Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эволюция сознания

  Все выпуски  

Эволюция сознания - Индийские посвящения. Лекция 2.


Цикл Лекций Ачарьи Кайласанатхананда Свамикал Тиртхапада
на Конференциях ИНДИЙСКИЕ ПОСВЯЩЕНИЯ

Перевод и редакция Евгений Лугов

Лекция 2. Эволюция Вселенской жизни и рождение человека.

Духовные традиции утверждают божественное происхождение всего мира, в том числе и человека, как неотъемлемой его части. Прежде, чем возник современный человек, эволюция форм происходила во Вселенских масштабах.
Итак мы утверждаем во-первых, доктрину о Единстве всего живого и множественности форм жизни. Формы, как говорит традиция – лишь внешнее выражение Духа-Сознания. Прежде, чем родиться или эволюционировать любая форма должна присутствовать как Дух-Атма-идея нашего Творца Брахмы. Его дыхание – космическая Прана, распространяется по всей необозримой Вселенной, и все мы, часть его. Космическая Прана – Атма неуничтожима.

За пределами цикла жизни космической Праны нет ни существования, ни несуществования, нет ни присутствия, ни отсутствия. Мы рассматривали прежде, что время существования одной Вселенной описано как один день Брахмы.

Пространство и вся сохраненная информация существования Вселенной называется Вишну. Слово Вишну переводится как тот, что заполняет собою всю протяженность. Он действительность существования всех форм Вселенной. Он - внутренняя причина и характер всех вещей.

Другое имя Вишну, которое очень популярно в нашей традиции Нараяна. Оно означает:

1. Тот, чье местопребывание - причинные воды бескрайней Вселенной.

2. Местопребывание всех существ.

3. Тот, в ком пребывают сердца всех людей.

4. Конечная цель существования всех людей.

Первая форма перевода вызвала описание Владыки Нараяна из пуран, которое общеизвестно.
После уничтожения Вселенной предшествующего цикла Дня Брахмы и перед началом следующего, Нараяна, высшее качество, засыпает в Пралае Ночи Брахмы. Его постель - вселенский змей Шеша, или Ананта. Он покоится на водах океана Кширамудра –«океан молока». Его благостная активность Лакшми сидит в его ногох.
Он мечтает во сне, и его мысль пробуждает следующий цикл Вселенского Творения. Из его пупка вырастает Лотос, на котором рождается Брахма. Просыпаясь Вишну активизирует Брахму на новое Творение. Это аллегорическая картина творения. Океан представляет причинные воды, из которых исходит вся жизнь. Океан молока представляет чистую форму Пракрити – природу жизни в своем безличном просветленном состоянии чистоты и блаженства.
Змей Шеша-Ананта имеет тысячу голов и поддерживает мир своими капюшонами. Ананта значит «бесконечный», и представляет космическое время, которое бесконечно. Созданный мир возникает во времени и сохраняется временем. Капюшоны змея символизируют бесчисленные миры и бесконечные промежутки времени.
Слово Шеша означает «остаток», то что откладывается как семя от прошлого творения. Поскольку создание не может начаться из ничего, так мы допускаем, что имеется запас от предшествующего создания. Шеша с Вишну сохраняют в себе совокупность Джив-атма - индивидуальных душ Космоса в их тончайшей форме, отложенной из предшествующего цикла.

Итак, когда наступило творение, эта совокупность бесчисленных Атм, формирующих Брахму, стала проявляться после того, как появилось пространство. Жизнь форм и их эволюция возникла только после образования Вселенной. Если нет пространства, никакой объект или информация не может существовать.
Никто из первооткрывателей и изобретателей на Земле не создал того, чего нет во Вселенной. Все формы уже изначально заложены в пространство и проявляются в зависимости от причин и возможностей того места и времени.

Благодаря качествам Вишну мы видим сейчас Вселенную, такую, как она есть. Она имеет устойчивые законы существования Форм. Формы подвержены изменениям, ведь главным в существовании является накопление опыта и совершенствование. От Эволюции Звезд, до травинок и насекомых, все стремится к развитию и росту. Множественность разнообразных миров не меняет в них всеобщности вселенские качества. И в тонких, духовных уровнях и в плотных, творение всегда идет к прогрессу.
Вишну – та сила, что стоит как закон, как сознательный покровитель и защитник творений. Человек как бессмертная Атма - часть вселенной, и стремиться скорее соединиться с Творцом. Все его устремления направлены на совершенствование тем или иным образом. Это не отменяет трудностей и неудач, согласно закону Кармы.
Термин Йога значит – единство Дживатмы и Параматмы. Занимаясь йогой, проходя ступени повседневности, мы понимаем что конечная йель – достижение Совершенной реализации в Параматме – Вселенской душе. Так мы обретаем Все счастье, все силы, все знания, все богатства и все высшие качества.

