Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Труд сделал из Человека обезьяну Что такое творчество. Часть 1


 

Труд сделал из Человека обезьяну

 

Выпуск 37 от 2007-12-19

Что такое творчество. Часть 1


Что такое творчество
(часть 1)

Мы закончили рассмотрение форм деятельности, отражающих различные виды зависимости человека. У нас осталась последняя, форма, адекватно отражающая деятельность именно ЧЕЛОВЕКА. Никто другой, из известных нам представителей проявленного мира отражать эту форму в своей деятельности неспособен. Я специально напечатал слово ЧЕЛОВЕК большими буквами, потому, что только эта форма отражает человеческую сущность, его предназначение в мире. Остальные три формы деятельности выражают ту или иную форму зависимости человека. Как обычно, начнем рассмотрение понятия с его трактовки в современных словарях.

Я предлагаю начать рассмотрение творчества с новейшего философского словаря. Почему, будет понятно чуть позже.

ТВОРЧЕСТВО - высшая форма универсально понимаемой креативности, имманентно присущая всем уровням иерархии бытия. Творчество способствует самосохранению и воспроизведению сущего посредством качественных трансформаций их структур. Творчество в природе - суть ее обновление и изменение, переход от хаоса к порядку (см. Синергетика), трактуется в контексте антиэнтропийного потенциала Вселенной. У живых организмов творчество выступает в форме их приспособления к изменениям окружающей среды, в том числе и на уровне качественной корректировки поведенческих сценариев. Согласно К.А.Тимирязеву, процесс создания человеком разнообразных произведений искусства "в значительной мере сходен с процессом совершенствования в природе": Творчество человека обусловлено естественным отбором жизнеспособного нового - путем перебора большого количества промежуточных вариантов, а также сопряженная с этими процессами критика и элиминация всего неудачного...

Во-первых, хочется задать Вам уважаемый читатель вопрос. Вы что-нибудь поняли в этом определении? Креативность, имманентно присущая… А как Вам насчет контекста антиэнтропийного потенциала? Не говоря уж об элиминации и того, что я опустил. Честно говоря, определенности на мой взгляд это определение не прибавило, а уж как можно это знание приложить на практике вообще не ясно. Кроме того, исходя из этого определения, творчество присуще всем живым организмам и проявляется в форме приспособления к изменениям окружающей среды. Иными словами, приспособление и выражает суть творчества. Более того, сущностью творчества также является корректировка поведенческих сценариев. Отсюда мы можем сделать вывод, что собаки в опытах Павлова ТВОРИЛИ. Не сам Павлов, проводя свои опыты, стремился построить свою теорию, а собаки творили, корректируя свое поведение, в соответствии с изменяющимися условиями в рамках проводимых опытов. Павлов же видимо, лишь документировал акты творчества подопытных животных.

На мой взгляд, в этом определение идет смешивание понятий. Одна и та же последовательность событий и фактов отражает как процесс свободного творчества, со стороны ведущего (управляющего) ходом события субъекта (в рассматриваемом  случае Павлов), так и процесс вынужденного приспособления к изменяющимся условиям окружающей действительности (ведомых, со стороны подопытных животных). И в жизни точно также. Только Бог мог творить, создавая условия ледникового периода, а живые сущности на земле, могли лишь приспосабливаться или вымирать. Но это существенные влияния на ход мировой истории Земли, и мы их рассматривать не будем. Но и в более мелких масштабах, у любой формы деятельности, в том числе и в творчестве есть субъект, который ее реализует (творит), а есть объект, который изменяется (приспосабливается) в результате ее осуществления. В случае, если живое существо не может являться субъектом, то есть самостоятельно ставить себе цели, вырабатывать способы их достижения и достигать их на практике, мы не можем говорить о творчестве. Мы уже знаем, что такая деятельность будет связана с другими формами, а именно с работой и трудом. В случае приспособления любого живого существа к изменяющимся условиям существования, цели этого приспособления ставит себе не само существо, а некий другой сторонний субъект. Поэтому, по определению форм деятельности, приспособление не может являться творчеством. Бесцельного творчества быть не может. Это только у последователей Дарвина, обезьяна, случайным образом нажимая на кнопки печатающей машинки, может создать великий роман, такой как ”Война и мир”, конечно же, при стечении соответствующих обстоятельств.

