Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Журнал "Агни"


Служба Рассылок Subscribe.Ru

"ГРАНИ ЭПОХИ"

этико-философский журнал

http://ethics.narod.ru

==============================================

Материалы конференции "Живая Этика и наукабудущего""

Юрий Николаевич Рерих – учёный Новой Эпохи

http://ethics.narod.ru/articles1/ynr.htm

Мурашкина Т.И.,

к.т.н., доцент МГТУ им. Н.Э.Баумана

 

От редакции: Мы предлагаем вниманию читателей тезисы доклада Т.И.Мурашкиной на конференции «Живая Этика и наука будущего», состоявшейся в г.Ярославле 30 марта – 1 апреля 2001 года.

***

 

«Теперь единственный путь человечества - знание, всё дело теперь за наукой. Наука должна дать ответ на тонкие энергии»

Ю.Н. Рерих

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Юрий Николаевич Рерих - человек, живший в середине ХХ века, представлял собой идеальный образец учёного будущего, учёного Новой Эпохи. Он обладал синтетическим сознанием и работал во многих областях науки. Кроме того, в своей работе он сочетал различные методы научного познания. Он владел и теми методами познания, которые признаются современной материалистической наукой и теми, которые она пока отрицает. Он владел духовным познанием.

Мы обращаемся к жизни Ю.Н.Рериха ещё и по другой причине. Он был одним из четверых носителей Учения Живой Этики – Провозвестия Новой Эпохи. Рерихи не только передали человечеству новое знание, но и применили все положения Учения в жизни каждого дня, таким образом, обогатив Сокровищницу древней мудрости своим личным опытом. И с этих позиций особенно важно изучать жизнь каждого из Рерихов. Давайте посмотрим, каким же он был в жизни – этот Архат, Агни Йог.

Это была могучая личность, титан, Герой планетарного масштаба. Как Прометей он нес людям Огонь знания, прокладывая путь новой науке! Без мужества и героизма это невозможно, потому что труднее всего преодолеть невежественное сознание современников.

Картина Н.К. Рериха «Знамя мира»

Знак Знамени Мира, три амарантовых сферы внутри кольца вечности, символизирует единство времени: прошлого, настоящего и будущего. Именно это единство и называется Вечностью, Беспредельностью. Этот самый древний и самый сокровенный символ на Земле означает и эволюцию сознания во всех ее фазах. Поэтому древний символ является в то же время и знаком Новой Эпохи - Эпохи Света, Культуры, Сердца. Это знак синтеза – слияния трёх миров, синтеза знаний, синтеза наук. Знак Знамени Мира, который называют ещё «Трёхглазое знамя Владык», может быть только на надгробиях Сотрудников Шамбалы.

Фото - памятник на могиле Ю.Н.Рериха

В Москве на Новодевичьем кладбище можно увидеть знак Знамени Мира на одном единственном надгробии. Оно единственное не только в Москве, не только в России, но и во всей Европе. Это памятник на могиле Юрия Николаевича Рериха.

Картина Н.К.Рерих «Звезда героя»

Картина посвящена Юрию Николаевичу. Вы видите человека, устремившего взгляд на небо. Он ждёт знак, который дадут ему звёзды о том, что наступило время для свершения нового подвига. Таким знаком для него будет полет кометы. Елена Ивановна говорила Юрию Николаевичу, что, если он поедет в Россию, то проживет там не более 3-х лет, а, если останется в Индии, проживёт дольше. Она спросила его: «Поедешь?» Он ответил: «Поеду». Он знал, что нужен Родине.

Юрий Николаевич очень любил слово «подвиг». В основе этого понятия лежит жертвенность. Есть теснейшая связь между понятиями Культура и подвиг. Культура – почитание Света, а подвиг – действенное служение этому Свету. Вся жизнь Юрия Николаевича была подвигом на ниве Культуры. Поэтому лейтмотив моего выступления – это героизм и подвиг.

Фото Ю.Н. Рерих

Вот как охарактеризовал Юрия Николаевича его коллега, директор института тибетологии в Сиккиме Нирман Синкх: «Юрий Николаевич Рерих, как учёный, является одним из величайших энциклопедистов Запада и Востока. Лингвист, исследователь, археолог, критик-искусствовед, историк, мыслитель и знаток Культуры, он не знал границ в области познания. Для него не существовало границ между Востоком и Западом или между различными отраслями науки. Прежде всего, его интересовал человек. Он был истинным гуманистом. Юрий Николаевич, как человек, был даже еще более велик, чем Юрий Николаевич Рерих, как учёный. Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией, не только между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времен».

