Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Что такое труд.


 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 33 от 2007-01-30

Что такое труд.


Что такое труд

Мы разобрались с понятием работа. Теперь нам достаточно легко можно объяснить себе некоторые противоречия, которые мы находили по теме работы в словарях и распространенных мнениях. Например:

Работа - “…мера действия силы…”. Понятное дело. Это ведь абстрактная величина, некоторая мера того, что эта сила, должна выдать на гора, причем с указанием когда и сколько. Под мерой здесь понимается необходимый отчуждаемый результат, однозначно полученный в ходе репродуктивной деятельности биоробота. Под силой в этом случае понимается активность человека, попавшего в рабство производственного процесса. Если в этот процесс начнет вмешиваться человек, со своими человеческими “фишками”, работа мерой уже не будет. Вступает в силу элемент неопределенности.

Рабочая сила - “…совокупность физических и духовных сил человека, применяемых им в процессе производства”. То же понятно. Абстрактная, не зависящая от личности человека величина, используемая в производстве. Разве она должна чем-то отличаться, например, от станка, гарантированно дающего результат. Конечно, нет. Иначе будет сбой, и производственный процесс будет нарушен.

Работа – “…совокупность задач и функции, которые способен выполнять один человек или которые могут быть поручены одному человеку”. Естественно незаменимых людей нет. Они лишь винтики в общем процессе. Сточился, сломался, испортился? Не проблема… Заменим новым болтом с теми же функциями и требованиями. У нас, их, вон на улице, пруд пруди…

С  работой все ясно. Пора нам подумать и отделить, наконец, окончательно понятия работы и труда. Этим и займемся в данном выпуске рассылки.


Продуктивная деятельность с отчужденным результатом

Классификационные признаки

Как обычно для начала освежим в памяти классификационные признаки форм деятельности человека.

Продуктивная деятельность

Любая деятельность человека может быть отнесена к репродуктивной деятельности (направленной на получение уже известного результата известными же средствами) или к продуктивной, связанной с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

Ведущую роль в деятельности человека должна играть продуктивная деятельность. Она всегда индивидуальна, всегда уникальна, в отличие от репродуктивной деятельности, которую в принципе, можно передать другому человеку, машине или животному, при наличии соответствующей технологии. В плуг можно впрячь и трактор с трактористом, и лошадь и, в принципе, человека или группу людей. С точки зрения нашей модели психики, продуктивная деятельность характеризуется действиями человека, направленными на получение нового, неизвестного, но предполагаемого заранее результата. Это означает что, результат этих действий никогда еще человеком не был получен, его отражения в психике нет. Это в первую очередь эксперимент.

Деятельность с отчуждением результата

По этому признаку, деятельность человека может быть разделена на деятельность, реальные результаты которой принадлежат самому человеку, и деятельность, направленную на получение виртуального результата, связанного с реальными результатами деятельности посредством смысловой цепочки. То есть деятельность, в результате которой я получаю совсем не то, что, собственно говоря, является результатом этой моей деятельности. В случае отчуждения результата, либо осуществляется подмена результата деятельности, либо человек получает лишь часть от этого результата.

При отчуждении результата человек выступает в роли, вола, лошади, трактора, то есть является просто рабочей машиной, на которую возложена некая функция. Не зависимо от личности самого человека, на выходе его деятельности (функции) должен быть получен определенный результат, принадлежащий какому-либо объемлющему процессу, а не самому человеку (машине).

Анализ продуктивной деятельности с отчужденным результатом

Исходя из сказанного, рассматриваемая нами форма деятельности человека связана с выработкой и достижением новых или старых целей, но с применением новых средств. С другой стороны, отчуждаемый результат говорит о том, что данная форма деятельности связана с подменой у человека истинных целей деятельности на виртуальные. Только благодаря этому, в принципе и возможно само отчуждение. Как же разрешается в этом случае, появляющееся на первый же взгляд противоречие в процессе постановки цели? С одной стороны выработка новых целей деятельности(разве она может быть не самостоятельной), с другой, их подмена на унифицированные в общем случае, виртуальные цели (однозначно предлагаемые извне). Каковы же они, истинные цели, побуждающие человека к деятельности в этом случае? И вообще, в чем проявляется виртуальность, если человек сам ставит себе новые цели?