Кроме того, в этом определении творчество напрямую связано с перебором большого количества промежуточных вариантов. С таким определением, у меня возникает такая ассоциация. Стоите Вы перед закрытой дверью, у Вас в руках тысяча ключей, и Вы не знаете, какой конкретно Вам нужен. Вместо того, что бы подумать и как-то отобрать ключи, возможно подходящие к этой двери, как-то сузить круг возможных претендентов, Вы начинаете случайным образом пробовать все ключи подряд. А вдруг подойдет? При этом ваши действия, в соответствии с этим определением, являются актом творчества. При этом и элиминации всех неудач и критика здесь присутствует. “Вот блин, ну ведь думал же что вон тот ключик подойдет, а не этот”. Как в анекдоте, что тут думать, трясти надо.

Но с критикой данного определения достаточно, здесь можно еще многое писать, только вряд ли это приблизит нас к пониманию творчества. Кое-что мы можем выудить даже и из этого определения.

Прежде всего, творчество способствует самосохранению и воспроизведению всего сущего, посредством качественных трансформаций или изменений его структур. Другими словами, вне творчества, ничего сущего в природе длительное время существовать не может. Именно оно способствует сохранению и воспроизведению всего сущего. За счет чего осуществляется это сохранение. За счет качественной трансформации. Мы уже касались вопросов стабильности и устойчивости и знаем чем различаются эти понятия. Так вот именно творчество является гарантом устойчивости существующего миропорядка. Именно оно способствует поддержанию устойчивого состояния мироздания. Без творчества сущее со временем, просто развалится на кусочки. Те самые структуры, посредством которых и осуществляется трансформация. Мир не фиксирован в законах своего существования. И сам мир и его законы меняются по воле творящего субъекта, не позволяя ему зафиксировать свое существование. Стабильность может быть только на коротком промежутке времени, для устойчивого существования во времени необходима динамика.

Вот такую скромную роль играет творческий человек в проявленном мире. Не мало, и не много. Но из всех известных нам сущностей, способностью к творчеству обладает только человек. Несмотря на свою ошибочность, это определение творчества показало роль и место человека в структуре мироздания. И честно говоря, ни принижать, ни преувеличивать ее не хочется. Человек в этом определении стоит именно на своем месте. Но продолжим высвечивать суть творчества.

Большая советская энциклопедия

Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое. Творчество может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс, психологический "механизм" протекания акта творчества как субъективного акта индивида. Философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи.

Так, в античной философии творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия ("бывания"), а не бытия бесконечного и вечного. Созерцание этого вечного бытия ставится выше всякой деятельности, в том числе и творческой. В понимании художественного творчества, в дальнейшем, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости ("одержимости") человека к достижению высшего ("умного") созерцания мира, моментом которого и выступает творчество.

Воззрения на творчество в средневековой философии связаны с пониманием бога как личности, свободно творящей мир. Творчество предстаёт, таким образом, как волевой акт, вызывающий бытие из небытия. Августин и в человеческой личности подчёркивает значение воли. Человеческое творчество выступает у него, прежде всего, как творчество истории: именно история есть та сфера, в которой конечные человеческие существа принимают участие в осуществлении божественного замысла о мире. Так как не столько разум, сколько воля и волевой акт веры связывают человека с богом, приобретает значение личное деяние, индивидуальное решение как форма соучастия в творении мира богом; это создаёт предпосылки для понимания творчества как уникального и неповторимого. При этом сферой творчества оказывается преимущественно область исторического, нравственно-религиозного деяния; художественное и научное творчество, напротив, выступает как нечто второстепенное.

Пафосом безграничных творческих возможностей человека проникнута эпоха Возрождения. Творчество осознаётся теперь прежде всего как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает культ гения как носителя творческого начала, интерес к самому акту творчества и к личности художника, характерная именно для нового времени рефлексия по поводу творческого процесса. Всё явственнее выступает тенденция рассматривать историю как продукт чисто человеческого творчества. Итальянский философ Дж.Вико, например, интересуется человеком как творцом языка, нравов, обычаев, искусства и философии, то есть, по существу, как творцом истории.