 

 

ЧАСТЬ 1. ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКСПЕДИЦИЯ, НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

 

Фото Ю.Н. в детстве

Я вам кратко напомню его биографию. Ю.Н. родился 16 августа в селе Акуловка Новгородской губернии во время одной из археологических экспедиций его родителей. Начальное образование он получил в Петербурге, затем учился у частных профессоров в Карелии. С детства проявился интерес к истории, Востоку, иностранным языкам и к военному делу. В 15 лет он уже знал 8 иностранных языков, а, став взрослым, изучил около 30 – западных и восточных (в том числе умершие языки). Он свободно читал, писал и говорил на иностранных языках.

Фото Ю.Н. в юности

Далее Юрий Николаевич продолжал образование в Европе и Америке. Он учился в трёх университетах, в лучших школах востоковедения: в Лондоне, в Гарварде и в Париже. В Париже он учился одновременно на экономическом и юридическом отделениях, а также окончил высшую школу «Сенсир», получив специальное военное образование. Везде, где бы он ни учился, он поражал профессоров глубиной и широтой своих знаний. В 21 год он закончил Парижский Университет со степенью магистра индийской филологии.

Фото Ю.Н. в юности

Юрий Николаевич учился, находясь вдали от родителей, с которыми постоянно была переписка. Перед Юрием Николаевичем, как и перед любым молодым человеком, возникало много проблем. В своих письмах родители давали ему советы как поступить. Вот фрагмент из письма Елены Ивановны к Юрию ( в это время ему был 21 год, он учился в Гарварде): «Верь себе, а не аттестатам. Работай и набирайся знаний, ибо в этом большое счастье. Имея знания, ты никогда не будешь одинок. Милый мой Юханчик, я уверена, что у тебя всё пройдёт благополучно. В этом жизнь и совершенствование».

Фото Ю.Н.

Юрий Николаевич, также, как и его младший брат - Святослав Николаевич, с детских лет был подключен к эзотерической работе родителей. Сейчас я Вам зачитаю фрагмент письма Юрия Николаевича сотруднику Рерихов В.Шибаеву. Письмо написано, когда Юрию Николаевичу был 21 год. И по этому фрагменту можно судить, насколько зрелым человеком он был уже в этом возрасте.

«Дорогой друг! Деятельность во Служение всё расширяется и каждый день несёт новые возможности и победы. Джон Крейн, Роджерс и я основали международную организацию для мирового сближения. Вы понимаете, насколько важно иметь такой аппарат и Вы, наверное, знаете, Кем посылается эта возможность».

Письмо заканчивается словами: «Да послужит это новое начинание Делу Служения и да примем каждую посылаемую нам возможность. В дни Великого Чуда остаюсь братски преданным Вам во Служении. Юрий Рерих».

Фото Ю.Н.

Характер у Юрия Николаевича с детства был очень сложный – темпераментный, порывистый. Вот фрагмент из Указания Учителя о Юрии Николаевиче, где его называют даже «дикий». «Должны считать радушием характер Юрия, лучше берите его, дикий да умелый, даже полезен будет. В участники годится». Речь идёт о подготовке к Центрально-азиатской экспедиции.

Фото Ю.Н. на Алтае 1926 год

А вот характеристика, данная Юрию Николаевичу жительницей Алтая, крестьянкой Агафьей Зубакиной, в доме которой жили Рерихи во время экспедиции в 1926 году: «А Юра простой, простой был. 23 года ему было, молод был, а бороду не брил. Здесь рубашку купил коленкоровую, на выпуск её носил, всё в ней бегал. Мне та рубашка совсем не нравилась, как у всех мужиков, а ему она почему-то мила была. Да дома хотел довести, осторожно велел стирать, чтобы не полиняла, не порвалась».

Фото Ю.Н.