Разве можно говорить о виртуальности результата и естественно первоначальной цели, например, того же Королева, запустившегося в космос человека? Результат ведь на лицо. Вот она ракета, вот он полет, вот человек, который летал в космос. Где здесь виртуальность? И разве в процессе достижения этой стратегической цели, Королев не ставил сам себе более частные подцели? Разработка материала корпуса, системы навигации, ракетного двигателя и прочее, прочее. Конечно, все это реальные цели и результаты. Вот только какое личное отношение они имеют к Главному конструктору? Что лично он получил, добившись этих результатов? А мы уже знаем, что деятельность человека побуждается только и исключительно личными целями.

Но именно в том и заключается виртуальность конечного результата в случае отчуждения, что непосредственный результат самой деятельности, видимый даже “невооруженным глазом”, человеку лично принадлежать не будет, и, следовательно, побуждать его к активности не может. Каков бы он ни был. Выращенный картофель, созданный синхрофазатрон, сконструированная ракета или сто пятидесятый в серии бюст В.И. Ленину. Их создателю лично достанется нечто другое, менее заметное на первый взгляд, но инициировавшее всю эту деятельность. Например, общественные почести, медалька на грудь, личный шофер или что-то еще. Суть отчуждения при этом не меняется ни от изменений непосредственных, ни личных результатов деятельности человека.

Поэтому, личные достижения, в общем случае, будут одинаковы для всех представителей трудовых профессий во всех областях. Профессор этимологии получит не меньше, но и не больше, чем профессор ядерной физики. Таким образом, не смотря на различие в сферах деятельности, существенных различиях в непосредственных целях деятельности, личные результаты, а соответственно и личные цели деятельности “трудящихся” унифицированы. Пост на кафедре, ученая или научная степень, возможно служебный автомобиль, дача и так далее. Вот именно эти, унифицированные личные цели и ставят себе наши трудящиеся и добиваются их.

Добиваются, какими средствами и способами? Продуктивными. Используя для этого весь свой “человеческий” потенциал. Они не спят ночами, прорабатывают горы сопутствующих материалов в целях нахождения новых способов и их комбинаций, ставят на уши тысячи подчиненных в интересах создания условий, возможно приводящих к желаемой цели, а может быть, и совершат дворцовые интриги, которых еще и мир не видел. Полет фантазии и образное мышление задействованы на полную мощность. И не смотря на все это, они прекрасно знают, ЧТО конкретно им нужно для достижения своей личной цели. Назовем это ЧТО, эту последнюю реальную промежуточную цель “решением задания партии и правительства”. Именно достигнув ее, посредством смыслового связывания, “трудящийся” неминуемо достигнет своей личной заветной цели.

А как же иначе? Если бы Королевы лично нужны были ракеты, как бы он мог отчуждать их от себя? А Сахарову, зачем нужно было добровольно нести материалы по водородной бомбе на блюдечке советскому правительству? Его лично волновал паритет США и СССР? А Энштейн публиковал свои очерки по теории относительности видимо из-за того, что просто был не в состоянии использовать выводы своей теории иначе? И только после публикации он смог совершить движение на скорости приближающейся к скорости света? До этого никак не получалось?

Что мы получаем на выходе? “Трудящиеся” максимально задействуют все человеческие способности, на достижение заранее известного, в общем случае одного и того же виртуального результата. Почему? Потому, что другого способа получить его не видят и не знают. Не думаю, что у Королева было больше почестей, чем, скажем, у народного академика Лысенко. Личные результаты их труда были едины. Хотя промежуточные цепочки целей, приведшие к ним, различны. Один ракеты запускал, другой генетику громил и яблоки на березе выращивал.