Философия английского эмпиризма склонна трактовать творчество как удачную - но в значительной мере случайную - комбинацию уже существующих элементов (теория познания Ф. Бэкона и особенно Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма). Творчество выступает как нечто родственное изобретательству.

Завершенная концепция творчества в 18 в. создаётся И. Кантом, который специально анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Последняя оказывается соединительным звеном между многообразием чувственных впечатлений и единством понятий рассудка в силу того, что она обладает одновременно наглядностью впечатления и синтезирующей силой понятия. "Трансцендентальное" воображение, таким образом, предстаёт как общая основа созерцания и деятельности, так что творчество лежит в самой основе познания.

Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. По Шеллингу, творческая способность воображения есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому те, кто наиболее одарён этой способностью, - гении - творят как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный, процесс протекает всё же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и иенским романтикам (см. Романтизм), творчество, и прежде всего творчество художника и философа, - высшая форма человеческой жизнедеятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом. Культ творчества и гения у романтиков достигает своего апогея, одновременно с этим усиливается интерес к истории культуры как продукту прошлого Т. (Ф. и А. Шлегели и др.).

В идеалистической философии конца 19-20 вв. творчество рассматривается по преимуществу в его противоположности механически-технической деятельности. При этом, если философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое природное начало, то экзистенциализм подчёркивает духовно-личностную природу творчества. В философии жизни наиболее развёрнутая концепция творчества дана А. Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907, рус. пер. 1909): Творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни; оно есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания, в сознании - в виде возникновения новых образов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое. Л. Клагес ещё более резко, чем Бергсон, противопоставляет природно-душевное начало как творческое, духовно-интеллектуальному как техническому. Рассматривая творчество культуры и истории, философия жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет и др.) подчёркивает его уникальный, индивидуально-неповторимый характер.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще "посюстороннего" мира. Творческий экстаз, согласно Н. А. Бердяеву ("Смысл творчества", М., 1916), раннему М. Хайдеггеру, - наиболее адекватная форма существования (экзистенции).

В отличие от философии жизни и экзистенциализма, в таких философских направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и близкие к ним варианты неопозитивизма, творчество рассматривается с односторонне прагматичной точки зрения, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определённой ситуацией (Дж. Дьюи, "Как мы мыслим", 1910). Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке творчества, инструментализм рассматривает его как удачную комбинацию идей, приводящую к решению задачи.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен отчасти неореализмом, отчасти феноменологией (С. Александер, А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман и др.). Большинство мыслителей этого типа в своём понимании творчества ориентируются не столько на естествознание (как Дьюи, П. Бриджмен). сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), выступающую как “так называемая чистая наука”. Основой творчества оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так что это направление в трактовке творчества оказывается ближе всего к платонизму.

Марксистское понимание творчества, противостоящее идеалистическим и метафизическим концепциям, исходит из того, что творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью. Творческое созидание не есть плод запрограммированной или механически повторяющейся деятельности, это проявление продуктивной активности человеческого сознания, которое, по словам В. И. Ленина, "... не только отражает объективный мир, но и творит его".

Творчество всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, оказывающих на него серьёзное влияние, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры, в разветвленную сеть которых всегда включен субъект Творчества. Одним из необходимых условий развития научного и художественного творчества является свобода критики, творческих дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критическое отношение к традиции. Догматизация достигнутого уровня знаний тормозит развитие науки. Так, гений Аристотеля высоко поднял научную культуру античности, но абсолютизация его авторитета привела к догматизации всех его теоретических положений, что на века затормозило развитие ряда областей знания. Открытия в науке делает чаще всего тот, над кем не довлеет авторитет преходящих истин.

Как видим, БСЭ подходит к творчеству несколько с иной стороны. И рассмотрение его в этом ракурсе, мы продолжим в следующем выпуске. А возможно кто-то из Вас захочет высказаться по этой теме. Добро пожаловать в рассылку J

 

Автор и ведущий рассылки Андрей Хитров

Написать письмо автору  


Архив Рассылки

В избранное