Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Активность человека


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 13 от 2005-12-16

Активность человека

 

Активность человека

Не так страшен черт, как его малюют. Или другими словами активность, это всего лишь то, что формирует и направляет энергию человека на изменение объектов внутреннего и внешнего мира. Но, что побуждает человека делать что-либо, и как он это делает с точки зрения психики, вопросы, требующие обязательного рассмотрения.

 

Потребности и мотивы

Что такое потребности

Потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания стабильной жизнедеятельности организма. Мы не будем приводить классификацию потребностей. Заметим только, что они могут быть биологическими (витальными), необходимыми для выживания организма (животный уровень) и другими потребностями – духовные, социальные, самовыражения, самоудовлетворения и так далее. Мы назовем последние потребности человеческими.

В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт". Потребность это отражение в психике человека несоответствия между его внутренним состоянием и внешними условиями существования. Потребность в этом ракурсе является побудителем некой активности индивида, имеющим целью устранение этого несоответствия.

Указанное несоответствие может устраняться за счет реальных возможностей насыщения потребности (утолить жажду стаканом воды), а при отсутствии таких возможностей - путём ее подавления или замещения другой, наиболее близкой к ней (выпить Колы, от которой пить хочется еще больше). Во втором случае, осуществляется подмена удовлетворения реально существующей потребности индивида на другую, близкую к первичной, а может быть и не очень, но способную устранить, или, по крайней мере, снизить дискомфорт от неудовлетворенности первичной потребности. Например, потребность в любви, может замещаться алкоголем. Алкоголь в этом отношении вообще является универсальным заменителем любой потребности. Другой вопрос, каковы результаты этого замещения.

При этом необходимо понимать, что любая такая подмена есть предательство самого себя. Вам то было нужно одно, а получили Вы, причем по собственной воле совершенно другое. В этом и заключается самообман. Вместо поиска средств и способов удовлетворения Вашей реально существующей (сущностной) потребности, Вы находите ей замену, предлагаемую внешним окружением, например социумом, достижение которой легче, вот она, под рукой, но наполняет она первичную потребность каким-то иным содержанием. Ваша биологическая сущность или Ваше внутреннее “Я” требовало одного, а устранили противоречие Вы чем-то другим, в какой-то степени заткнули дыру тем, что попалось под руку или другими словами обманули самого себя.

 

Современное толкование мотива

В современном понимании мотивы ничем не отличаются от потребностей. В какой-то степени это одно и тоже. Смотрите сами.

Мотив - движущая сила, повод, побудительная причина поведения и действий человека. Мотивы побуждают человека к действиям. Классическая психология к мотивам относит потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и идеалы. Другими словами, мотив это обобщающее понятие, это все, что побуждает человека к действиям, а потребность это один из таких возможных побудителей, выступающий наравне с другими. Так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Что такое потребность? Текущее несоответствие внутреннего состояния и внешнего окружения человека. Вопросов нет. Есть несоответствие, есть реакция организма, направленная на его устранение. Потребность действительно является побудителем некой реакции организма.

А что такое, например, инстинкт? Не вдаваясь в теорию вопроса, это правило, заложенное в психику организма предыдущими поколениями. То есть некое соответствие причины и ее следствия. Горячо руке, надо ее отдернуть. Ну, и как это правило, может являться побудителем каких-либо действий? На лицо несоответствие желаемого (хочу подержать голой рукой горячий чайник) и действительного (не могу его держать без последствий, больно). Оно, это несоответствие, является побудителем. Я ведь могу отдернуть руку, а могу в принципе и своей волей заставить себя держать горячую сковородку. Таким образом, само правило, инстинкт, не может являться побудителем моих действий. Инстинкт является реакцией, программой действия человека в ответ на…, но никак не его причиной.

Теперь рассмотрим, что такое влечение? БСЭ дает нам такое определение: влечение - стремление к удовлетворению какой-либо потребности живого организма. У низших организмов влечение выражается в инстинктивных реакциях. У высших животных влечение опосредуется приобретённым индивидуальным опытом. При этом возникает влечение независимо от сознания (мышления и воли) человека. Ну и как Вам такое определение? Во-первых, что же является побудителем активности человека? Потребность, которая вызывает само это стремление? Или инстинктивная у низших, и приобретенная у высших организмов реакция на эту потребность? Реакция не может быть побудителем, она является следствием имеющейся причины, то есть первичной потребности. Мы даже и не будем дальше рассматривать вопрос независимости влечения от сознания человека. В принципе и так уже ясно, влечения не могут побуждать. Влечения, как и инстинкты – реакции организма, направленные на устранение первичного несоответствия (побудителя).