Таким образом, отличительными особенностями этой формы деятельности человека, являются уникальные в общем случае действия, направленные на появление новых, но бесполезных с точки зрения самого человека, объектов и явлений окружающей действительности. Естественно в этом случае, непосредственные результаты деятельности человека его не интересуют и могут быть от него отчуждены. Ему же нужны те виртуальные блага, которые ему предоставит общество за “достижение задания партии и правительства”. Смысловое связывание непосредственных результатов и этих виртуальных благ определяет последовательность действий “трудящегося”. Поэтому, они, эти блага и являются конечной целью его непосредственной деятельности.

Выражает ли эта форма деятельности, ту или иную форму зависимости человека и если выражает то какую? Во-первых, непосредственным результатом действий человека является новый продукт или явление окружающей действительности. Следовательно, мы можем сделать вывод, что эта форма деятельности освобождена он пут производственного процесса, исключающего появление нового продукта. Человек сам ставит себе цели, по крайней мере, промежуточные и достигает их в процессе своей деятельности. Следовательно, в общем случае, трудящийся действует самостоятельно, и не зависим от того или иного производственного процесса, а возможно и управляет им. На основе сказанного, мы можем сделать вывод, что трудящийся свободен в смысле физиологического рабства.

С другой стороны, действия трудящегося, как и в случае работника, осуществляются в условиях отсутствия личной заинтересованности самого производящего их субъекта в конечном непосредственном результате его действий. Этот результат отчуждается от производящего его субъекта. Мы уже знаем, что это связано с отсутствием у производящего субъекта истинной цели использования непосредственного результата его действий. Следовательно, как и в случае работы, истинная цель подменяется виртуальной, удовлетворение которой осуществляется посредством смысловой цепочки, связывающей бесполезные с точки зрения производителя реальные результаты, с некой виртуальной личной целью, собственно и инициирующей всю цепочку его действий.

Это означает, что “трудящийся” имеет возможность действовать самостоятельно только в рамках этой виртуальной цели, другими словами лишь в рамках отведенных ему полномочий “трудящийся” имеет возможность самостоятельно искать новые способы и средства достижения, поставленной ему цели. Вне этой цели, трудящийся ничем не отличается от работника. Самостоятельно поставить себе цель, он не в состоянии.

Отсутствие процесса постановки цели мы назвали духовным рабством. Человек не в состоянии поставить себе цель, ему не хватает на это силы воли или духа. Таким образом, эта форма деятельности человека характеризуется духовным рабством производящего эти действия субъекта.

Духовное рабство и общество

Духовное рабство, конечно, предоставляет человеку определенную долю самостоятельности, но эта самостоятельность сродни водителю служебного автомобиля. Безусловно, владелец такого автомобиля дает водителю полную самостоятельность на дороге и не вмешивается в процесс управления автомобилем. Водитель это сделает лучше, проедет быстрее, надежнее, выберет более правильный путь, без происшествий доставит хозяина именно туда… куда укажет ему владелец автомобиля. Таким образом, духовное рабство заключается именно в отсутствии самостоятельной постановки самой цели деятельности. Цепочка действий инициируется извне. И вовсе не обязательно в виде конкретного указания руководителя. А, например, самой постановкой проблемы в обществе. Скажем, необходимостью создания соответствующего паритета в вооружении Советского Союза и США, как это было в случае создания водородной бомбы Сахаровым или необходимостью создания эффективного лекарства против СПИДа или рака.

