Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Новогодняя серия


 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 26 от 2006-12-20

Новогодняя серия

Новогодняя серия

Наши представления о человеке

У каждого из нас имеются свои представления о человеке, его месте в структуре мироздания, о том, что же вообще такое человек, и что характеризует именно его как человека. Другими словами каждый сам оценивает, что же его лично и однозначно выделяет из окружающей действительности среди других людей, сущностей и явлений.

Кто-то во главу угла ставит дела человека, посредством которых он творит. Для других важней способность человека ставить и достигать цели и именно эта способность является его отличительным признаком. Третьи во главу угла ставят способность мыслить и творить образы, оставлять следы во времени, соединять прошлое и будущее. Ну а кто-то во главу угла выводит его социальную сущность и способность нести культурно-историческое наследие своего народа.

Но в любом случае, говоря о себе, каждый человек, кем бы он ни был, и какой бы уровень он не занимал, говорит о своей уникальности и индивидуальности. Пусть даже мы все и произошли от обезьяны, но я то не все. Я это Я, со своими желаниями, устремлениями, способностями. И что же тогда выделяет это уникальное Я, из среды ему подобных…? Попробуем объединить некоторые из этих представления и свести их в некую систему, а затем, посмотрим, что из этого получится.

Для этого, представим человека в виде шарообразного слоеного пирога, независимых, вложенных друг в друга сфер, связанных между собой какими-то нитями. Не нравятся сферы, пусть это будут несколько связанных областей, полей, дисков, тел, подпространств и так далее. Кому как угодно. Главное, что внутренние процессы каждой конкретно сферы функционируют в общем случае независимо от процессов других сфер, но сами эти сферы связаны между собой определенными законами. При этом каждой их них соответствует то или иное характеристическое свойство человека.

Сфера действий человека

“Внешняя сфера”, та, которая отделяет внутреннее пространство человека от окружающей действительности, естественно является границей между человеком и внешним миром и отвечает за взаимодействие с ним. Вполне естественно, что эта сфера будет выражать способность человека осуществлять какие-либо действия и перемещения в окружающей действительности. Другими словами это сфера его способности преобразовывать мир по своей прихоти.

Сразу же отметим, что в отличие от других сфер, которых у любого представителя животного мира нет в принципе, эта сфера у него представлена. Но животное не в состоянии осуществлять преобразование окружающей действительности. Поэтому у него эта сфера атрофирована или недоразвита и выражает его способность реагировать определенным образом (по заранее известному закону) на воздействия из окружающей действительности (условные и безусловные рефлексы).

Само по себе наличие полноценной сферы действий у человека уже характеризует его индивидуальность, уникальность. Кто-то достигает успеха в балете, кто-то в науке, в искусстве, а кто-то в восточных единоборствах. Эта сфера выражает предрасположенности человека, это те области, где ему все дается легко, без особых усилий. Захотел, получилось, не захотел… все равно, скорее всего получится. Это сфера тех действий человека в окружающей действительности, которые осуществляются им легко и непринужденно и для обучения которых ему не требуется дополнительных усилий. Почти все складывается само собой, главное захотеть.

Сфера задач

Но действия, дающиеся легко, это конечно хорошо, но не думаю, что кто-то сомневается в том, что любая разумная последовательность действий может осуществляться сама по себе. Любые действия человека, по крайней мере, здорового, осуществляются не по случайному закону, а в соответствии с некоторой схемой. Это всегда некая последовательность или программа действий, приводящая к некоторому заранее предопределяемому результату. Суть любой последовательности действий - преобразование определенного имеющегося ресурса (в нашем случае объект окружающей действительности, начальные условия) в некий желаемый конечный результат, посредством определенного метода или способа. Не является секретом, что совокупность этих трех понятий, в жизни называется задачей. И фактором, характеризующим человека в этом случае, является способность человека выбрать этот самый способ решения задачи, оптимально подходящий к начальным условиям и наиболее точно приближающий преобразование к конечному результату.