Юрий Николаевич искал знание в университетах и академиях, в разных странах и у разных народов. Древние говорили, что путешествие завершает образование. И в 21 год, имея блестящее теоретическое образование, Юрий Николаевич отправляется в свою первую экспедицию, организованную его отцом, академиком Н.К. Рерихом. Это была Великая Центрально-Азиатская экспедиция, длившаяся пять лет. Как учёный –исследователь с необычайно широким кругозором, Юрий Николаевич сформировался именно во время этой экспедиции.

Картина Н.К.Рериха «Твердыня Тибета»

Как древние аргонавты, направились Рерихи по неизведанным тропам. И сейчас мы с Вами мысленно пройдём вместе с ними по высоким хребтам, где не ступала нога европейца, по непреступным монастырям, выбитым в скалах, по безводным пустыням. Почувствуем продолжительность и опасность пути, и тогда подвиг исследователей в поисках истины предстанет перед нами во всём величии мужества и красоты.

Картина Н.К. Рериха «Лхаса»

Юрий Николаевич во время экспедиции написал много научных работ. Об основных из них я Вам расскажу. Самая значительная работа Юрия Николаевича, принёсшая ему мировую славу – это его перевод уникального исторического памятника «Голубые анналы». До сих пор эта работа, по мнению специалистов, является фундаментальной в изучении истории и культуры средневекового Тибета. Впервые, вопреки традиции европейского востоковедения, Юрий Николаевич рассматривал Тибет не как изолированный горный район в Азии, а как особое место на планете, где нужно искать ключи к историческим судьбам многих стран и народов, порою весьма удалённых во времени и пространстве от Тибета.

Картина Н.К. Рериха “Om Mani Padme Hum

Десятая глава этого труда называется «К изучению Калачакры». Калачакра – это великое Учение Шамбалы («Колесо времени»). Оно пронизывает всю жизнь Тибета, Индии и Монголии. Калачакра утверждает, что жизнь человека связана с жизнью всей Вселенной. Это сложная система знаний о Космосе преподаётся в крупных учебных заведениях при монастырях Тибета и Монголии. Хочу подчеркнуть, что вся литература о Калачакре написана на языке символизма, который известен только Посвящённым. Книги о Калачакре пишутся учёными-ламами, побывавшими в Шамбале. Один из таких монастырей Вы видите на этом слайде. Эти монастыри имеют подземные ходы – «змеиные норы», как их называла Блаватская, которые хранят тайны Земли и человечества. Благодаря уникальному знанию Юрием Николаевичем иностранных языков и местных диалектов, Рерихи имели доступ в эти монастыри.

Картина С.Н. Рериха «Книга»

К ним относились с доверием и давали им древние книги, манускрипты, которые до них не видел ни один европеец. Людмила Васильевна Шапошникова в одной из своих статей описала свою беседу с учёным-ламой. Лама ей сказал: «В библиотеке школы тибетской философии я видел перевод древней тибетской хроники «Голубые анналы». Там целая глава посвящена Калачакре и её распространению, и это один из лучших переводов, мне встречавшихся. Как ни странно, он сделан европейцем. Автор был, конечно, необычным человеком и многое знал из того, что известно только нам».

Фото Ю.Н.

Речь шла, как Вы понимаете, о Юрии Николаевиче.

Картина Н.К. Рериха «Приказ Ригден Джапо»

В большой научной работе «Тибетская живопись» Юрий Николаевич даёт детальный разбор тибетско-буддийской иконографии и определяет роль и значение тибетского буддийского искусства. Эта картина называется «Приказ Ригден Джапо», где изображён Владыка Шамбалы. Другое Его имя Майтрейя. В главе «Майтрейя – Будда грядущего» вышеупомянутой работы Юрий Николаевич пишет следующее: «В Тибете Бодхисаттва Майтрейя часто представляется сидящим на троне в европейской манере. Этот способ сидения считается характеристикой Бодхисаттвы и предполагается, что он символизирует тот факт, что Бодхисаттва готов прийти и уже спустил ноги с трона». Этот фрагмент статьи Юрия Николаевича буквально комментирует данную картину.

Картина Н.К. Рериха «Тибетский стан»

Юрий Николаевич большое значение предавал изучению кочевого Тибета. Открытия в этой области, сделанные им во время экспедиции, Юрий Николаевич обобщил в своей классической работе «Звериный стиль среди кочевников Северного Тибета». Юрий Николаевич является основоположником новой науки – номодистики. Это наука о кочевниках.