И проблема здесь не в том, есть ли реальная проблема или нет. Она действительно есть. Проблема в том, чья это проблема и что в случае ее решения получает исполнитель. Если мне не нужно колесо, я не буду его изобретать? Но если за это колесо, ОН!!! меня погладит по головке, или медальку повесит (как в сказке у Филатова про Федота Стрельца) тогда, конечно, я что-нибудь придумаю. Хотя добровольные лекари чумных поселений, конечно, были, но это были исключения. Из той же серии, что и с шашками наголо, кавалерия Буденного бросалась под танки, а белогвардейцы шли в “психическую” атаку. За что, напрашивается первый вопрос, и как? Добились? Второй. Но остановимся пока на этом. Надеюсь ясно, что внешняя цель может появляться как от начальника, так и быть подсвеченной идеологией в обществе. И в том и в другом случае, цель внешняя и что бы она могла инициировать деятельность, она должна быть связана смысловой цепочкой с чем-то, чего исполнитель желает получить. Таким образом, цель поставлена в обществе, смысловая цепочка предложена, общество ждет исполнителя. Тот, кто сможет ее решить. В рамках ее достижения, этому кто-то будет предоставлена полная самостоятельность в выборе средств и способов. Он будет заниматься ОБЩЕСТВЕННОПОЛЕЗНЫМ ТРУДОМ и получит за это естественно общественное признание.

В случае духовного рабства, человек, конечно, не превращается в марионетку, как это происходит с тотальным рабом, но он превращается в добровольного раба общества, общественных целей и интересов и его благ. Это луноход, который управляется с Земли, но в принципе может и самостоятельно объехать препятствия. Трудящийся, как и тотальный раб не в состоянии жить и выживать вне общества, он зависим от него точно так же, хотя и имеет некоторую долю свободы. Общество и его интересы предлагают духовному рабу карту жизни, если так можно выразиться. Цели и направления его движения. В рамках этих направлений, трудящемуся предлагается определенная доля самостоятельности.

Естественно духовное рабство более изощренная форма закабаления, чем тотальное. Во втором случае человеку легко осознать саму суть своего рабства. Он лишен всего. Он связан по рукам и ногам и ощущает это все своим нутром. И если бы не горнило пропаганды и воспитания современной цивилизации, оно бы не смогло продержаться долго. Ее устои постоянно сотрясались бы восстаниями рабов, точно также как это было во времена древнего мира. Просто оно сменило формы.

Духовное же рабство создает иллюзию свободы. Человек сам осуществляет “выбор” направления своего развития, требуемых ресурсов, необходимых методов и способов достижения “своей” цели. И достигая ее, общество благодарит его с торицей. Уважаемый, выдающийся, гениальный человек. Вот только сизифовым трудом занимается. Результаты его действий принадлежат не ему и используются не им. Впрочем, другого, не Сизифова труда, по определению этого понятия и быть-то не может. Осмысленная деятельность лишенная собственной непосредственной цели. А, Вы думаете, Сизиф на гору камень без смысла таскал? Да, нет, что Вы. И для него смысл его действий ясен. Например, в изложении Альбера Камю. Кому интересно, можете найти очерки в Интернете.

Потому духовное рабство, страшнее физиологического. Физиологическое рабство, по крайней мере, не прячет свои несвободы, под шаль высокопарных слов. Оно говорит достаточно откровенно. Ты раб. Но разве это плохо? Разве тебе чего-нибудь не хватает? Зачем тебе головная боль искать мучительные ответы. Я даю тебе их. Не бери дурного в голову. Тебе разве больше других надо? Дай мне то, что я прошу, и получишь от меня все что тебе надо.