Набор таких всевозможных методов, способов, начальных условий и ожидаемых конечных результатов образуют вторую сферу человека. Сферу решаемых им задач. То, чему его обучили, чему он научился сам в течение его жизни и в состоянии применять по своему желанию. По-другому это еще называется навыки и умения. У животного также можно развить определенные умения (условные рефлексы) но их осуществление возможно только и исключительно под воздействием внешнего раздражителя. То есть эти умения в большей степени относятся к первой сфере, сфере движений, выработанных в течение жизни.

Сфера целей

Но если начальные условия и понятны, это то, что окружает человека в данный момент или появится у него при выполнений некой последовательности действий, то конечный результат до конца не ясен. В конце концов, задача может быть и не тривиальной. Применение известного метода, к известному ресурсу, ранее не отработанному на практике. Конечный результат в этом случае точно не известен. Мы можем его лишь предполагать. Это эксперимент с неизвестным результатом. Но и такая задача не может осуществляться по принципу пальцем в небо. И даже если результат для нас точно не известен, мы все-таки предполагаем своими действиями получить нечто конкретное. То есть мы, по крайней мере, осознаем то, что хотим получить.

Для решения задачи-эксперимента, то есть поиска оптимального метода решения, необходимо достаточно четко осознавать, предвидеть конечный результат, к которому мы стремимся. Иначе мы получим голый эксперимент, характеризующийся принципом, куда кривая выведет. Вывести-то, конечно, она выведет, вот только вопрос, что мы с этим выводом будет делать. Метод научного тыка, естественно, никто не отменял, но к сознательной деятельности человека он имеет малое отношение и его применение весьма ограничено. Не может этот метод быть основой человеческого существования. Лишь как исключение. Все-таки мы должны стремиться к чему-то конкретному, к тому чего нам хочется, к нашей цели.

Таким образом, мы пришли к выводу, что прежде чем решать задачи, необходимо определиться с целями, к которым мы стремимся. Действительно, экспериментировать с начальными условиями и имеющимися в Вашем распоряжении методами можно до бесконечности, но все-таки когда-то, последовательность экспериментов должна остановиться. Для этого, в какой-то момент времени, то, что получилось в результате очередного эксперимента, вдруг устраивает человека, он принимает решение прекратить дальнейшие изыскания в этой области и заняться чем-то другим.

В общем случае здесь возможны два варианта принятия такого решения. Ему банально надоело этим заниматься, по принципу, что тут думать, трясти надо. Или же то, что получилось в ходе последнего эксперимента, достигло ожидаемой им цели, или приблизилось к ней на необходимое расстояние. Первый вариант мы естественно не рассматриваем, это удел животного. Во втором случае, чтобы определить степень приближения результата эксперимента и необходимость его дальнейшего продолжения, необходимо знать то, к чему мы приближаемся, то есть нашу цель.

На первый взгляд банально, но многие ли из Вас всегда готовы однозначно выразить цель своих действий хотя бы и в первом грубом приближении?  При этом надо помнить, что в ходе своих действий, человек практически никогда не стремится достичь какой-то одной, конкретной цели. В общем случае, это могут быть связанные или несвязанные цели и подцели. В каждый момент, у каждого человека всегда есть набор или вектор целей, актуальных для него в данный момент времени. Естественно, этот вектор целей находится в неком пространстве, образующем еще одну сферу человека, вложенную в сферу задач. Кстати связь между этими двумя сферами, также характеризует конкретного человека, то есть какие цели, решением каких задач, человек будет достигать.

Сфера образов

Но откуда могут появляться цели? Сфера целей – это лишь пространство, в котором цель может получить некие координаты, сама по себе цель в нем появиться не может. Да и вообще, что такое цель? Мы не будем здесь пока подробно рассматривать этот вопрос. Cделаем только небольшое отступление. Цель всегда относится к виртуальному пространству. В окружающей действительности цели никогда нет. Как только отражение цели появляется в ней, оно становится ресурсом, к которому могут быть применены некоторые методы. Поэтому, цель это всегда некий элемент психики человека, некая виртуальная связь между отражениями в психике человека неких объектов окружающей действительности, не связанных пока еще в ней.