Вишну

Теперь мы рассмотрим конкретные качества и форму Вишну, чтобы узнать, по какому образу был сотворен человек.
Человек как царь природы и многомерное существо подобен Триединому Творцу, а Вишну из Троицы выглядит наиболее близким к человеческой форме. Хоть все формы и были созданы Брахмой, их существование и развитие заслуга Вишну. Он – персонификация милосердия, справедливости, он истина, добро и Дхарма-закон для всех существ.

Термин известен еще из Ригведы. Вишну там понимается как солнце в трех его фазах — восходе, зените и закате. Ведический Вишну проходит сквозь Вселенную за три шага. Это великий подвиг Вишну, утверждающий его всеобъемлющее покровительство всем существам. Сделав три шага, Вишну, солнечное божество, проследовал через три мировые сферы.

«Бог является проявленным в трех формах — как Агни на Земле, Индра или Вайю в воздухе, и Сурья на небе. Вишну говорит, что сделал три эти шага для защиты бессмертных форм. Точка зенита соответствует месту пребывания Вишну. Идея о мгновенном преодолении пространства устойчиво ассоциируется в Ведах с Вишну.
Позднее, когда в Индуизме возросло значение ритуалов, связь Вишну с ритуалами создала ему еще больший авторитет. В послеведической литературе колесо в его руке уподоблялось Солнцу. Гаруда, король птиц, его ездовое животное. Он также зовется Супарна. В Ригведе Супарна — атрибут солнца. Это подтверждает солнечное происхождение Вишну.

В Пуранический период Вишну становится очень влиятельным богом, наиболее важным в Индуистской Триаде. Пуранический Вишну стал синтезом трех божественных идей.

1. Идеи инкарнаций в телесные формы, как например Рамы и Кришны.

2. Ведического Бога-Солнца Вишну.

3. космического бога Брахманов Нараяны (Narayana).

Вишну постигается в пяти его важнейших аспектах: Пара - высочайший, Вьюха - блестающий, Вибхава - воплощенный, Антарймин - сущностный властелин бытия, и Ароча – визуальные формы и атрибуты.

Доктрина инкарнаций Вишну

Всевышнее предназначение Вишну — сохранение, поддержание, защита Вселенной. Его активность выражена в воплощениях – аватарах, которые выполняют божественную работу по защите миров. У Вишну бесчисленное количество аватаров в разных мирах. Часть из них известна нам. Всякий раз, когда силы Зла начинали властвовать над Землей великий защитник, покинув высшие сферы, нисходил в физический мир. Он принимал различные формы для достижения особых целей сохранения и эволюции. Учение о воплощениях Вишну указывает на то, что его формы имеют космическую эволюционную природу.

Как недавно обнаружили ученые, на примере нашей звездной системы и родной планеты Земля, эволюция сознания происходит в восходящем ключе. Развитие в плотном мире идет от низших форм жизни к высшим. От камня, к растению. От растения к животному. От простейших микробов и бактерий ко все более сложным. На уровне животных созданий, Вишну контролирует и развивает формы через групповую, видовую Атму. На самой высокой из животных ступеней, у млекопитающих, групповая душа разделяется на индивидуумы, которые и становятся объектами внедрения индивидуальной божественной Атмы. На еще более высокой стадии индивидуальные Атмы, развиваясь, поднимаются до единой Параматмы – Души Вселенной. Таков божественный Закон Развития Форм. Мы утверждаем, что эволюция – сознательное восходящее движение Души Вселенной. Современные «научные» теории эволюции - лишь жалкие обрывки этой великой картины Вселенной.
Десять известных индийской традиции аватаров Вишну на Земле были и природными формами, и далее историческими персонажами. Все они приходили и наделялись божественными свойствами, а после они рассматривались как воплощения самого божества.
Подчеркнем, что модель эволюции, указанная нам свыше, рассматривает раннюю историю животных форм и намного превосходит возраст человека, как животного вида Земли.