Следующий шаг это эмоции. Может ли эмоция сама по себе являться побудителем активности человека. Эмоциональная сфера человека очень важна и мы обязательно к ней вернемся позже. А сейчас нам достаточно ответить на один вопрос. Появляется ли эмоция сама по себе? Шел, шел человек и вдруг “…Ууух” и появилась у него эмоция, на которую человек начал реагировать. Маловероятно. Либо он в грязь вляпался, либо ему мысль пришла… новая, ранее не имевшая места быть. В первом случае изменение внешних условий, во втором внутренней картины мира. И в первом и во втором случае налицо вдруг возникшее несоответствие между ними. Другими словами вдруг появляется не эмоция, а потребность в согласовании измененных картин мира (внутренней и внешней). В первом случае необходимо вытереть обувь, а не хочется наклоняться, да и время жалко. Во втором случае требуется согласование новой картины мира (ее нового видения) с имеющимися условиями окружающей действительности. Теперь я вот что знаю. Как же мне с этим новым знанием жить? Другими словами сама по себе эмоция не появляется и не может Вас побуждать. Эмоция это также реакция организма, на вдруг возникшее несоответствие. Именно это несоответствие является побудителем последующей активности, но никак не сама эмоция. Кто же телегу перед лошадью ставит-то. Другой вопрос, что эмоции, как приправа, наполняют действия человека в каждом конкретно случае своими неповторимыми ощущениями, причем не для кайфу, а для проверки истинности выбранного пути и правильности выбора средств достижения целей.

Что же касается установок и идеалов, то это тема, которую мы обсуждаем в каждом выпуске рассылки. Здесь же мы кратко остановимся на том, что понятие установка уже говорит само за себя. Кто-то Вам сформировал, установил образ чего-то, в соответствии с которым Вы и будете действовать. То есть осуществлять последовательность действий. Это программа, которая будет запущена каким-либо несоответствием. И ничего больше. Побудителем она, как и все предыдущие понятия не является.

Идеалы, также относятся к установкам, наведенным социумом, другими словами общественным установкам, если только они не являются плодами Ваших личных замыслов и желаний. Были идеалы коммунизма, героев того времени - Павла Корчагина, Маресьева, Жукова и так далее. Теперь идеалы другие - Звезды фабричные, ноги длинные и тампаксы освежающие. По-моему ничего не забыл. Хотя нет, еще резинки жевательные и в колечки скрученные. Но как бы то ни было, идеал не может побуждать сам по себе. Он может быть лишь внутренним образом, одной стороной медали, под названием потребность.

Ну, есть у кого-то, к примеру, идеал женской фигуры (кстати, он несколько отличается сейчас от того, что было раньше). Ну, и что, что фигура его супруги не является идеальной? Стройные ноги, точеные линии, это конечно красиво, это круто, это идеально, но любовь от этого не уходит и не приходит, люди от этого не сходятся (разве что для секса) и не расходятся. Можно конечно с удовольствием посмотреть на длинные ноги по телевизору. И даже язычком можно щелкнуть. Но не побуждает почему-то этот идеал к действиям. Не бросается же мужчина на первую встречную, идеальную. По крайней мере, психически здоровый. Хотя идеал есть. Нет несоответствия между идеальным и действительным, вот нет и действий.

Идеалы меняются, а люди жили раньше, живут сейчас, и будут жить дальше. Потому, что главное не в самих идеалах, а в личном отношении человека к ним. Все социально наведенные установки, требуют личной проверки на деле. Позволяет Вам этот идеал добиваться своих целей, культивируйте его в себе, воспитывайте. Нет – гоните в шею. Не принимайте на веру. Это идеальные объекты, возможно очень далекие от Вашего окружения и от Вас лично. Так, что сами идеалы не могут являться побудителями активности. Побудителем может стать несоответствие между принятым Вами идеалом, и имеющейся действительностью. Именно оно вызывает активность, но никак не сам идеал.

Однако, имеющиеся идеалы могут побуждать человека к определенным стандартным действиям, соответствующим этому идеалу, так, как вел бы себя идеал в такой-то ситуации. Поэтому, идеалы, как и установки, по большому счету, выражают изощренную потребность человека реагировать на случайный раздражитель по шаблону. Но именно реагировать в конкретной ситуации в ответ на что-либо. Не могут они побуждать сами по себе. Программы действий это.

