Все выпуски  

Источник счастья


Дорогие наши читатели! Предлагаем вашему вниманию следующий отрывок из статьи Сергея Лунева "ЦЕРКОВЬ В ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА вперед к феодализму".

Что делать?

Очистить церковное вероучениие от рудиментов авторитарной идеологии. Мысль не новая, но какие принять критерии, чтобы они удовлетворяли требованиям веры и гармонировали с потребностями общества и личности? Можно воспользоваться предложенной Альфредом Адлером схемой взаимодействия личностных стремлений. Две оси координат показывают две движущие силы развития личности.

Вертикальная ось будет отражать стремление к превосходству СП — как над собственной слабостью, прошлыми достижениями и задачами жизни (полезная сторона +), так и над другим людьми (неполезная сторона –).

Горизонтальная ось будет отражать социальный интерес СИ, или общественное чувство: интерес к другим людям и участие по отношению к ним (полезная сторона) или использование других людей и подавление их (неполезная сторона).

Оценка по обеим осям может быть положительной, нулевой или отрицательной. Каждый квадрант этой схемы соответствует определённому типу личности.

1. (СП+, СИ+) Это люди с высоким стремлением к превосходству, к развитию своих способностей, со здоровым стремлением занять своё место в социуме и с развитым стремлением внести свой вклад в развитие социума. Они успешно справляются со всеми задачами жизни. «Представим себе человека, чья любовная жизнь — это интимное и многостороннее взаимодействие, чья работа приводит к полезным результатам, у кого много друзей, а контакты с другими людьми обширны и плодотворны. О таком человеке мы можем сказать, что он воспринимает жизнь как творческую задачу, в которой много возможностей и никаких невосполнимых поражений. Смелость, с которой он встречает проблемы, передается утверждением: «Жизнь означает быть заинтересованным в других людях, быть частью целого, вносить свой вклад в благополучие человечества» (Adler A., 1932, р. 8). «Их чувство превосходства, именно потому что оно основано на полезной стороне жизни, не является комплексом превосходства» (Adler A., 1969, р. 84).

3. (СП-, СИ-) У этих людей не развиты ни стремление к превосходству, ни социальный интерес. Они не работают над собой, не любят ни себя, ни этой жизни, просто «коптят воздух». «Ненужные, никчемные» - назвал их Адлер.

2. (СП-, СИ+) У этих людей не развито стремление к превосходству, но развит социальный интерес. «Пустые делатели добрых дел», «невежественные путаники», как назвал их Адлер. Эти люди, можно сказать, – продукт авторитарной пирамиды, которая стремится развить в людях различные добродетели, но стремится минимизировать компенсацию за их вклад в жизнь пирамиды. Пастыри загоняют паству именно в этот квадрант. Слоган для этих людей: «Бог воздаст», «Послушание выше поста и молитвы». Церковь готова потратиться на пышность обрядов ради того, чтобы люди поверили, что их место именно в этом квадранте.

В реальной жизни таких людей относительно немного, зато Церковь канонизировала целые сонмы святых, проторивших пути в небесные обители именно через этот квадрант. Пример из классического пособия по спасению – «Авва Дорофей» (стр.7-19): Когда Досифею нужна была одежда, Авва давал ему оную шить самому, и он уходил и шил её с большим старанием и усердием. Когда же он оканчивал её, блаженный призывал его и говорил: «Досифей, сшил ли ты одежду?» Он отвечал: «Да, отче, сшил и хорошо её отделал». Авва Дорофей говорил ему: «поди и отдай её такому-то брату, или тому-то больному». Тот шёл и отдавал её с радостью, и никогда не поскорбел и не пороптал... Он никогда ни в чём не исполнял своей воли, ... он поспешно шёл и исполнял без рассуждения. ... Однажды пришёл он также спросить авву об одном изречении святого писания... Дорофей не хотел, чтобы он вдавался в это, но чтобы лучше охранялся смирением. Он отвечал ему: «не знаю». Когда Досифей пришёл к игумену, тот начал толкать его, говоря: «зачем ты не сидишь в своей келье спрокойно и не молчишь, когда ты ничего не знаешь? Как смеешь ты спрашивать о таких предметах? Что не заботишься о нечистоте своей». И сказав ему ещё несколько подобных выражений, игумен отослал его, дав ему два лёгких удара по щекам.

4. Псевдокомпенсация (СП+, СИ-) . У этих людей есть стремление к превосходству, но социальный интерес варьируется от 0 до какой-то неизвестной отрицательной величины. Если они заняты только психическим самосохранением, он может быть близким к 0; если при этом они используют других людей и манипулируют ими — то это уже отрицательная величина; если они заняты мщением — то «социальный интерес» становится просто зловещим.