Картина Н.К. Рериха «Дружина»

Во время экспедиции Юрий Николаевич вёл путевой дневник. Вот один из его фрагментов: «Дорога на Чугучаг считалась небезопасной из-за частых нападений в узких ущельях. Нам довелось постоянно вести разведку местности, зорко наблюдая за странными всадниками, то и дело появляющимися и исчезавшими на гребнях ближайших гор». Во время экспедиции Юрий Николаевич трижды чудом избежал смерти. Однажды конь его поскользнулся на ледяной сфере, в другой раз у него был сердечный приступ на больших высотах и о третьем случае я Вам расскажу чуть позже.

Фото Ю.Н. на коне

В экспедиции Юрий Николаевич занимался не только научной работой. На нём лежала функция военной охраны каравана, так как путешественникам приходилось постоянно защищаться от нападения местных племён.

Картина Н.К. Рериха «Плато Чантанг»

Осенью 1927 года на пути к тибетскому нагорью экспедиция была остановлена отрядами тибетцев, действующих по указанию лхасских властей о закрытии этого района для иностранцев. Паспорт, выданный Н.К. Рериху представителем Лхассы в Улан-Баторе, был объявлен недействительным. На этом плато Чантанг экспедиция была задержана. Рерихи простояли здесь почти полгода в летних палатках. Экспедиция была фактически обречена на физическую смерть. По таинственным законам жизни именно этот этап находящейся на грани смертельной опасности экспедиции, оказался максимально плодотворным в научном отношении. Рерихи не только не потеряли присутствия духа, но сумели продолжить исследовательскую работу и в этом их несомненный исторический и научный подвиг.

 

 

ЧАСТЬ 2. КУЛУ. ФЕНОМЕНЫ. «УРУСВАТИ». ГЭСЭР ХАН.

 

Картина Н.К. Рериха «Кулута»

Завершив экспедицию, Рерихи поселились в долине Кулу. Это самое древнее место не только в Гималаях, но и на нашей планете. Это одна из Хранимых долин. В этом месте бывал Будда, Падма Самбхава, Аполлоний Тианский. Александр Великий остановил своё войско, подойдя к реке Биас, которая протекает в долине Кулу, и повернул обратно. В этом месте Риши Вьяса собирал Махабхарату – древнеиндийский эпос. Кулу называют долиной трёхсот Богов. Именно здесь Рерихи прожили около 20 лет.

Фото Дом Рерихов в Кулу

Рассказ о личности Юрия Николаевича будет неполным, если мы не вспомним о том, как он работал с молодёжью, приехав в Советский Союз. Он воспитывал молодых учёных с широким мировоззрением, говорил им о том, что жизнь полна тайн, что есть ещё совсем неизученные энергии, одухотворённые силы природы. Он говорил, что путь познания может быть не только научным, что есть другой путь, который не поддаётся пока описанию в терминах современной науки – путь познания духа. Юрий Николаевич иллюстрировал свои мысли интересными примерами из своей жизни. О некоторых из них я Вам расскажу.

Вот один из интереснейших таинственных случаев, о котором рассказывал Юрий Николаевич. Он произошёл, когда семья только поселилась в Кулу. Дом Рерихов всегда посещался ламами. Они приходили так поздно, когда двери уже были закрыты и уходили так рано, когда все ещё спали. Юрий Николаевич заинтересовался, как это происходит. Однажды он буквально подсмотрел беседу Николая Константиновича с ламой.

Картина Н.К.Рериха «Молодой лама»

Через некоторое время, наблюдая беседу с ламой, Юрий Николаевич потерял сознание. Николай Константинович отнёс сына на руках в его комнату. Когда Юрия Николаевича спросили: «Что же Вы увидели, отчего Вы потеряли сознание?», он ответил: «Я увидел растворившуюся как туман человеческую форму, прошедшую сквозь стену».

Картина Н.К.Рериха «Красный лама»

«Ну что же тогда лама? Что он ел? Где и когда он спал?» – спрашивали Юрия Николаевича. И Юрий Николаевич с прекрасной улыбкой отвечал: «Пища лам минимальна. Пранически огненное питание делает невозможным для них длительное пребывание в закрытых помещениях. Даже сон для них невозможен без накопления пранических запасов. Вас интересует, где лама спал. Он проводил несколько часов в близлежащей пещере и даже не спал в нашем понимании, а находился в состоянии длительной дхиани. Это состояние давало ему запас энергии, достаточный для напряжённой работы в течение дня».