Любое отражение объекта внешнего мира в психике человека формирует в ней некий образ, то есть образ возможных взаимосвязей (как реальных, так и виртуальных) этого объекта с другими объектами и возможных вариантов взаимодействия этого объекта с самим человеком.  Таким образом, любая цель это всегда элемент некоторого образа, образа будущего желаемого взаимодействия человека с некоторым объектом реального мира, отражением которого и является этот образ. Реальных связей пока нет. Только виртуальные. То есть в психике человека.

Таким образом, цель всегда связана с некоторым личным образом человека, учитывающим его будущие взаимосвязи с окружающей действительностью посредством возможного объекта, являющегося результатом действий человека, направленных на достижение цели. И в этом ракурсе, цель это всегда отражение некой грани личного образа человека. Точнее личный образ и является генератором целей человека.

Не думаю, что у кого-то могут возникнуть сомнения, что одна и та же цель, у разных людей может генерироваться совершенно различными личными образами. Следовательно, мы можем говорить об еще одной сфере человека, а именно о сфере образов или пространстве образов, в котором человек представлен в виде некоторой области. Кстати вовсе необязательно цельной и замкнутой. Но именно она является генератором образов для человека.

Сфера потребностей

Мы пришли к выводу, что цель это всегда то, к чему человек стремится, и что цель, есть ничто иное, как отражение некоторой грани личного образа человека на его чувственно-деятельную сферу. То есть когда у меня это (Цель) будет, я смогу…, далее список того, что Вы сможете сделать, получив это желаемое. Это означает, что цель всегда связана с некоторым набором действий, посредством которых Вы сможете удовлетворить некоторые свои потребности, актуальные, но не удовлетворенные в настоящее время. Сама по себе цель удовлетворить их не сможет, но посредством ее, то есть, используя ее как средство, их удовлетворение будет возможно.

Образ жизни каждого человека уникален и в общем случае отличен от любого другого. Чем же отличается один образ жизни от другого? Конечно, набором потребностей, удовлетворение которых возможно именно в рамках данного образа жизни. Если та или иная потребность не может быть удовлетворена, человек стремиться удовлетворить ее, то есть изменить свой образ жизни и встроить в него новую потребность. Следовательно, образы базируются на потребностях, актуальных для человека в данный момент времени.

Но мы также можем утверждать, что прямой зависимости между образами и потребностями нет. Это объекты разных пространств. Так одна и та же потребность иметь крышу над головой, может удовлетворяться совершено различными образами жизни, например, у сельских и городских жителей. Почему? Потому, что образ никогда не отражает какую-либо одну выделенную потребность. Это всегда отражение множества или набора актуальных для человека потребностей. И наборы эти у различных людей различны. Конечно, мы не говорим о витальных потребностях, единых для всех людей, хотя и потребность в еде у людей может удовлетворяться совершено различными способами. Но наборы так называемых человеческих потребностей у каждого человека индивидуальны и никогда не совпадают. Тем самым мы можем говорить об еще одной сфере, сфере человеческих потребностей, характеризующей человека как индивидуальность. И именно эта сфера, является базой для сферы образов. Уникальный личный образ человека будет соответствовать индивидуальному набору потребностей человека и всегда будет наиболее адекватно удовлетворять их.

Сфера ценностей

Но почему эти наборы потребностей столь различны у различных людей? Разве не может быть некого унифицированного набора, адекватно отражающего все основные потребности человека? В теории может. И, на мой взгляд, к этому стремится современная цивилизация. Но она не сможет достичь желаемого? Почему? Потому, что наборы потребностей формируются так же не извне (в этом случае их можно было бы внедрить всем людям поголовно), а из следующей сферы, опять же характеризующей человека как индивидуальность.

Не откроем большого секрета, если скажем, что сфера, на которой базируются человеческие потребности, есть сфера ценностей. Именно на ее основе строится вся, говоря научным языком, потребностно-мотивационная сфера человека. Точнее сказать, потребности - это отражение совокупности тех или иных ценностей. Именно в зависимости от них, та же потребность, например, иметь крышу над головой, трансформируется у разных людей в шалаш, палатку в экспедиции, пентхауз или коттедж в элитном поселке.  