Первым аватаром Вишну стал Матсья-рыба. Он спас Ману- основателя человечества от «потопа», приведя его лодку к острову. В этой аллегории содержится знание о том, что началом сознательной жизни на Земле был мировой океан. В нем, из микроскопических организмов постепенно стали развиваться водные формы жизни. Рыба стала первым на Земле крупным водным организмом, имеющим сознание. Она способна в групповой Атме аккумулировать божественные духовные силы.
Вторым аватаром стала Курма-черепаха, поддержавшая пахтанье океана богами и асурами для экстракции нектара бессмертия амриты. В этой аллегории содержится знание о том, как возникли первые земноводные формы жизни, могущие дышать и под водой и на воде. Им и надлежало стать экстрактами теплокровных форм, в которые будет вселяться бессмертная искра Бога – Атма.

Третьим воплощением был Вараха-вепрь, поднявший «землю из вод». В нем мы видим историю появления суши над водой и эволюцию Божественных сил в первые сухопутные формы, независящие от водной стихии.
Четвертым стал получеловек-полуживотное Нарасимха, выразивший соединение царя животных творений и человека. Это выражает становление человека царем природы.
Пятый аватар Вишну - карлик Вамана, первый, из людей-героев «тремя шагами» измеривший всю Вселенную. Первым шагом он обошел Землю, вторым небеса, третьим – познал глубины сознательного погружения в Атмана. Он первый, наделен многими сверхчеловеческими качествами.
Шестой аватар Парашурама, героический человек каменного века. Его атрибут каменный топор.

Седьмой - царевич Рама, описанный в Рамаяне. Он символизирует победное шествие арийской традиции по Индостану и подчинение варварских племен.
Восьмой аватар Кришна-Васудева. Именно он написал гимн великую Бхагават-Гиту.
Девятый аватар – Будда Гаутама, ставший проповедником равенства, братства и единства всех людей. Он устремил массы к Просветлению, ранее доступному лишь йогам-брахманам.

Десятый Аватар Калки, на белом коне, придет в конце Кали Юги, чтобы восстановить Дхарму-Закон и начать новую эру Сатья Юги.
Вишну находится в каждом из нас, в самых лучших наших делах, самых высоких стремлениях. Вишну удовлетворяет потребность человека в вере в личностного Бога, имеющего человеческую природу и являющегося тогда, когда в нем возникает необходимость. Он воплощает мечту о божественном освободителе от несчастий и невзгод жизни.

Изображение Вишну.

Вишну сидит на Гаруде-Орле. Гаруда олицетворяет разум, охватывающий тела всех созданий. Нет ничего быстрее и сильнее, чем разум. Вишну имеет одно лицо и четыре руки. Его изображают синим, как бесконечный космос. Одеяние Вишну всегда жёлтого цвета, как лучи Солнца. Он несёт в руках жезл — символ власти, которую дает высшее знание. В другой раковину, символ пяти проявленных стихий Вселенной: огонь, вода, земля, воздух, дух. В третьей он держит колесо-чакру. Чакра представляет вращение миров, также и Колесо Дхармы, Колесо Времени и Кольцо Планет. Колесо символизирует Божественный Разум и его способность разрушать и снова создавать Вселенную, словно вращая колесо. Четвертая рука держит лотос, символ чистоты и гармонии. Четыре руки Вишну символизируют четыре стороны света. Жесты рук Вишну обозначают дарование, ниспосланное почитателям.

Богиня Лакшми - супруга Вишну.

У бога Вишну есть женская половина. Лакшми персонифицирует активные качества успеха, богатства, увеличения, достатка. Шри или Лакшми изображена уже в Ведах как богиня богатства и благосостояния, юности и красоты. Шри видимо была доведическим божеством плодородия и сельского хозяйства. Она позже была слита с Лакшми, ведическим эталоном красоты и процветания.
Она рождается вместе с Вишну и помогает ему поддерживать гармонию и красоту Вселенной. Она стала сопровождать Вишну в его воплощениях. Он представляет все, что мужское, она, все, что женское.

Лакшми божественно красива. Стоя на лотосе она держит лотосы в двух руках. Две другие руки рассыпают богатство вокруг. Она украшена гирляндой лотоса. Очень часто по сторонам ее изображают двух слонов. Ее цвет розовый, золотой, желтый или белый.
Если ее цвет золотой или желтый, это показывает ее, как источник всего богатства. Если белый, она представляет чистую форму Природы из которого Вселенная развилась. Розовый цвет отражает ее сострадание ко всем творениям, так как она наша мать.
Ее четыре руки значат ее власть над мыслями людей. Они – Пурушартхас – главные стремления людей. Дхарма – истинность, Артха - процветание, Кама- удовольствия и Мокша - Просветление.



В избранное