Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера.


Зороастризм и "Шахнаме" 6. Кей Кавус, Франграсйан (Афрасиаб), Рустам и Сухраб, Сиявуш, Кей Хосров.

 

Франграсйан возглавил поход кочевников, разбил войско иранского царя и захватил власть в Иране. Подобно Ажи Дахаке, он пытался завладеть Хварной, и даже нырял в океан Ворукаша. Но божественная Хварна отступала. (По некоторым данным, Франграсйан все-таки завладел сияющим ореолом. В Средней Азии его почитали как мифического царя и героя).

Манушчихр, с помощью Сама (Керсаспы) возобновил борьбу с захватчиками. В конце концов, стороны заключили соглашение. Искуснейший иранский лучник должен был выпустить стрелу с высокой горы и там, где она упадет, будет проходить граница Ирана. Лучший стрелок изо всех сил натягивает тетиву и стреляет. Стрела летит далеко на север. А благородный юноша падает мертвым, вложим все силы в свой выстрел.

После Манушчихра правили еще несколько царей. Последний из них не оставил наследников. И тогда божественная Хварна осенила Кави Кавату, основавшего новую династию Кейянидов (по Шахнаме богатырь Рустам находит Кей Кубада, потомка Фаридуна на горе Албурз (Хара Березайти).

Одним из знаменитых царей новой династии был Кави Усан (Кей Кавус). Он сокрушил множество дэвов и построил на Хара Березайти. Семь волшебных дворцов - один из золота, два из серебра, два из стали и два из хрусталя, возвращающих молодость.

Согласно Шахнаме, верховный дэв Айшма нашептал царю лживые мысли и внушил гордыню. Кей Кавус решил живым вознестись на небо. Он вырастил в неволе орлят, велел привязать их к своему престолу, а над головами повесить куски мяса. Голодные орлы устремляются ввысь, но выбиваются из сил и царь низвергается ввысь. Его находит и спасает Рустам.

В средневековой Руси была популярна книжная легенда о том, как Александр Македонский вознесся на небо на чудесных орлах или грифонах. Она запечатлена в декоре Дмитриевского собора во Владимире, на щитке диадемы 12 в., на русских вышивках. Всюду показан юноша в короне, на колеснице запряженной птицами или грифонами. По мнению Рыбакова именем легендарного царя здесь прикрыто изображение Даждьбога.

 

Затем, под видом бродячего певца, во дворец приходит дэв, и рассказывает о богатствах Мазендарана - страны, населенной лютыми дэвами. Кей Кавус вторгается туда, но против его войска выступает могущественный Белый Дэв. В образе тучи Белый Дэв закрывает солнце. Две трети иранских воинов слепнут, сам царь попадает в плен. Кей Кавуса опять выручает Рустам, поражающий Белого Дэва и разрушающий его город.

 

 

Во время одного из походов Рустама в Туран, у дочери местного царя рождается от него сын Сухраб. Он растет, не зная отца, и, достигнув пятнадцатилетия, решает свергнуть неправедного царя Кай Кавуса. Во главе туранских воинов, Сухраб идет войной на Иран, побеждая ввсех иранских богатырей. В решающем бою он сталкивается с Рустамом. Первые два столкновения заканчиваются победой Сухраба и Рустам лишь при помощи хитрости избегает гибели. В третьем поединке старый богатырь побеждает своего противника, смертельно раня его. По амулету Рустам узнает своего сына. Сухраб умирает на коленях отца.

Сыном Кей Кавуса был прекрасный и благородный Сиявуш, над которым тяготел злой рок. Мачеха царевича Судаба воспылала к царевичу нечестивой страстью, а когда тот отверг ее, оговорила перед царем. Но Сиявуш доказал свою невиновность.

Вскоре в Иран вновь вторгается Афрасиаб. Сиявуш выступает против него во главе войска. Убоявшись, владыка туранцев предлагает мир и выдает заложников. Сиявуш клянется в вечном мире. Однако Кей Кавус заложников казнит и начинает новую войну. Тогда Сиявуш уходит в добровольное изгнание в Туран. Афрасиаб высоко ценит его, разрешает построить город крепость Канг, даже выдает за царевича свою дочь Ференгис и собирается сделать своим наследником. Но, снедаемый завистью брат Афрасиаба оговаривает Сиявуша перед туранским владыкой. Царевич погибает. Ференгис же рождает сына от Сиявуша - Кей Хосрова (Кави Хаосрава).

Тем временем, Рустам открывает Кей Кавусу глаза на вероловство его жены. Судаба предается казни. Затем, мстя за Сиявуша, богатырь вторгается в Туран, загоняя Афрасиаба до моря Чин. (Акван-дэв). Сын Сиявуша приходит в Иран и раскаявшийся Кей Кавус передает внуку трон.

После коронации Хосров идет войной на Афрасиаба, побеждает его и обезглавливает. Некоторое время новый царь благополучно правит державой. Но сердце Кей Хосрова неспокойно, ведь в жилах его течет кровь нечестивого Афрасиаба.

Шах оставляет престол своему двоюродному брату Лухраспу, и во главе своих богатырей удаляется в горы. Там Хосров навсегда исчезает, а его воины погибают во время снежной бури.

 

Алексей Фанталов.

 

Кельтская мифология.

Германская мифология.

Фрако-дакийская, иллирийская и скифо-сарматская мифологии.

Индоевропейский пантеон.

Славянская и балтская мифологии

Типология мифов.

История и мифология Китая.

 


В избранное