В отличие от него, духовное рабство кричит о полной свободе. Вы выбираете себе деятельность по душе. Вы трудитесь на благо общества. Благодаря Вашим усилиям миллионы спасутся. Да, Вы просто гений. От Вас зависит судьба человечества. Разве можно устоять в таких условиях и не использовать все имеющиеся способности на благо таким оракулам? Трудно и сложно. Но можно. И главное нужно. Надо всего лишь на всего ответить себе на один вопрос. А кому это нужно? Если не мне, то кому? Президенту? Хозяину? Обществу? Стране? Моему близкому? Что лично Я получу, решив проблему и достигнув результата? Мерить необходимо любую одежку, только на себя. Если кроме уважения и почета, Вы ничего больше не получите, ответ, думаю, уже очевиден… А чем, собственно говоря, так уж плохи уважение и почет? Отдельная большая тема. Но уж очень эти понятия близки к самому страшному человеческому греху, к гордыне, к возвышению себя над другими людьми…

Но, пора заканчивать с этой формой деятельности. Думаю, ее основная суть ясна. Итак. Продуктивную деятельность с отчуждаемым результатом, мы назовем ТРУД. В отличие от работы, характеризующейся тотальным рабством, труд выражает духовное рабство человека. Это армия Македонского, мощная и непобедимая при Александре и забвенная после его смерти. Это Лени Шиндины (герой Леонида Куравлева из фильма “Мы нижеподписавшиеся”), поставивших своей целью жизни, быть опекой … выдающегося строителя всех времен и народов, нашего наилюбимейшего, наичестнейшего, наивыдающегося начальника стройки. Если не смотрели этот фильм. Рекомендую. Бесплатное пособие к настоящему выпуску рассылки. Если смотрели, пересмотрите. Уверен, найдете много нового…

Резюме

Труд, это форма деятельности человека, предусматривающая осуществление им продуктивных действий, результат которых, по той или иной причине отчуждается от человека. При этом суть причины отчуждения не имеет никакого значения. Сам факт отчуждения определяет первый и единственный признак труда.

Эта форма выражает духовное рабство человека от кого бы то ни было. Это может быть человек, группа, общество, государство. Рабовладелец душ не имеет значения. Важно, что человек добровольно отдает себя полностью и свою жизнь на исполнение воли своего хозяина. В старину это называлось, раб на пекулии…

Обсудить вопросы по теме Вы можете на форуме нашего ресурса:

http://forum.khit.ru/index.php?board=3.0 Куда Вас всех и приглашаю.

PS: С учетом разделения понятий “труд” и “работа”, мне хотелось бы вернуться к этимологическому исследования понятия “работа”. Вспомните:

В своей работе “ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ и РУСЬ” господин Ташкинов И.В. дает следующее объяснение слова “работа”, деятельность - посвященная богу солнца РА. “Труд был всегда и останется навечно мерой, источником и результатом жизни человека. Это должно было отразиться в языках всех народов. Отношение к труду, как к божественному явлению, получило своё отражение и у русского народа в слове "работа", этимология этого слова следующая: "Ра" + "бота", т.е. божественное действие. Второй корень слова - "бота", имеет применение и в слове "батрак", где снова - "бат-РА-к", производящий Божие, где "ботать" значить бить, делать движения и прочее”.

У этого объяснения возможны два варианта толкования. Первое – деятельность человека, посвященная Богу РА (богу света). То есть деятельность на благо Ра, не себя лично. Отчуждение результатов моей деятельности в пользу бога. Раз посвящено Богу, значит не мне лично. На благо Бога трудилось и огромное количество монастырских мужичков, смыслом жизни которых, являлось процветание “любимого” монастыря, от которого бежали они, при первой же возможности.

И второе. Деятельность человека на благо “света”. То есть любая деятельность, посвященная свету, направленная на увеличение света в мире, если так можно выразиться. Под светом можно понимать то, что мы сейчас трактуем как радость (Ра-дость, достаток света) жизни. Это уже деятельность, направленная как минимум на поиск своего личного счастья, на прославление радости самой жизни Человека. Согласитесь, совсем другая интерпретация. Какое из этих определений было изначально, думаю, не стоит труда догадаться. В своих же рассуждениях, мы отталкиваемся от современного понимания и распространения понятия РАБОТА.

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору  


Архив Рассылки

В избранное