Естественно у разных людей различны и сами ценности. Для кого-то актуальны в данный момент здоровый образ жизни и экологически чистые продукты питания, которые трансформируются в потребность иметь и проводить свободное время на даче. Для другого - ценностная ориентация направлена на городскую жизнь и отдых, скажем, на Канарах. А третьему подавай постоянное место проживания в Австралии. Думаю, суть различий в ценностной ориентации понятна. Но откуда она берется? Мы все живем примерно в одних условиях, основная масса проживает в городе, у нас одно и то же воспитание, образование, культурное наследие, почему же ценности разные. Потому что ценности также не являются конечным звеном человеческой уникальности. Они лишь отражение чего-то более глобального и в общем случае не зависимого от них.

Я не знаю точно термина, соответствующего этой внутренней, на мой взгляд, последней сфере человека. В научной литературе есть понятия предметных и субъектных ценностей. С предметными ценностями более, менее ясно, это та самая ценностная ориентация человека, которую мы назвали сферой ценностей. К субъектным ценностям относятся установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений, выступающих ориентирами деятельности человека. То есть те самые принципы, на основе которых осуществляется разделение всего на добро и зло. Другими словами, это те ориентиры, на основе которых формируются предметные ценности.

В религии есть понятие святыня. То есть некое положение или предмет религиозного культа, на которое не может возникнуть даже доля сомнения в ее истинности. На мой взгляд, ни тот ни другой термин, хотя и близко подходят к моему пониманию последней сферы, не соответствует ему в полной мере.

В определении субъективных ценностей, явственно прослеживается общественное влияние. Другими словами, на формирование субъективных ценностей влияет общество и окружение человека. Но чем же тогда эта ценность будет отличаться от предметной? Только тем, что предметная ценность относится к предмету, а субъективная к некому явлению? Если бы это было так, если бы субъективные ценности были последней инстанцией, уникальности и индивидуальности человека не было бы вовсе. Мы все оценивали бы окружающий мир одинаково, действовали бы однообразно, мы бы не были людьми в нашем понимании этого слова. Это было бы нечто похожее на племя муравьев или пчел. Примерно, то же самое можно отнести и к религиозной святыне, с той лишь разницей, что она относится к вопросу религиозной веры, а точнее веры в бога, образ которого представлен в данной религии. Те же святыни для представителей другой концессии вовсе не являются святынями.

Сфера святынь

Тем не менее, за неимением другого термина, обозначим эту последнюю сферу сферой святынь. Что это за сфера? Отталкиваясь от религиозного понятия “святыня”, мы можем предположить, что это те положения, вера человека в которые не несет даже толики сомнения. То есть человек верит в них безоговорочно, ни при каких обстоятельствах не переступит через них. Они не терпят исключений. Они императивны, то есть таковы, что человек физически не в состоянии их нарушить.

Откуда берутся эти положения? Я не знаю и, на мой взгляд, это не так уж важно. Важно другое, что в отличие от ценностей, каждую из которых можно так или иначе объяснить, истолковать или доказать, опираясь на те или иные представления о мире и человеке, святыни доказать нельзя. Это предметы безоговорочной веры каждого человека. Много ли их или мало, судить каждому самому. Но не найдя их, найти свою личную ценностную ориентацию, на основе которой формируются Ваши истинные потребности, удовлетворению которых соответствует Ваш личный образ жизни Вы не сможете. Следовательно, не сможете поставить себе личную цель, достойную Вас. Так с чего же начинать? Думаю, ответ очевиден…

PS: Материал данного выпуска не соответствует в полной мере тематике данной рассылки. Тем не менее, я отправляю его в обе рассылки, так как считаю актуальным именно сейчас, в предновогодней суете, когда каждый строит для себя некие планы на грядущий год. Данной теме будет посвящено несколько выпусков. Я назвал их “Новогодняя серия”. Если Вам не интересны предоставляемые в данной серии темы, просто не читайте выпуски. После нового года мы обязательно вернемся к тематикам рассылок.

 

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору  


Архив Рассылки

В избранное