Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Новогодняя серия 4. Образ будущего и потребности


 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 29 от 2006-12-27

Новогодняя серия 4. Образ будущего и потребности


Образ будущего и потребности

Надеюсь, перед наступающим годом мы уже определились со святынями и своей личной системой ценностей. Первые шаги на пути поиска личной уникальности мы сделали. Но ценности все еще очень далеки от конкретики реального мира. Для практической реализации своей уникальности в окружающей действительности их явно не достаточно. Не зря ведь человеческая сущность проявляется в его действиях, и именно они отделяют его от животного мира, не способного к таковым. Где как не в личной деятельности в первую очередь и проявляется практическая уникальность человека, в том, что видно и самому человеку и его окружению.

Таким образом, мы вплотную подошли к понятию деятельности человека. И первое с чего мы начнем, зададимся вопросом. С чего она начинается? Деятельность именно человека. Безусловно, с формирования образа будущего, которого человек стремится достичь. Уже потом, рассогласование образов будущего и настоящего приведет к непосредственным действиям человека в окружающей действительности, а пока еще происходит только зарождение, моделирование тех новых условий, в которые человек стремится себя поместить.

Что такое образ будущего

Из самого названия понятно, что образ будущего это то, чего в настоящем нет. Это появится только в будущем. При этом образ будущего формируется не сам по себе, а благодаря конкретному человеку. То есть в первую очередь именно он формирует мир своего будущего, в который он и помещает себя. К будущему всегда относятся мечты и желания человека, то, что он хочет получить. Следовательно, образ будущего, это совокупность отражений некоторых объектов окружающей действительности, с которыми человек желает установить вполне конкретные связи, не имеющиеся у него в наличии в настоящее время.

Какими должны быть эти связи? Они обязательно должны отражать чувственную сферу (что человек будет чувствовать от взаимодействия с желаемыми объектами) и деятельную сферу (то, что человек будет делать, как он будет взаимодействовать с этим же желаемыми объектами). Наличие в образе будущего чисто виртуальных связей между объектами не предполагается. Отрыв от реальности внешнего мира похож на заклинание стихий, но никак не на моделирование реального образа будущего. Бессмысленно, по крайней мере, в настоящее время, моделировать себя космонавтом, совершающим межгалактические перелеты на супер звездолете. А вот полеты вокруг земного шарика, вполне возможны.

Однако и это естественно, образ будущего по определению лишь частично отражает реально существующие объекты внешнего мира и взаимосвязи между ними. Частично, именно из-за того, что далеко не все, представленное в образе будущего, соответствует реально существующему положению вещей. Иначе это был бы не образ будущего, а образ настоящего. Другими словами в настоящее время в окружающей действительности некоторых желаемых человеком объектов или связей вообще нет, либо они представлены лишь частично, либо эти связи несут иной характер, не желательный для человека.

Но мы уже сказали, что отсутствие реальных желаемых объектов в окружающей действительности ведет к отрыву человека от нее, уходу его в виртуальные пространства. Что же в этом случае является критерием отрыва человека от реалий внешнего мира. Как определить относится ли эта связь к заклинанию стихий или же достойна помещения в образ будущего? Естественно и единственно - личная уверенность человека в реальности достижения и создания такого объекта или связи в окружающей действительности. Тем самым, любой, даже обобщенный на первый взгляд образ приобретает свою индивидуальность, зависящую от человека, формирующего его. И не зря область образов мы также отнесли к одной из независимых областей уникальности человека.

Но откуда в образе будущего могут появляться отражения объектов, отсутствующие в действительности? Какими способами осуществляется формирование таких объектов? Мы можем выделить пока только два пути.

Самостоятельное изменение внутреннего мира (какой-либо его области) посредством умственных действий. Этот процесс назовем формированием личного образа будущего. В нем учитываются личные желания и сама личность человека. В этом случае, образ будущего - результат творческой деятельности человека. Именно творческой, ведь он самостоятельно формирует новые объекты и связи между ними. При этом он верит в их достижимость. Тем самым, своей верой, мыслью он формирует новое положение вещей и себя среди них. Образ будущего всегда отражает то, что человек искренне хочет иметь, с чем он лично хочет наладить взаимодействие, и то, чего в действительности у него пока нет.

Второй способ, это стороннее, внешнее воздействие на внутренний мир человека, с целью формирования у него новых, не имеющихся на данный момент времени связей. То есть внешнее формирование неких желаний обладать тем, чего у него в действительности нет. Этот процесс называется рекламной компанией. Не удивительно, что основная концепция маркетинга в настоящее время, формирование у потребителя таких потребностей, о которых он даже и не мечтает. "Каждый раз после еды… даже если Вы и не мечтали, Вам просто необходимо пожевать жвачку… Иначе страшный кариес…".

Суть обоих способов одна. Установление во внутреннем мире отражения некой связи между Человеком и некоторым объектом окружающей действительности, и помещение ее в Ваш личный образ. При этом, не важно какую связь может она отражать чувственную или деятельную. Здесь важно именно то, что в образе она есть, а в реальности ее пока нет. Именно это расхождение в последующем и проявится у Вас в форме той или иной потребности.

Второй способ мы не рассматриваем, так как он ведет к усреднению личных образов будущего людей, к формированию общественной сути человека. Нас же интересует в первую очередь уникальность человека. Какими же методами возможно формирование уникального образа будущего? Не так их и много. Причем вряд ли все могут найти в них различия. Это мечты человека, его фантазии, способность к моделированию и чувства. Используя именно эти методы, человек творит свой уникальный неповторимый личный образ будущего. Обратите внимание, здесь нет логики. Она появляется значительно позже. Здесь же в первую очередь чувства и эмоции человека.

Остановимся пока на том, что образ будущего, это набор идеальных элементов психики (взаимосвязанная выделенная область во внутреннем мире человека) так или иначе отличающийся от набора чувственных элементов психики, представляющих актуальную картину внешнего мира. На основе чего формируется этот образ? Мы уже имеем ответ. На основе имеющейся системы ценностей человека. Реальной личной системы ценностей, может быть до конца даже и не осознаваемой. Но тот образ вашей жизни, те условия, в которых Вы живете сейчас, отражают именно ту систему ценностей, которая была для Вас актуальна в прошлом. Так что моделирование образа будущего необходимо начинать с корректировки системы ценностей.

Что такое потребности

Потребность - нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания стабильной жизнедеятельности организма. Мы не будем сейчас приводить классификацию потребностей. Заметим только, что они могут быть биологическими (витальными), необходимыми для выживания организма (животный уровень) и другими потребностями – духовные, социальные, самовыражения, самоудовлетворения и так далее. Мы назовем последние потребности человеческими.

В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как "напряжение", "неудовлетворенность", "дискомфорт". Потребность это отражение в психике человека несоответствия между его внутренним состоянием и внешними условиями существования. Потребность в этом ракурсе является побудителем некой активности индивида, имеющей целью устранение этого несоответствия.

Указанное несоответствие может устраняться за счет реальных возможностей насыщения потребности (утолить жажду стаканом воды), а при отсутствии таких возможностей - путём ее подавления или замещения другой, наиболее близкой к ней (выпить Колы, от которой пить хочется еще больше). В этом случае, осуществляется подмена удовлетворения реально существующей потребности индивида на другую, близкую к первичной, а может быть и не очень, но способную устранить, или, по крайней мере, снизить дискомфорт от неудовлетворенности первичной потребности. Например, потребность в любви, может замещаться алкоголем. Алкоголь в этом отношении вообще является универсальным заменителем любой потребности. Другой вопрос, каковы результаты этого замещения.

А что такое вообще нужда? Что означает этот термин? Теорию вопроса не будем изучать, отметит вполне прописную истину, нужда организма означает то, что без ее удовлетворения, нормальное функционирование организма в дальнейшем не возможно. Иначе это не нужда, а так, пожелание…

Воздух, вода, пища это витальные потребности. Витальные можно определить как первичные. Их неудовлетворение ведет к физиологической смерти организма. Все остальные потребности являются вторичными. Они базируются на витальных потребностях, точно так же, как  условные рефлексы формируются на основе  безусловных. В случае нарушения функционирования безусловных рефлексов, организм ждет физиологическая смерть, в случае проблем с условными рефлексами, организм, скорее всего, физиологически существовать не перестанет, но это будет уже другой организм, с другими функциями и свойствами. То есть в общем случае, организм измениться и в своем первоначальном виде существовать также перестанет.

С детского возраста человеку прививается набор тех или иных человеческих потребностей, требующих периодического удовлетворения. У кого-то это потребность посещения филармонии, у кого-то спортивного мероприятия, а кому-то необходим и сам спорт, как потребность в движении. Таким образом, часть потребностей отражает социальную сущность человека (то, что сформировано в процессе воспитания, пропаганды и прочее), часть его уникальную сущность. Это те потребности, которые отражают личную нужду конкретного человека.

Хотя социальная сущность человека нас и не интересует, процесс генерации потребностей и социальных и уникальных одинаков. В случае актуализации некоторой части образа будущего человека, то есть выведения его в картину внутреннего мира, формируется расхождение между этой картиной и картиной внешнего мира, отражающей реальную ситуацию вокруг человека, посредством чувственно-деятельной сферы психики.

Указанное расхождение проявляется в виде различий набора желаемых связей с объектами окружающей действительности (образ будущего) и набора реально существующих связей с ними (образ настоящего). Каждое такое различие вызывает психическую напряженность, осознаваемую человеком как потребность. Необходимость удовлетворения актуальной потребности побуждает человека к действиям. Набор актуальных потребностей имеется всегда. Другой вопрос, являются ли эти потребности личными желаниями (уникальная сущность человека), или предложенными Вам со стороны (социальная сущность).

В первом случае, Вы всегда можете ответить на вопрос, ЗАЧЕМ или ДЛЯ ЧЕГО Вы стремитесь удовлетворить потребность. То есть Вы заранее знаете, для чего Вам нужен результат Ваших действий. Что Вы с ним будете делать. Например, мне нужен молоток, зачем? Что бы забить гвоздь? А это зачем? Что бы повесить картину? А какой в этом смысл? Она будет радовать меня, закрывая дырку в стене. Мы пришли к тому, что молоток нужен Вам лично.

Во втором случае, вы можете ответить только на вопрос, ПОЧЕМУ Вы это делаете. Потому что мне нравится (сформированная периодическая потребность), потому что это полезно (а как Вы убедились, что это полезно), потому что так принято (а Вам то какое дело до того как это кем-то принято), потому что так велено! Вот. Это уже нужно не Вам. Это уже нужно тому, кем велено. Вы инструмент в его руках, посредством которого он добивается своих лично целей. Он добивается, не Вы. Вы же лишь стремитесь ему угодить.

Так что разделить потребности, отражающие социальную и уникальную сущность человека, не так уж и сложно. Попробуйте.

 

Вывод: Формирование образа будущего, в конечном счете, ведет к формированию набора потребностей, побуждающих человека к конкретным последующим действиям.

 

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору  


Архив Рассылки

В избранное