Картина Н.К.Рериха «Монголия»

Вот рассказ о том, как Юрий Николаевич чуть не погиб. Двигаясь из Монголии на верблюдах по горным массивам Монгольского Гоби, члены экспедиции посещали кочевых монголов этих районов. Юрий Николаевич собирал лингвистический материал, изучал наречия оседлых кочевых народностей. Местность была неспокойна.

Картина Н.К.Рериха «Монголия. Юрты»

Заняв деревянную палатку в покинутом стойбище, Юрий Николаевич целый день проводил в разъездах, возвращаясь к ночи в своё жильё. Он рассказывал: «В этот вечер я так углубился в обдумывание материала, что потерял счёт времени. Палатка тесная, лишь стол против оконца, да кровать у стены – вот и вся площадь. За окном – холмы, да тьма кромешная. На миг я задумался. Сидел уставший, отдавшись странному покою. «Отодвинься от окна», - почудилось мне сказал голос. Я счёл это за иллюзию и продолжал писать. Голос повторился громче и сильнее. Но то ли в состоянии забвения, то ли по грубости, я пренебрёг им. Убедившись, что ничего нет, я дремал в полусне. Удар молнии пронзил меня, и уже ясно громовой голос прозвучал: «Отойди от окна!». И одновременно меня отбросило в сторону. В этот момент раздался выстрел. Пробив стекло, пуля застряла в стене напротив. Так я приобрёл друга, спасшего меня».

Картина Н.К.Рериха «Аджанта»

Ещё один случай, рассказанный Юрием Николаевичем, произошёл в присутствии комиссии учёных-европейцев. Основная цель подобных экспериментов – повергнуть в прах многие, устоявшиеся веками, научные и религиозные догмы, и круто изменить мышление человечества, направив его в сторону изучения сокровенных тайн природы и человека, которые никогда ещё не были известны современной науке. Юрий Николаевич был свидетелем случая, который не поддаётся рациональному объяснению. Говоря о чудесах йогов, он подчёркивал, что факт, виденный им, относится к группе феноменов, доступных лишь Архатам высоких посвящений.

Картина Н.К.Рериха «Старый лама»

Один из старших лам, предложил комиссии указать любое место, где она хотела бы найти скрытое сокровище. Условились даже, что это должен быть каменный торс человеческой статуи. С напряжённым интересом, соблюдая все правила строгого научного контроля, следили учёные за тем, что делалось вокруг назначенного места.

Картина Н.К.Рериха «Дзон Капа»

Местом этим была высокая скала. Несколько суток лама провёл в глубокой неподвижности. Порой казалось, что он окаменел, как и эта скала. Медленно возвращалось сознание в холодное тело. Лама предложил долбить скалу. Рабочие прошли неподдающуюся породу. Осторожно, бережно крошили скалу, следуя указаниям ламы.

Картина Н.К.Рериха «Юэн Канг»

Под слоями каменной породы появилась сначала голова, потом торс статуи. Наконец показались руки. Тщательно отделили породу от чудесного произведения искусства. Когда отделили туловище, лама велел прекратить работу, ибо дальше ничего нет. Статуя оказалась без ног. Стали допытывать: «Куда же могли деваться ноги?» Лама с загадочным выражением сказал, что он устал и не счёл нужным продолжать опыт.

Картина Н.К.Рериха «Мысль»

Вот объяснение Юрия Николаевича этого феномена: «Человеческий мозг – неиссякаемый источник тонкой космической силы, способный управлять всеми грубыми энергиями физической природы. Совершенный посвящённый есть центр лучеиспускания, оттуда исходят могущественные силы, способные передвигать элементы материи и делающие ощутительные результаты в видимом мире форм. Адепт не творит ничего нового, но он приводит в действие материалы, которые природа нагромоздила вокруг него. Он выбирает что ему нужно и даёт своей мысли объективное существование».

