Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Новогодняя серия 6. Сфера действий


 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 31 от 2006-12-30

Новогодняя серия 6. Сфера действий


Сфера действий

Мы подошли вплотную к окружающей нас действительности. Ближе некуда. Внешняя сфера действий уникальности человека. Что здесь можно интересного увидеть? Прежде всего, то, что эту самую окружающую действительность человек воспринимает только и исключительно через призму этой сферы. Не только в смысле зрительных, обонятельных,  тактильных и прочих ощущений, но и посредством возможных действий с тем, что отражается на его чувственно-деятельной сфере. Сфера действий это та самая область чувственно-деятельной сферы, которую мы назвали в прошлом выпуске областью действительного. Эта та область, на которой отображается все то, что человек воспринимает из окружающей действительности посредством своих органов чувств. Ну и что здесь может быть уникального? Каждый человек обладает двумя руками, двумя ушами, двумя глазами и так далее. Но вот далеко не всё люди воспринимают одинаково, а уж что касается действий, различий куда больше чем сходства.

Даже вспоминая научный подход к этому вопросу, мы можем утверждать, что в психологии выделяются несколько вариантов внимания, запоминания, методов предоставления материала и так далее. Не будем вдаваться в подробности, они нас не интересуют. При желании каждый сам сможет найти достаточно материала по этой теме. То, что люди воспринимают материал по разному - это факт. Кто-то в большей степени воспринимает на слух, кто-то зрительно, а кто-то, пока не запишет, ничего не поймет и не воспримет. Но это слишком грубый подход. Уникальность человека, основанная на сфере действий должна базироваться на чем-то более конкретном.

Например, на его действиях. Любые действия человека основаны на его движениях. Последовательность этих движений вызывает определенную трансформацию некоторой области внешнего мира. Вот эта последовательность движений и называется действием, а трансформация внешнего мира – результат действия. Есть ли у кого-нибудь сомнения, что у разных людей в разных областях действий, совершенно различные движения и их последовательности?

Меня, например, всегда умиляла работа одного радиомастера, паяющего радиодеталь. Олово с паяльника у него стекает ровной капелькой, именно туда куда надо и припаивает именно то, что надо. Не скажу, что паять я лично не умею. В свое время даже компьютер своими руками собирал, но что бы так виртуозно… Это талант, или дар. Пример смешной. Но практичный. Я никогда не видел работу ювелира, но думаю, что здесь можно сказать примерно то же самое. Или блоху подковать. Вот лошадь подковать, многие смогут, но что бы блоху… Недавно я в полной мере, испытал как же тяжело мне даются танцы. Не просто дергания в такт музыки, а именно хореография. Хотя и был это шуточный номер, сколько усилий пришлось приложить для того, что бы эти движения стали хотя бы похожи на их оригиналы.

В чем же заключается личная уникальность на сфере действий? Прежде чем ответить на этот вопрос, попробуем разобраться, а собственно говоря, что такое вообще уникальность? Не будем вдаваться в определения, постараемся понять  суть этого понятия, которое заключается в том, что у некоторого объекта есть нечто, однозначно выделяющее его из множества ему подобных. А что придает объекту уникальность? Прежде всего, то, чего нет у других аналогичных объектов. Уже отсюда напрашивается первый вывод: бессмысленно искать личную уникальность в других. Ее там просто нет. А что там кстати есть? Личные уникальности других и общественное мнение. Личная уникальность других нас не интересует. Общественное мнение тем более. Это мнение большинства, то есть то, что разделяет множество людей. Будь то мнение ученого, науки, родителей, авторитетов. Уникальностью здесь не пахнет.

Где же ее искать? Ответ ясен. Только внутри себя. Но как искать-то? В чем? На второй вопрос ответить легко. Искать надо в том, что выделяет нас среди подобных. А выделяет нас, да и вообще может выделить, только наша деятельность. Причем такая деятельность, которая проявляется во внешнем мире. Или иначе наши действия, которые изменяют окружающую действительность. В том, как и, что Вы изменяете во внешнем мире и заключена Ваша уникальность. Именно в этом ее и надо искать

Теперь разберемся, как искать уникальность. Мы уже выяснили, что в общественном мнении уникальности нет. Следовательно, надо разделить все, что Вы делаете на то, что Вы делаете в угоду общественному мнению и то, что Вы делаете лично для себя. Ваша уникальность во втором. Несколько примеров. Вы получили профессию в МГУ или МГИМО или в другом престижном ВУЗе. Имеет ли это отношение к Вашей уникальности? Ни малейшего. Во-первых, Вы не один его закончили, во-вторых, Вы не один имеете эту профессию, в-третьих, Вы, скорее всего, по полученной специальности работать вообще не будете. Почти наверняка Вы поступали, да и вообще делали свой выбор под влиянием не своей уникальности, а мнения общества (престижность), родителей или каких-либо авторитетов.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что уникальность на сфере действий надо искать не в профессиональной деятельности, хотя она и может проявляться там. Точнее профессиональная ориентация не является сама по себе одним из критериев Вашей уникальности. Мы отрезали уже достаточно крупные пласты действий человека, в которых уникальности нет или же, по крайней мере, она не проявляется ярко. Так, где же остается искать нашу уникальность в сфере действий?

Как это ни странно звучит, но уникальность, проявляющаяся на этой сфере надо искать в своем внутреннем мире. Только наши чувства и эмоции могут подсказать нам, что является для нас теми самыми действиями, выделяющими нас из среды себе подобных. И здесь нет четких схем и методик. У каждого они свои. Я могу предложить только то, что было актуальным для меня лично. Это были три шага. Не скажу, что поиск я закончил. Это дело всей жизни. Но область поиска мне эти шаги указали правильно. Кратко я их и опишу.

История. Первый шаг, это естественно исторический экскурс по своей жизни. Что мы здесь будем искать? Первое и, может быть самое важное, те моменты, те ситуации, в которых Вы теряете контроль над собой. Не надо бояться этого. Во-первых, любой человек (если он не биологический робот) в каких-то ситуациях может его потерять. И Вам просто необходимо научиться управлять ситуацией. Во-вторых, разве плохо узнать, где и при каких обстоятельствах надо усилить контроль над своими эмоциями, а где-то возможно дать им ход, для более сущностного восприятия ситуации? Но что означает потеря контроля? То, что ситуация для Вас настолько сущностна, настолько захватывает Ваш внутренний мир, вызывает такую бурю эмоций, что Вы просто не в состоянии справится с ней. Ваших имеющихся ресурсов для этого не достаточно. Уверяю Вас, Вы найдете не так много таких ситуаций, но как они будут важны для поиска вашей уникальности. Это ведь те самые ситуации, те самые обстоятельства, которые максимально возможно ограничивают поиск Ваших уникальных действий.

Что касается меня лично, я в свое время осознал, что такими ситуациями для меня являются споры. Это те случаи, когда я действительно теряю контроль над собой. Осознание этого факта, привело к весьма существенным последствиям. Конечно, сам по себе спор, не является тем действием, однозначно выделяющим меня среди других. Но осознание этих ситуаций показало, где мне искать то, что доставляет мне радость и то, что, на мой взгляд, у меня получается. В общении с людьми. До не давнего времени я боялся подумать об этом, а сейчас мне это доставляет огромно удовольствие.

Второе, на что необходимо обратить внимание в историческом экскурсе, те Ваши действия, которые вызывают у Вас потерю чувства времени. Это те обстоятельства, в условиях которых Вы забываете о времени, для Вас его не существует, по крайней мере, до тех пор, пока Вас кто-нибудь не одернет. Можно сказать это физическая медитация, уводящая Вас в нирвану. Почему? Потому, что эмоциональное наслаждение переполняет Вас и вытесняет все остальные чувства, в том числе чувство времени. Здесь можно и нужно искать свою уникальность.

Третье. Вспомните ситуации, в которых Ваши действия характеризуются ощущениями морального и эстетического наслаждения. Вспомните те действия, совершение которых исполнено чувством творческого азарта. Творческий азарт существенно отличается от азартных игр. Он характеризуется активным желанием сделать что-либо лучше или больше чем вчера. Именно сделать, а не получить, что характеризует азартные игры.

Этот исторический экскурс сузит круг Вашего поиска до минимума. На основе полученной информации можно провести некий анализ. При этом обобщение данных укажет основные направления поиска. Но этого может быть не достаточно. Может случиться, что Вы не нашли подходящих действий, а возможно их даже и не осуществляли. Именно для этого существует второй шаг.

Представление. Необходимо представить себя в ситуации, когда Вас ничто не отвлекает и ничего не волнует. Вы сыты, не хотите пить, Вам ни холодно, ни жарко, нет никаких запахов и так далее. На Вас не осуществляется никакое внешнее воздействие. Нет телевизора, нет книг. Ничто не мешает Вам ничего не делать. Чем больше Вы сможете в своем представлении откинуть, тем лучше. А теперь подумайте, что же в этой ситуации Вы будете делать. Человек по определению от безделья взвоет. Потребность предпринять хотя бы какие-то действия обязательно проявится даже в представлении. Пусть и не с первого раза. Вспомните при этом направления, выработанные на первом шаге. При этом, очень может быть, что у Вас с первого раза появятся ложные представления. Внешнее воздействие не даст возможности полностью абстрагироваться от внешнего мира. Но для этого существует третий шаг.

Практика критерий истинности. Проверка полученного результата на практике. Здесь и описывать нечего. Действия, осуществляемые на практике должны соответствовать в первую очередь третьему пункту первого шага. Они должны вызывать у Вас чувство творческого азарта. Если этого нет, возвращайтесь к предыдущим шагам.

Вот и все, удачи Вам в поиске личной уникальности на всех уровнях.

 

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору  


Архив Рассылки

В избранное