Резюмируя все сказанное, мы можем сделать вывод, побудителями активности человека выступают его потребности, как биологические, так и человеческие. Влечения, инстинкты, идеалы, все это способы, которыми мы устраняем имеющееся противоречия, это программа наших действий, направленные на устранения конкретного, вдруг возникшего противоречия. В нашей терминологии, все это наборы чувственных и идеальных элементов психики человека, осуществляющих инициализацию последовательности деятельных (побуждающих к действиям) и идеальных (корректировка внутреннего образа) элементов, направленных на согласование внутренней картины мира и условий окружающей действительности (удовлетворения потребности). Но что же тогда мотив? Что на самом деле является движущей силой человека. Что связывает побудителя и реакцию на него, причину и следствие?

 

Что такое мотив

Мы уже отмечали, что потребность есть несоответствие между внутренним (желаемое) и внешним (действительное) состоянием человека. Противоречие, возникающее между ними, в принципе, может быть устранено тремя возможными способами. Посредством корректировки желаемого, другими словами подстраивания под внешние условия (раб внешних условий). Корректировкой внешних условий, то есть своими действиями, направленными на изменение окружающей действительности, в соответствии с желаемым (волюнтаризм в чистом виде, мое “Я” без учета внешних условий, раб собственных амбиций). Последовательными звеньями цепи, каждое из которых состоит из трех действий: корректировки внешних условий в соответствии с желаемым, анализа результата своих действий, корректировки желаемого в соответствии с результатами анализа. Далее цикл повторяется.

Таким образом, мы имеем потребность, как противоречие, требующее разрешения и действия, связанные с устранением этого противоречия. В каждом конкретно случае, действия могут быть направлены на изменение окружающей действительности, либо на изменение внутреннего образа. Как и в каком случае, конкретная потребность будет удовлетворяться и есть мотив. Например, вы чувствуете свое несогласие с высказыванием собеседника. Возникает потребность как-то выразить это несогласие. Всегда ли Вы это делаете одинаково? Или другими словами всегда ли ваша потребность высказаться удовлетворяется одним и тем же образом? С Вашим начальником, например, с собственным ребенком, или супругой? Думаю, что нет. В каждом конкретно случае, Ваши действия могут быть различны. Вы можете вежливо промолчать, подавив потребность сжиманием кулака за спиной, можете громко заорать, мол, тупица, не знаешь и не говори, а можете и спокойно высказать свое несогласие. Мотив, это то, что позволяет Вам выбрать конкретную программу действий, в конкретной ситуации. Он связывает Ваши действия и причину, вызвавшую их. Он не может быть один. Он меняется в каждый момент времени. Ведь именно он отвечает за то, какие действия в данный момент времени Вы осуществите.

В случае подстраивания под внешние условия, потребность не вызывает активности человека во внешнем мире. Человек осуществит умственные усилия, направленные на корректировку своего внутреннего образа, в соответствии с текущими условиями. Энергия активности человека, направленная на изменение внешних условий, в этом случае подавляется. Другое название подстраивания - смирение. “Смирись, твоя потребность перегорит, и ты будешь счастлив”. Потребность-то перегорит, это точно, но вот будешь ли ты при этом счастлив и останешься ли человеком? Тем не менее, эта первая сторона мотива, и мы назовем ее мотивом смирения.

Во втором случае устранение противоречия будет идти путем волевого усилия, направленного на изменение окружающей действительности, в соответствии со своим желаемым образом. При этом учет внешних условий игнорируется. Корректировке подлежит только внешний мир. Этот процесс называется действием, а психический элемент, инициирующий его – мотивом воли.

Баланс между мотивами смирения и воли, в каждом конкретно случае, и является движущей силой человека. Для того, чтобы выработать этот баланс, человек осуществляет агрегирование актуальных для него в данный момент потребностей (в современной психологии это называется борьба мотивов) и на основе полученного результата, для каждой из них, выбирает программу действий, соответствующую мотиву воли или смирения. Тем самым энергия человека перераспределятся между этими мотивами для каждой актуальной потребности. Сформированная таким образом программа действий и есть баланс, или другими словами результирующий мотив действий человека в данный момент.

В каждом конкретно случае идет борьба имеющихся потребностей. Какой из мотивов (смирения или воли) и для какой из них в данном случае окажется сильнее, так Вы и будете реагировать. Победит потребность сохранить свою лояльность к начальнику, Вы вежливо сожмете волю в кулак и отреагируете по принципу “Да, господин премьер министр”. Победит потребность выразить собственное несогласие, возможно, Вы напишите заявление на увольнение. А может быть, Вы найдете нечто среднее.

Итак, активность человека вызывают потребности. Они всегда отвечают на вопрос “Почему Вы вообще что-то делаете?”. Мотивы отвечают совсем на другой вопрос, а именно “Почему Вы это делаете именно так?”. И ответы на эти вопросы совершенно разные.