Икона «Серафим Саровский»

Известно, что батюшка Серафим Саровский поднимался над полом во время молитвы. Братия даже видела, как он летел над лугом выше травы и цветов. Это явление называется левитацией. Вот как объяснял закон левитации Юрий Николаевич Рерих: «Духовная энергия преобладает над физической и трансмутирует её. Он (закон) подвластен лишь редким высокодуховным существам. Подвижники духа живут на грани двух миров – сфер физических и духовных энергий. И могут быть мгновения, когда этот потусторонний мир настолько магнетически насыщает и преодолевает все вибрации их физической сущности, что и она начинает подчиняться другой закономерности».

Фото Институт «Урусвати»

В завершении экспедиции Рерихи основали в долине Кулу Институт гималайских исследований «Урусвати». Этот Институт является для нас прообразом Института будущего. Юрий Николаевич был бессменным его директором на протяжении 10 лет, пока он существовал. Он предложил организовать Институт по типу индийских Ашрамов: «Когда мы основывали Институт, то прежде всего имелась в виду постоянная подвижность работы. Со времени основания каждый год проводятся экспедиции и экскурсии. Нужно то, что индусы так сердечно называют «Ашрам». Это – средоточие.

Фото Н.К., Ю.Н., и С.Н. Рерихи с посохами

Умственное питание Ашрама добывается в разных местах. Сотрудники Ашрама не сидят на месте. При каждой новой возможности они идут в разные стороны и пополняют свои внутренние запасы».

Фото Ю.Н. с ламами

Институт «Урусвати» состоял из двух отделов – ботанического и этнолого-лингвистического, которые также занимались изучением и разведкой археологических памятников. Институт занимался проблемами изучения солнечных лучей в высокогорных районах. Была собрана богатая коллекция тибетской фармакопеи, причём в этих многолетних работах приняли деятельное участие тибетские ламы-лекари.

Фото Ю.Н. на коне

Институт «Урусвати» издавал журнал, где были опубликованы многие работы Юрия Николаевича и в частности работа «Сказание о царе Гэсэре из страны Линк». Особое внимание Юрий Николаевич уделял эпосу о Гэсэр Хане, называя его «Илиадой Центральной Азии».

Картина Н.К.Рериха «Гэсэр Хан»

Гэсэр Хан – национальный герой Тибета, Алтая. Герой очень близкий Юрию Николаевичу. Это одно из Имён Владыки Шамбалы. Картина была написана Николаем Константиновичем специально для сына и подарена ему на день рождения. Она всегда была у Юрия Николаевича. Он привёз её в Советский Союз и сейчас она находится в квартире, где он жил в Москве. К этой картине я Вам сейчас прочитаю стихи, написанные Л.П. Дмитриевой.

 

ГЕСЕР ХАН

Сегодня не может быть "низанипротив".

Лишь только - "за", лишь только - "против".

Сейчас не может быть "ниданинет".

Иль только - "да", иль только - "нет".

Не видишь разве: кровью алой набухли над планетой облака?

И выползает тьма из всех расщелин.

И, обезумев, мечутся стихии.

И лист бледнеет перед вселенскою грозой.

И конь дрожит и жаждет битвы.

И в напряженьи небывалом тетива в руке, которая не знает пораженья.

И в устремленьи замерла стрела...

 

Великий воин Гесер-Хан - уничтожитель тьмы, воитель Света,

прошедший (и в который раз!) надземную дорогу духа ногами человека по земле.

Могучий витязь Гесер-Хан, защитник всех, кто ищет в Нём защиты...

 

Но я уже защиты не ищу, великий воин Шамбалы, Владыка Гесер Хан.

Я стать стрелой хочу в твоём колчане, которая разит врага.

Иль если не стрелой, то наконечником её хотя бы иль опереньем.

Лишь бы лететь туда, куда рука Твоя направит, Великий воин Шамбалы...

 

 

ЧАСТЬ 3. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ИНДИИ

 

Фото Н.К. Рерих с сыновьями

Около 35 лет прожил Юрий Николаевич в Индии. Но все эти годы, как и вся его семья, продолжал оставаться патриотом своей отчизны. За все годы пребывания за границей он так и не принял иностранного подданства. В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, он со своим младшим братом сразу же подал прошение в Советское посольство в Лондоне о зачислении их добровольцами в ряды Красной Армии, дабы с оружием в руках защищать свою Родину. Но в этом праве им было отказано.

Фото Ю.Н. со С.Н. в Кулу

«Оба моих сына полны устремления к Родине. Родина живёт у них как самая прекрасная мечта, и они верят всеми силами души в её ближайший рассвет», - писала Елена Ивановна.