Люди, относящиеся к этому квадранту, в разной степени честолюбивы. Но своё стремление к превосходству пытаются получать не за счёт вклада, а за счёт видимости, саморекламы, эпатажа, PR. Общество («это быдло») не в состоянии их оценить, поэтому они не мечут бисер перед свиньями.

Вместо того чтобы преодолевать препятствия, эти люди стараются загипнотизировать самих себя, интоксицировать себя, чтобы вызвать у себя чувство превосходства. Если они чувствуют себя слабыми, то постараются переместить себя в обстоятельства, в которых почувствуют себя более сильным. Они не учатся тому, чтобы быть более сильными, более адекватными, они учатся тому, чтобы казаться сильнее в собственных глазах.

На самом деле, это типичные неудачники. В советское время официальная демагогическая идеология, провозглашавшая «власть трудящихся», социальное превосходство рабочих и крестьян в государстве и обществе, была для многих из них единственно доступной психологической компенсацией социальной униженности, поддерживала чувство собственного достоинства. Экспансия «рыночных» ценностей, прямо или косвенно признающих право на достоинство только за удачливыми, талантливыми и богатыми, лишила их этой моральной опоры, создала острый когнитивный диссонанс.

Отсюда переход в религиозную мифологию. Люди из категории псевдокомпенсация – самые активные прихожане. Компенсаторная функция религии заключается в том, что приверженцы (верующие) получают утешение, антидепрессант, психологическую ширму, за которой они считают себя лучше и даже полноценней тех, кто приватизировал их собственность: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» (Евр.12.22-23). Человек, укрывшийся в норке нищеты, получает оправдание свыше. Церковь предоставляет услугу выхода за пределы собственной актуальности, включает человека в семью, делает частью своего тела. Но требует от всех своих чад безоговорочного признания учения о спасении, сформированного в период рабства.

А как же самоистязающие себя святые? Они тоже в 4 квадранте, т.к. избегают необходимости встретиться с жизнью и поддерживают в себе благородное чувство морального превосходства.

Покаяние освобождает людей этого типа от реального вклада (или возмещения ущерба), который те наносят социуму своими грехами. Пример: человек ехал на машине и задел, помял стоящую на обочине машину, в которой не было хозяина. Вместо того, чтобы возместить владельцу ущерб, верующий человек идёт в церковь повиниться. Эти люди используют религию для своего удобства.

Отпуская такого рода грех, священник выступает в роли наркоторговца – облегчает человеку душу, даёт ему инъекцию псевдо компенсирующую чувство вины перед обществом. Инъекции такого рода опиума крайне важны как для олигархов, так и для женщин в белых платочках. Поэтому, несмотря на расслоение уровня жизни наших граждан, храмы у нас возрождаются.

Различие между обязанностью и ответственностью соответствует различию между авторитарным и гуманистическим сознанием. Авторитарное сознание по сути означает готовность следовать приказам власти, которым личность подчиняется. Гуманистическое сознание — это готовность слушаться голоса своей собственной человечности, и оно не зависит от приказов, издаваемых кем бы то ни было. Поэтому сегодня люди, у которых Бог в душе, имеют больше общего с «неверующими», с теми, кто хотя и не ходит в церковь, но старается делать то, что соответствует «воле Божьей».

Рассмотрев 4 типа личности и определившись каким обществом являемся мы, можно решить куда идти самим и куда вести своих граждан. Если мы позиционируем себя как авторитарное общество, то нужно загонять овец во второй квадрант. Но мы то позиционируем себя как гражданское общество, поэтому должны переориентировать личность на 1 квадрант. Причём, для этого совсем не обязательно устраивать очередное гонение на Церковь. Просто нужно признать, что были исторические перегибы. И ориентировать человека не на индульгенции в церковный ящик, а на реальный вклад в жизнь общества. Причём не на вклад бессребреника, жертвы, которому поют на уши: «не надо печалиться. Вся жизнь впереди. Вся жизнь впереди – надейся и жди». А на вклад человека, чьё достоинство признают.

Каротин

Каротин - ненасыщенный углеводород, оранжево-желтый пигмент. Поэтому он находится в плодах, листьях цветков, имеющих оранжево- желтый пигмент (окраску). Белок, связанный с каротином, является важнейшим фактором химической стабилизации его. В растворе, особенно при облучении и доступе кислорода, каротин легко разрушается.
Подробнее


В избранное