяшеся и ожерелье иже на плещу своею ношаше”. Этим венцом, князь Владимир венчался на царство, “и от того времени князь велики Владимир Всеволодович наречеся Манамах и царь Великиа Росиа. И от того часа тем венцем царьским, его прислаше велики царь греческы Костянтин Манамах, венчаются все великие князи володимерские” (то есть потомки Владимира Мономаха, к которым относились и все московские князья). И чтобы не осталось никакого сомнения в праве Василия III венчаться царским венцом, Спиридон-Савва добавляет: “яко же и сей водный самодержъц и царь Великыа Россия Василие Иванович, вторый на десять по колену от великого князя Володимера Манамаха, а от великого князя Рюрика 20-е колено”. “Послание” Спиридона-Саввы, доказывающее, что московские князья являются потомками и законными наследниками древних царей, обладателей мировых царств, а литовские князья прежде были их слугами и даже княжеский титул получили лишь благодаря родству с русскими князьями, подводило теоретическую базу, вполне достаточную, по понятиям того времени, для возвращения западнорусских земель, захваченных литовскими князьями, их законным владельцам — русским князьям. Когда в мирных переговорах 1517 AD между Русским и Польско-Литовским государствами посланник Германской империи Герберштейн пытался склонить Василия III к уступчивости, последний через своих представителей ответил, что добивается “отчины своей от прародителей — Киева”. Уже в этом году, как и позднее, в 1526 AD, когда спор шел о Смоленске, русские дипломаты в доказательство неоднократно ссылались на родословную князей, изложенную в “Послании” Спиридона-Саввы. Правда, это “Послание” прямо не называлось, но на его данные московские дипломаты ссылались как бы на факты бесспорные и общеизвестные. Герберштейн, участвовавший в обоих переговорах, в своих “Записках” отмечает: “Русские хвалятся, что эти братья (Рюрик, Синеус и Трувор) происходили от римлян, от которых повёл, как они утверждают, свой род и нынешний московский государь”. Это свидетельство Герберштейна позволяет считать, что “Послание” Спиридона-Саввы было написано до 1517 AD, так как в этом году оно уже было использовано московскими послами в русско-литовских спорах. Позже официальным документом, на который всегда было бы сослаться московским дипломатам, добивающимся воссоединения с Москвой всех русских земель, стало “Сказание о князьях Владимирских”, созданное на основе “Послания” Спиридона-Саввы. Оно возникло между 1526 и 1534 AD, т. е. в правление великого князя Василия III. Во всяком случае, Иван IV с детских лет знал “Сказание” (первый русский документ, переведённый на латынь) и всю жизнь не переставал повторять: “Мы от Августа кесаря родством ведёмся”. Одновременно с этим возникает и другая теория провиденциального значения Русской державы, получившая название “Москвы — третьего Рима”. Впервые эта теория получила литературное выражение в “Послании старца (монаха) псковского Елизарова монастыря Филофея”, адресованном тому же московскому великому князю Василию III, нуждавшемуся в обосновании своей единодержавной власти над всеми землями Руси. Однако подчеркнуто теологический характер теории “Москвы — третьего Рима” оказался, далёким от реальных политических задач Русской державы в Cinquecento. Официального признания эта теория не получила. Вместо неё на вооружение московского единодержавия была взята теория происхождения московских князей от римского кесаря Августа, оформленная в “Сказании о князьях Владимирских”. Боевая легенда : Рюрик из “шведов”Уже в Seicento веке шведские историки пытались выяснить значение слова “варяг” и объяснить происхождение Рюрика. Шведская историографическая традиция отождествлять варягов со шведами (несмотря на религиозные различия Перкунас –Один) была обусловлена актуальными политическими мотивами. В годы Ливонской войны разгорелась резкая полемика между Иваном Грозным и шведским королём Юханом III, которая не обошла также варяжский вопрос. Полемика основывалась на разногласиях о титуловании, которое в средние века было неизменно первостепенным. Иван Грозный считал Юхана III выходцем из “мужичьего рода”, имея в виду, что его отец не был королевской крови. Среди архивных документов действительно не нашлось доказательств, что Швеция по общепризнанному рангу входила в число королевств. Да и откуда? Если колонизация скандинавского фронтира начата не ранее рубежа Quatrocento - Cinquecento. Отец Юхана III Густав I Ваза был знатного происхождения, но не королевского рода. Он был возведён Любеком на престол в 1523 AD после перехода Швеции из под власти датских королей под власть Любека. В результате так называемой "графской распри" (разгоревшихся в Дании в 1533-1536 AD междоусобиц в связи с вопросом о престолонаследии, после изгнания Христиана II, Ольденбургская династия) Густаву удалось освободиться от контроля Любека, который в свое время помог ему овладеть Стокгольмом, подвергнув город блокаде с моря. В 1544 AD признан был наследственным королем. В 1555—1557 AD вёл неудачную войну с Москвой . Поэтому Иван Грозный совершенно справедливо не считал шведских правителей равными себе. Юхан III в ответ тогда и прибегнул к тому аргументу, что варяги были родом из Швеции. Среди политических задач паписта Юхана было установление контроля над российской торговлей. Сын Юхана Сигизмунд был избран польским королем (как Сигизмунд III) в 1586. Юхан укрепил также власть Швеции в Эстляндии и в 1581 захватил Ингерманланд (Ижорскую землю). Шпион Петрей, собирающий актуальную политической информации об отношении русского правительства к шведской короне и всевозможных сведений о прошлом России, В 1615 году написал свою “Московитскую хронику” и сам же, в 1620 году, перевёл её на немецкий язык. Петрей писал, что русы (варяги) были народом с побережья Балтийского моря, также как шведы, финны, кашубы, померанцы, венды и другие. Вопрос состоял лишь в том, с какого берега — южного или северного — они происходили, и здесь начиналась путаница. С одной стороны, Петрей писал, что князья Рудрих, Синаус и Трувор вели своё происхождение и вышли из Пруссии, а впоследствии стали править в Северо-западной Руси. Однако в той же работе дальше он поправлялся и указывал, что они происходили не из Вагрии (Wagerland), располагавшейся в земле Гольштейн, а из “Швеции”. Противоречивость следовала, видимо, из того, что в начале Seicento Прибалтика находилась в поле внешнеполитических интересов, а впоследствии и под властью Швеции. В этом ключе Петрей критикует явно традиционную точку зрения о варяжской прародине в гольштинской Вагрии. Петреем был запущен в обиход и забобон о речи новгородских послов перед шведским королём Карлом-Филиппом в 1613 AD в Выборге. В июле 1611 AD шведы захватили Новгород и навязали новгородцам договор, по которому последние от своего имени признавали шведского короля Карла IX своим покровителем и “приглашали” на правление одного из его сыновей. Поэтому “историкам” и дали распоряжение провести аналогию “призвания” Рюрика и его братьев с “призванием” сына короля Карла IX из Швеции. Новгородцы якобы настаивали на его переезде в Новгород, утверждая, что Новгородская область, до покорения её московским государем, имела своих особенных великих князей, которые и правили ею; между ними был один тоже “шведского” происхождения, по имени Рюрик. В 1671 AD шведы уже писали, что на шведское происхождение Рюрика указал глава новгородского посольства, архимандрит Киприан. Легенда обрастала подробностями. Есть и другой вариант речи Киприана, который содержится в путевых записках Даниэля Юрта де-Гульфреда, хранящихся в Государственном архиве Швеции Петрей пытался осуществить и подмену, отождествляя “русские” имена варягов со “скандинавскими”
|
В избранное | ||