Фото Ю.Н. в Калимпонге

Около 10 последних лет пребывания в Индии Юрий Николаевич проводит в Восточных Гималаях, где он жил с Еленой Ивановной в Калимпонге. Он преподавал там в Университете. Здесь 25 лет назад он сделал свои первые шаги в самостоятельной научной деятельности. Именно здесь, в Калимпонге, на границе с Сиккимом, вблизи патриархов Гималайских вершин, он проводит свои последние годы в Индии.

 

Под музыку Вагнера (2 мин. 30 сек) – 8 слайдов Канченджанги.

Картина «Помни»

 

 

ЧАСТЬ 4. ВОЗВРАЩЕНИЕ

 

Фото С.Н.Рерих с Н.С. Хрущёвым

В 1956 году Советская правительственная делегация посетила Индию. В составе комиссии, которая принимала эту делегацию на юге Индии, был Святослав Николаевич. Он обратился к Никите Сергеевичу Хрущёву с личной просьбой - разрешить его брату Юрию вернуться на Родину. Такое разрешение Хрущёв дал, и через год в августе 1957 года Юрий Николаевич вернулся на Родину.

Фото Ю.Н.

Вернуться в это время в Советский Союз было подвигом. В нашей стране Рерихов считали эмигрантами, что было равнозначно «враг народа» и, чтобы вернуться, нужно было обладать огромным мужеством.

За свои выдающиеся заслуги в области изучения языков, литературы, истории, археологии и этнографии Центральной и Южной Азии, Юрий Николаевич был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского археологического и этнографического обществ и многих других. Но, вернувшись на Родину, он сразу попал под жёсткий партийный контроль. Нельзя без душевного волнения вспоминать о том периоде жизни, который он провёл в Советском Союзе. В Институте Востоковедения Академии Наук, куда он был взят на работу, сначала он не имел отдельного кабинета и работал с аспирантами под лестницей.

Фото Ю.Н.

Ему была предоставлена квартира на Ленинском проспекте, но она была мала, чтобы разместить всё, что он привёз. Его называли «буржуазным учёным», «космополитом», прорабатывали на собраниях. Его, всемирно известного востоковеда, буддолога, учили читать лекции о Будде. Юрий Николаевич говорил: «Я не понимаю, что происходит. Все мои усилия уходят в песок, и я упираюсь в стену. Они не дают мне работать. Кто они? Не знаю». Но при этом в нём не было обиды. И он говорил: «Не Родина виновата, а несовершенство людей».

Фото Ю.Н.

Юрий Николаевич приехал на Родину не с пустыми руками. Он привёз около 400 картин своего отца, которые были переданы в дар нашему народу с условием, что они будут вывешены в картинных галереях. Условие это до конца не выполнено до сих пор. Он привёз 990 очерков Николая Константиновича «Листы дневника. Моя жизнь». И только в 1996 году они были полностью изданы Международным Центром Рерихов. А, кроме того, Юрий Николаевич привёз огромную библиотеку тибетских книг (около 5000), все свои научные труды (большая часть их до сих пор не переведена на русский язык).

Фото Книги Агни-Йоги

Юрий Николаевич привёз все книги Агни-Йоги.

Фото Ю.Н.

Помимо научной работы, Юрий Николаевич имел широкий спектр деятельности. На нём лежала ответственная миссия, о которой он потом говорил: «Моя задача выполнена». Он должен был вернуть на Родину имя своего отца – Николая Рериха – великого художника, гуманиста, философа-космиста. Приехав в Советский Союз, Юрий Николаевич сразу же начал организовывать выставки картин Николая Константиновича, на которых он был экскурсоводом.

Фото Ю.Н.

Несмотря на все препятствия, которые встречал Юрий Николаевич, он, как истинный воин по натуре, успел за 2,5 года на Родине сделать столько, сколько не успел бы никто, кроме него. Он возродил школу востоковедения в России в её лучших традициях и создал школу тибетологии. Он возглавлял сектор истории, философии и религии Индии, начал преподавание санскрита в нашей стране. Юрий Николаевич был одним из главных инициаторов возобновления работы по переводу древних философских и литературных памятников Востока, активным членом редколлегии «Библиотека – Буддика». Уже в Москве он завершал большой труд своей жизни – четырёх язычный словарь – Тибетско-русско-английский с санскритскими параллелями. Словарь этот был закончен его учениками и издан лишь через 25 лет после его ухода.