Копошусь в этом мире я потому, что мне не удобно, мне что-то мешает, и Я хочу это нечто устранить. Почему я это делаю именно так, - потому, что я привык в этой ситуации так действовать, потому, что именно так принято, потому, что мне сказали так сделать, научили действовать именно таким образом. Короче говоря, потому, что у меня в психике заложены вот такие типовые потребности и типовые программы реагирования на них. А для реакции на не типовые потребности, всегда можно подобрать типовую, “наиболее подходящую” программу реагирования.

Алкоголизм, болезнь в большей степени не физиологическая, а психологическая. Нашел человек единственный мотив (волевой) и одну единственную программу реагирования на все возникающие у него потребности. Появилась проблема, отхлебнул из горлышка, и вроде нет больше проблемы. Заменитель такой у него универсальный. Зачем менять что-то? Нет у алкоголика потребности в алкоголе, есть программа шаблонных действий, в ответ на все возникающие потребности.

 

Резюме

Действительное может быть одинаковым для многих людей. Вы же гражданин конкретного государства, житель конкретного населенного пункта, подчиняетесь вполне конкретным, одинаковым для большинства законам, правилам и нормам. Вы обитаете в условиях, характерных для большинства.

Ваше желаемое также стремится к единому образу, навязываемому, к примеру, средствами массовой информации. Вы воспитывались в одних и тех же условиях, учились по одной школьной программе для всех. Ваш образ будущего имеет единые измерения. Например, иметь дорогую машину, шикарную квартиру, отдыхать за границей, ходить по ресторанам и прочее. Вариации конечно у всех различные, но структура желаемого примерно одинакова для всех. Ваша реальность и идеальность характерна для большинства. ВЫ ТАКОЙ ЖЕ, КАК И ВСЕ. По меткому выражению А.Райкина “Я, КАК И ВСЕ МОИ ТОВАРИЩИ…”. Ваша основная потребность, как и у большинства, в первую очередь заключается в неудовлетворенности текущим состоянием жизни. Во всяком случае, пока.

В простейшем случае Вам просто не хватает денег. Их почему-то никогда не хватает. Но почему Ваши действия, в большинстве случаев, различны. Почему в этих типовых условиях кто-то проклинает судьбу, кто-то ищет новую работу, кто-то увольняется и начинает свое дело, ну а кто-то просто уходит в запой, подавив хотя бы и временно текущее несоответствие. Чувствуете разницу? Потребности примерно у всех одни, воспитание похожее, программы типовых реакций, в принципе едины, действия различны. Почему каждый человек в типовых, стандартных для большинства условиях формирует различный баланс мотивов? В чем секрет?

Ответ как всегда прост. На деятельность человека ни потребности, ни мотивы влияния не оказывают. Деятельностью человека управляет что-то другое. Потребности являются лишь побудителями активности человека. Они заставляют человека вообще копошиться. Мотивы отвечают за реализацию типовых программ действий. Но ни то, ни другое не отвечает за смысл деятельности человека. Потому, что деятельность связана в первую очередь с целями, которые человек себе ставит. Как он это делает, мы рассмотрим в следующем выпуске рассылки. А здесь укажем лишь направление нашего дальнейшего поиска.

Цели – организуют деятельность человека. Но цели сами по себе не могут влиять на окружающий мир. За это отвечает мотив воли. Именно посредством его человек может что-либо изменять в окружающей действительности. Развит он у Вас, Вы, посредством выбора той или иной программы действий, можете что-то изменить в окружающем мире. Не развит, смиритесь с тем, что имеете, откажетесь от своей цели. Точнее Вы ее себе, скорее всего, и не поставите.

Но мотив воли сам по себе также не появляется с потолка. Он может сформироваться только на основе агрегации имеющихся потребностей. Следовательно, что бы изменять что-либо в окружающей действительности в соответствии с целью, необходимо в первую очередь, сформировать у себя соответствующие этой цели потребности. Именно на их основе у Вас возможно появится необходимый мотив.

Таким образом, круг замыкается. Человек формирует у себя потребности (в соответствии с личными целями) путем изменения внутренней картины мира (внешние условия на текущий момент воспринимаются им как исходные данные). Для устранения возникшего противоречия, формируется мотив воли, обеспечивающий изменение окружающей действительности. Анализ изменений внешних условий ведет к корректировке внутренней картины мира (потребностей). Далее процесс повторяется. Во внешнем мире этот процесс проявляется как целесообразная деятельность человека, то есть деятельность, цели которой соответствуют какому-либо внутреннему образу.

 

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору


Архив Рассылки

В избранное