Фото Книга Дхаммапада

В 1960 году эта книга вышла под редакцией Юрия Николаевича. Это сборник изречений Будды, где наиболее сжато изложены основные морально-этические принципы раннего буддизма. Как только книга была издана, весь её тираж был арестован. Юрия Николаевича упрекали в идейной невыдержанности, вызывали на «проработку». Но Юрий Николаевич проявил находчивость, – он сумел достать 6 экземпляров этой книги со склада. Послал одну книгу послу Индии, другую Джавахарлалу Неру. В Институт Востоковедения пришли поздравительные телеграммы о том, что, наконец, в нашей стране началось исследование древних философских памятников Индии. После этого арест с издания был снят, и книги поступили в продажу.

Фото Ю.Н.

Я хочу Вам прочитать описание облика Юрия Николаевича, данное ему одним из тех людей, кто с ним встречался. «Юрий Николаевич внешне незаметный, но какой внутренне мощный, значительный, при сердечном касании, даже немного страшный, обжигающий. Взор мягкий, но не взор добряка. Он добр, но добротой требовательный, добротой долга перед человечеством, перед планетой, перед Учителем, перед Космосом. Это страшная, беспощадная доброта для ленивых и светляков. Труд напряжённой мысли, труд действия и отдых только в творчестве для Общего Блага. И как прекрасен, нежен этот облик, ищущий, где бы помочь и как бы укрепить столпы Учения».

Фото Ю.Н. с С.Н. «Последняя встреча»

В 1960 году в мае месяце открылась первая выставка работ Святослава Николаевича в нашей стране, в организации которой участвовал Юрий Николаевич. Святослав Николаевич приехал в Москву, и это было последнее общение между двумя братьями. Они общались недолго – около 20 дней. Люди, наблюдавшие их тогда, рассказывали мне, что это было что-то необыкновенное. Только когда они были вместе, они светились необыкновенной радостью и красотой. Это было общение двух людей, объединённых не только кровным родством, но духовным, что более важно. Это были Братья в самом высоком смысле этого понятия.

Картина С.Н.Рериха «Пиита»

Картина называется «Пиита», что значит «сострадание» - оплакивание Христа. Написана Святославом Николаевичем в 1965 году и посвящена брату. Вот как сам Святослав Николаевич комментировал эту картину: «Это общечеловеческая тема. Герой, жертвующий собой ради других людей. Рядом с ним мать и любимая женщина, которые так или иначе принимали участие в Подвиге, готовили к нему героя. Может быть их горе сильнее, чем страдание самого погибшего. Кто в состоянии измерить горе матери, или любящей женщины, теряющей самого дорогого человека. И это повторяется в жизни всегда и повсюду. Героический подвиг – не удел одиночек. К нему всегда причастны многие люди, поэтому нет в жертвенности безысходного горя, и розовый луч, который пронзает на картине тьму – это луч надежды, залог победы тех, кто поднимает людей на подвиги и кто сам идёт на них, жертвуя собой».

Фото Ю.Н. в Кулу

«Венец Архата достигается лишь сильнейшим огромным напряжением Подвига, мощным непоколебимым устремлением сердца, омытого кровавыми слезами страдания на протяжении многих и многих жизней. Сердце Архата должно познать все радости и все страдания, всё горе земного пути и испить полную чашу яда». (Елена Ивановна Рерих) Таков Путь истинного восхождения человеческого Духа и таким путём прошёл Юрий Николаевич.

Все древние Учения, все религии говорят нам о том, что человек бессмертен и воплощается на Земле много раз. Такая яркая индивидуальность, о которой я сегодня говорила, в ХХ веке воплотилась в личность, носившую имя Юрий Николаевич Рерих. 21 мая 1960 года он ушёл лишь с земного плана бытия, а дух его бессмертен и пребывает в высших слоях Космоса до следующего воплощения. 

Музыка – финал 4-ой симфонии Чайковского и слайды, посвящённые Юрию Николаевичу

 

==============================================

С уважением ко всем подписчикам,

редакция журнала "Грани эпохи"

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное